Файл: Понятие социального обеспечения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 189

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В случае нехватки средств на обеспечение выплат пенсий и пособий, медицинского обслуживания, санаторно-курортного лечения и других расходов правительство Российской Федерации при разработке проекта Федерального закона О федеральном бюджете на очередной финансовый год предоставляет субсидии финансовой системе социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить выплаты по обязательному социальному страхованию[64].

Участниками отношений по обязательному социальному страхованию являются страховщики и застрахованные лица.

Страховщиками являются организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые обязаны уплачивать страховые взносы. Страховщиками являются также органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с законодательством об отдельных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы[65].

Страховщики - некоммерческие организации, созданные в соответствии с федеральными законами Об отдельных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц на обязательное социальное страхование при наступлении страховых случаев[66].

Поскольку в России на современном этапе формирование единой системы обязательного социального страхования только началось, органы, осуществляющие отдельные виды страхования, не являются страховщиками[67].

Таким образом, пенсионное обеспечение застрахованных лиц по-прежнему осуществляется органами социальной защиты населения; обеспечение многих видов страховых выплат закреплено действующим законодательством за различными органами (службой занятости, работодателем). Санаторно-курортное лечение предоставляется застрахованным лицам по решению профсоюзных органов. В число страховщиков теперь входят и сами фонды, аккумулирующие соответствующие средства и распределяющие их между органами, непосредственно обеспечивающими страховое покрытие застрахованных лиц. Очевидно, что это не лучший способ организации функционирования системы обязательного социального страхования, поскольку она разделяет систему "сбора" средств и их распределения[68].

Более оптимальным решением было бы создание единой системы органов, осуществляющих обязательное социальное страхование, в структуре которой функционировали бы относительно самостоятельные подсистемы в зависимости от конкретного вида обязательного социального страхования (пенсионное страхование; несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания; в случае временной потери заработка или уменьшения его размера при наступлении определенных страховых случаев; медицинское страхование; в случае безработицы)[69]. С принятием Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" создаются предпосылки для полноценного функционирования в России наиболее адаптированных к потребностям рынка труда таких форм социального обеспечения, как обязательное социальное страхование.


Рассмотрим следующую форму социального обеспечения.

2.3 Социальное обеспечение за счет отчислений1 из государственного бюджета

Социальное обеспечение за счет отчислений из государственного бюджета представляет собой систему материального обеспечения и социального обслуживания отдельных категорий граждан, не подлежащих обязательному социальному страхованию, а также предоставление отдельных видов социального обеспечения всему населению независимо от принадлежности к определенным категориям граждан за счет бюджетных ассигнований[70].

Бюджет представляет собой пенсионное обеспечение офицеров, прапорщиков, прапорщиков Министерства обороны Российской Федерации и некоторых других категорий лиц по выслуге лет, инвалидности, а также членов их семей в случае потери кормильца. Они также получают различные виды социальных пособий, установленных законом[71].

За счет средств государственного бюджета гражданам как членам общества выплачиваются определенные пособия, например: единовременные пособия при рождении ребенка безработным гражданам; социальные пособия на погребение; компенсационные выплаты студентам на питание; пособия беженцам и вынужденным переселенцам. Кроме того, за счет этих средств в учреждениях социального обслуживания населения предоставляются многие виды социальных услуг: профессиональное обучение и реабилитация инвалидов и др[72].

Специфика круга лиц, обеспеченных бюджетными средствами, заключается в том, что он охватывает, во-первых, лиц, получающих обеспечение в связи с определенной общественно полезной деятельностью (в ходе которой они не подлежат обязательному социальному страхованию), когда обстоятельства признаются социально уважительными; во-вторых, все население страны, обеспеченное определенными видами социального обеспечения без какой-либо связи с правами человека[73].

Централизованный характер этого организационно-правового способа осуществления социального обеспечения выражается в том, что круг лиц, виды и виды социального обеспечения устанавливаются федеральными законами, в связи с чем они являются обязательными на всей территории России, то есть гарантируются самим государством. На федеральном уровне также определяется источник финансирования расходов: либо федеральный бюджет, либо бюджет субъекта Российской Федерации, либо местные бюджеты[74].


Формирование основ рыночной экономики, переход к новым социально-экономическим отношениям в России породили новое явление-бедность. Естественно, появление таких категорий малоимущих граждан (социально слабых слоев населения) вызвало необходимость оказания им соответствующей финансовой помощи. Такая поддержка установлена Федеральным законом от 17 июля 1999 года"О государственной социальной помощи".

Многообразие видов социального обеспечения за счет бюджетных средств определяет многообразие органов, обеспечивающих такое обеспечение. Это спецслужбы отдельных ведомств (Минобороны, МВД, ФСБ и др.), а также социальной защиты, здравоохранения, образования, службы занятости, опеки и т.д[75].

На современном этапе четко обозначилась еще одна, третья централизованная форма социального обеспечения, хотя она еще не обладает всеми признаками, характерными для полноценно функционирующих форм[76]. Это смешанная форма социального обеспечения, когда государство одновременно использует первую и вторую формы социального обеспечения по отношению к определенным субъектам. При этом социальное обеспечение этих работников, осуществляемое в связи с их специальной деятельностью, используется в качестве финансового источника как из Фонда социального страхования, так и из бюджетных средств. Никаких специальных способов накопления средств на эти цели в настоящее время не установлено.

В исследовании анализировалась система социального обеспечения. Большинство норм закона О социальном обеспечении носят разрешительный характер в силу характера общественных отношений, которые они опосредуют. Они создают реальные предпосылки для удовлетворения жизненных потребностей граждан в старости и в период инвалидности, потери кормильца и других социальных рисков. Формы социального обеспечения, используемые в России на современном этапе, можно классифицировать по степени их централизации на централизованные, региональные, а также локальные, локальные[77]. Централизованные формы, в свою очередь, подразделяются на: обязательное социальное страхование; социальное обеспечение за счет бюджетных средств; смешанная форма социального обеспечения, используемая для отдельных специальных субъектов[78].

Социальное обеспечение за счет отчислений из государственного бюджета представляет собой систему материального обеспечения и социального обслуживания отдельных категорий граждан, не подлежащих обязательному социальному страхованию, а также предоставление отдельных видов социального обеспечения всему населению независимо от принадлежности к определенным категориям граждан за счет бюджетных ассигнований[79].


Централизованный характер этого организационно-правового способа осуществления социального обеспечения выражается в том, что круг лиц, виды и виды социального обеспечения устанавливаются федеральными законами, в связи с чем они являются обязательными на всей территории России, то есть гарантируются самим государством.

Заключение

На основе изученных материалов можно говорить о многогранности подхода к понятию социального обеспечения. Юристы и правоведы считают, что целью социального обеспечения является защита права на жизнь. Политики часто используют социальное обеспечение в качестве политического лозунга. Экономисты понимают социальное обеспечение, как перераспределение доходов.

Учитывая эти тенденции, можно определить понятие социального обеспечения следующим образом: социальное обеспечение в узком смысле означает, что государство, проводя социальную политику по обеспечению минимального уровня жизни общества, гарантирует каждому человеку защиту от основных опасностей, угрожающих утратой средств к существованию - таких как болезнь, несчастный случай на производстве, старость, безработица, бедность; в широком смысле социальное обеспечение означает систему, которая через государство и общественные организации обеспечивает ресурсы для жизни и обслуживания нуждающихся, с тем чтобы человек мог жить как человек, а через перераспределение доходов стремится к социальному равенству и полному равновесному развитию.

Важнейшей функцией системы социального обеспечения является, конечно же, обеспечение приемлемого уровня жизни населения. Структура такой системы такова: инвалидам социальная помощь; трудоспособным возможность социального страхования, нуждающимся в социальной поддержке поддержка социальных служб.

Вторую по значимости функцию можно назвать функцией перераспределения доходов. Типичным примером перераспределения доходов в сфере социального обеспечения является социальная помощь, которая, можно сказать, осуществляет "вертикальное перераспределение доходов". Еще одной структурной областью, выполняющей функцию "вертикального перераспределения", являются социальные услуги. Социальное страхование выполняет функции "горизонтального распределения".

Третья основная функция социального обеспечения - это функция экономической стабилизации.

Поскольку система социального обеспечения путем умелого регулирования пропорций социальных взносов и налогов может достичь экономической стабилизации, тем самым предотвращая такие социальные опасности, как инфляция и финансовые проблемы государства.


Система социального обеспечения каждой страны имеет свои особенности в зависимости от конкретных социально-экономических условий. Право на социальное обеспечение закреплено в Конституции Российской Федерации и представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и законодательных мер.

В основном, в Российской Федерации Социальная защита инвалидов и малообеспеченных групп населения осуществляется по двум основным направлениям -социальное обеспечение и социальная помощь.

Под формами социального обеспечения понимаются организационно-правовые способы его реализации. К специфическим характеристикам форм социального обеспечения отнесены: 1) способ накопления средств в финансовых источниках, за счет которых осуществляется социальное обеспечение; 2) круг субъектов, поддерживаемых средствами конкретного источника финансирования; 3) виды обеспечения за счет источника специфический круг субъектов; 4) Система органов, осуществляющих социальное обеспечение.

Формы социального обеспечения постоянно трансформируются. Важность организационно-правовых способов реализации социального обеспечения заключается в том, что они позволяют государству и обществу наиболее рационально распределять совокупный валовой продукт через систему социального обеспечения, основывая такое распределение на принципах социальной справедливости.

Формы социального обеспечения, используемые в России на современном этапе, можно классифицировать по степени их централизации на централизованные, региональные, а также локальные, локальные.

Централизованные формы, в свою очередь, подразделяются на: обязательное социальное страхование; социальное обеспечение за счет бюджетных средств; смешанная форма социального обеспечения, применяемая для отдельных специальных субъектов.

Поскольку обновляющаяся Россия является полноправным членом мирового сообщества и принимает уже существующую международную систему взглядов и действий в решении социальных проблем, такая система социального обеспечения должна базироваться на концептуальной основе, соответствующей цели ООН по созданию "общества для всех людей". При таком подходе социальные проблемы и жизненные трудности рассматриваются не как негативные явления, а как факторы, которые при их справедливом и рациональном решении способствуют устойчивому социальному развитию.

Реализация этой концепции в России потребует весьма значительных усилий, так как анализ демографической ситуации свидетельствует о наличии и углублении многих индивидуальных и групповых проблем, которые, помимо своей сложности, носят долгосрочный характер.