Файл: Роль мотивации в поведении организации.(ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РОЛИ МОТИВАЦИИ В ПОВЕДЕНИИ ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Процесс мотивации и его характеристики
1.2 Анализ современных теорий мотивации персонала
1.3 Управление мотивацией персонала в современных компаниях
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РОЛИ МОТИВАЦИИ В ПОВЕДЕНИИ ПЕРСОНАЛА ООО «ИНТЕРПРОДУКТ»
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ системы оплаты труда на предприятии
2.3 Исследование эффективности системы мотивации персонала компании
2.4 Разработка проекта по совершенствованию системы мотивации персонала на ООО «ИНТРЕПРОДУКТ»
В таблице 2.7 представлены затраты на закупку SAP R/3 для ООО «ИНТЕРПРОДУКТ».
Таблица 2.7 - Затраты на закупку SAP R/3 для ООО «ИНТЕРПРОДУКТ»
Наименование статьи затрат |
Сумма, тыс.руб. |
Закупка информационной системы ПО SAP R/3 |
68 |
Закупка лицензий на ПО сотрудников отдела кадров по работе в системе (2 штуки) |
20 |
Разработка обновленного регламента аттестации персонала |
5 |
Разработка положения управления деловой карьерой персонала на основании системы 360 гарусов |
10 |
Разработка положения по работе с рекомендациями |
5 |
Итого |
108 |
Итоговая сумма затрат на внедрение системы составит 108 тыс. руб.
В таблице 2.8 приведены затраты на внедрение системы Assessment Tools в ООО «ИНТЕРПРОДУКТ».
Таблица 2.8 - Затраты на внедрение системы Assessment Tools в ООО «ИНТЕРПРОДУКТ»
Наименование статьи затрат |
Сумма, тыс. руб. |
Затраты на закупку модулей информационной системы Assessment Tools |
70 |
Затраты на установку информационной системы и ее интеграцию в локальную вычислительную сеть компании |
20 |
Затраты на обучение персонала специалиста по кадрам |
4 |
Наладка системы и пуск в эксплуатацию |
5 |
Итого |
99 |
Итоговая сумма затрат на внедрение системы составит 99 тыс. руб.
В таблице 2.9 приведены критерии выплаты бонуса работнику по итогам месяца.
Таблица 2.9 - Критерии выплаты бонуса работнику по итогам месяца
Параметр премирования |
Уровень выполнения |
Соблюдение плана по выходу годовой продукции производства |
80% |
Снижение уровня брака на производстве |
30% |
Уровень работоспособности и обязательности сотрудников |
5% |
Отзывы о сотруднике |
5% |
Максимально эффективное использование рабочего времени |
5% |
Повышение производительности труда в сравнении с предыдущим месяцем |
10% |
Таким образом, при условии выполнения всех вышеперечисленных заданий бонусный фонд равномерно будет распределяться каждому работнику в виде прибавки к ежемесячной заработной плате.
В таблице 2.10 приведены затраты на внедрение программы повышения лояльности сотрудников ООО «ИНТЕРПРОДУКТ» и защиты персонала от перехода к конкурентам.
Таблица 2.10- Затраты на внедрение программы повышения лояльности сотрудников ООО «ИНТЕРПРОДУКТ» и защиты персонала от перехода к конкурентам
Наименование статьи затрат |
Сумма, тыс.руб. |
Обучение сотрудников кадровой службы |
10 |
Разработка нового положения о выплате бонусов |
17 |
Итого |
27 |
Выручка ООО «ИНТЕРПРОДУКТ» в 2018 году составляла 72292 тыс.руб. При выполнении работниками производственного задания выручка увеличится на 10% (см. Табл.3.4) или на 72292*10%=7229 тыс.руб.
В таблица 2.11 приведены совокупные затраты на внедрение мероприятий по совершенствованию системы мотивации и повышения лояльности персонала.
Таблица 2.11 - Cовокупные затраты на внедрение мероприятий по совершенствованию системы мотивации
Наименование статьи затрат |
Сумма, тыс.руб. |
Затраты на закупку SAP R/3 для ООО «ИНТЕРПРОДУКТ» |
108 |
Затраты на внедрение системы Assessment Tools в ООО «ИНТЕРПРОДУКТ» |
99 |
Затраты на внедрение программы повышения лояльности сотрудников ООО «ИНТЕРПРОДУКТ» и защиты персонала от перехода к конкурентам |
28 |
Бонусный фонд |
723 |
Итого |
958 |
Бонусный фонд работникам устанавливается в форме 10% от общего прироста выручки в планируемом периоде, таким образом, бонусный фонд составит 7229*10%=723 тыс.руб. в расчете на всех работников или 723/70=10,23 тыс.руб. в расчете на одного работника в год.
Таким образом, общая сумма затрат на первый год работы по новой системе мотивации составит 958 тыс.руб.
Команда проекта (КП) – организационная структура, создаваемая на период осуществления всего проекта либо одной из фаз его жизненного цикла. Задачей руководства команды проекта является выработка политики и утверждение стратегии проекта для достижения его целей. В команду входят лица, представляющие интересы различных участников проекта.
В таблице 2.12 приведено описание команды проекта.
Таблица 2.12 - Команда проекта
Роль в проекте |
Должность в подразделении компании |
Обязанности в проекте |
Инициатор проекта |
Руководитель ООО «ИНТЕРПРОДУКТ» |
Контроль за ходом реализации проекта |
Менеджер проекта |
Начальник отдела по персоналу |
Управление проектом в целом Мониторинг и контроль выполнения работ по проекту Организация и контроль работы членов команды проекта |
При создании команды проекта часть его участников будут штатными сотрудниками фирмами, что позволит снизить затраты на привлечение сторонних специалистов. Часть специалистов будет также привлечена со стороны. Членам команды проекта нужно четкое понимание цели проекта, функций, обязанностей, ответственности.
Календарный план-график (диаграмма Гантта)
Диаграмма Гантта - это столбчатая диаграмма, цель которой отобразить временные рамки заданий и действий в той последовательности, как они проходят на протяжении проекта.
На диаграмме Гантта задачи, составляющие план проекта, изображаются на шкале времени в виде отрезков, начало, и конец которых соответствуют планируемым датам начала и окончания выполнения задач. Каждая задача располагается в отдельной строке.
В таблице 2.13 приведено определение сроков проекта модернизации системы мотивации персонала.
Таблица 2.13- Определение сроков проекта
содержание
фаза |
срок |
|
Инициирование проекта |
1.Формулирование и вынесение на рассмотрение идеи о модернизации системы мотивации персонала и защиты персонала от перехода к конкурентам; 2.Оценка рыночных возможностей проекта; 3. Формулирование проекта выплаты бонусов сотрудников по результатам трудового вклада 3. Анализ рынка ИТ – решений в области кадрового отбора персонала; 5.Назначение менеджера проекта – начальника отдела по персоналу; 6.Разработка и постановка целей и задач проекта. |
1 неделя |
Концептуальная фаза |
Разработка и презентация руководству ООО «ИНТЕРПРОДУКТ» о новых возможностях предлагаемой системы и перспективных возможностях роста для компании. |
1 неделя |
Фаза планирования |
1.Поиск и подбор поставщика ИТ-решений и заключение договоров. 2.Составление бюджета проекта |
2 недели |
Фаза реализации |
1.Закупка и наладка информационных решений. 2.Разработка процедуры деловой оценки кадров 3. Разработка должностных инструкций и документов, регулирующих найм и отбор 3. Формирование комплекса критериев для выплаты бонусов персоналу 3.Пуско-наладочные работы ИТ - систем 5.Запуск системы в тестовом режиме |
4 месяца |
Фаза завершения |
Обучение персонала по работе с новыми информационными системами. Применение новых технологий и решений в работе кадрового отдела. |
1 месяц |
Необходима четкая реализация проекта по времени, иначе это поведет к увеличению стоимости проекта и срыву планов.
На рисунке 2.6 приведена диаграмма Ганта проекта модернизации системы мотивации персонала.
Рисунок 2.6- Диаграмма Ганта проекта модернизации системы мотивации персонала
Таким образом, внедрение проекта длится с 1 июля 2018 года по 31 декабря 2018 года, и продолжительность составит 178 дней.
При разработке любого проекта необходимо учитывать возможные риски.
Риск – это событие, происходящее в условиях неопределенности, которое может привести к одному из трех результатов: отрицательному, положительному и нулевому.
В систему рисков проекта относятся финансовые риски, операционные риски и кадровые риски.
Основными мероприятиями, которые помогут противостоять данным видам рисков, являются:
- финансовые риски – резервирование расходов, страхование;
- форс-мажорные риски - страхование;
- риски участников проекта – предотвращение рисков при помощи реализации мероприятий №1 и №2.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как показал проведенный анализ во второй главе курсовой работы:
- исследование мотивационной системы исследуемого предприятия выявило, что в качестве экономического метода стимулирования труда используется выплата оклада, а премирование сотрудников носит бессистемный разовый характер.
- сотрудники негативно оценивают принятую систему оплата труда, высказывая мнение о том, что она не соответствует трудозатратам и степени ответственности;
- большинство сотрудников отмечает, что в компании не развита система управления деловой карьерой, хотя данная система является одним из самых важных нематериальных стимулов;
- оперативный персонал высказал мнение о том, что их профессия недостаточно престижна и их труд низко оценивается руководством.
Таким образом, как показал проведенный анализ, система мотивации в ООО «ИНТЕРПРОДУКТ» нуждается в совершенствовании.
В рамках проекта предложен комплекс мероприятий по оптимизации системы отбора кадров и повышения лояльности персонала:
1. Как показал проведенный анализ, в ООО «ИНТЕРПРОДУКТ» внутренняя ротация кадров фактически не используется, что приводит к высокой текучести кадров, поскольку сотрудники, получившие высшее образование, увольняются из компании по причине отсутствия перспектив продвижения по карьерной лестнице. В целях повышения эффективности системы работы с внутренними источниками отбора кадров предлагается внедрить планирования деловой карьеры путем создания корпоративной ERP-системы SAP R/3.
2. В целях повышения эффективности проведения оценки кандидатов и снижения трудоемкости данного процесса в ООО «ИНТЕРПРОДУКТ» предлагается внедрить автоматизированную информационную систему оценки кандидатов на вакантные должности и аттестации новичков.
3. Как было отмечено в аналитической части исследования, основным источником отбора производственных кадров в ООО «ИНТЕРПРОДУКТ» является внешний отбор, который производится с помощью интервью, которое проводит с кандидатами специалист по управлению персоналом, а в отдельных случаях еще и потенциальный непосредственный руководитель кандидата.
4. Повышение степени лояльности сотрудников компании – основная задача маркетинговой политики отдела персонала ООО «ИНТЕРПРОДУКТ». Как показал проведенный анализ, в компании в основном применяется повременно-премиальная система оплаты труда, которая мало учитывает трудовой вклад работников. В 2018 году в компании рекомендуется внедрить бонусную программу оплаты труда.
В случае, если ООО «ИНТЕРПРОДУКТ» в результате совершенствования системы управления персоналом удастся сократить ошибки и соответственно уменьшить вызванную этим текучесть кадров, срок окупаемости составит 6 месяца. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о целесообразности внедрения предложенного проекта.
Кроме того, в результате реализации предложенных мероприятий будет достигнут социальный эффект:
- повышение эффективности управления компанией;
- снижение текучести персонала;
- соотношение сотрудников, принятых на ключевые должности извне, с теми, кто «вырос» до такой должности в стенах организации;
- работа над новыми проектами, как фактор создания инновационной атмосферы в организации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Аллин, О. Н. Кадры для эффективного бизнеса. Подбор и мотивация персонала: учебное пособие. /О.Н. Аллин, Н.И. Сальникова– М.: Генезис, 2017. - 248 c.
- Авдеева, Н.М. Совершенствование системы мотивации и стимулирования персонала организации /Н.М. Авдеева// Достойный труд – основа стабильного общества: материалы VI междунар. науч.-практ. конф. : в 2 Т. – Екатеринбург, 2017. – С.112-114.
- Антосенков, Е. Реформа заработной платы - ожидание и реальность: Учеб. пособие / Е. Антосенков, Ю.Кокин. - М - Экономист. 2011. – 311 с.
- Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник/ Н.А. Русак, В.И.Стражев, О. Ф. Мигун. Под общ. ред. В. И. Стражева. — 4-е изд., испр. и доп. – М.: Выш. шк., 2011.— 398 с.
- Адамчук, В.В. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. / В. В. Адамчук, О В. Ромашов – М.: ЮНИТИ, 2011. – 407с.
- Балобанова, С.С. Совершенствование мотивации персонала / С.С. Балобанова, Э.М. Ахметшин // Экономика и социум. – 2017. - № 4/6. – С. 600-603.
- Бакирова, Г.Х. Психология развития и мотивации персонала: учебное пособие. /Г.Х. Бакирова– М.: Юнити-Дана, 2016. - 440 c.
- Волгин, Н. Мотивационная основа эффективности труда в кризисных условиях /Н. Волгин, Е. Валь // Человек и труд – 2012. - №4 – С.75-79.
- Глушков, В.А. Анализ и совершенствование системы мотивации персонала организации / В.А. Глушков, Р.А. Сайфутдинов, Е.В. Муравьева, Ю.В. Мухунова // Актуальные вопросы соврем. науки. – 2018. - № 40. – С. 46-55.
- Генкен, Б.М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. / Б. М. Генкен - М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА – М.: 2011.- 384с.
- Грачев, М.В. Суперкадры: управление персоналом в международной корпорации: Учеб. пособие / М.В. Грачев. - М.: Дело. 2011.- 260 с.
- Дикунова, А. Е. Разработка рекомендаций по созданию эффективной системы мотивации персонала организации /А.Е. Диконова// Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – Т. 8. – С. 156–160.
- Мухин, Ю.И. Наука управлять людьми: Изложение для каждого. / Ю.И. Мухин // М.: Фолиум, 2011. – 267 c.
- Егоршин, А.П. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие. /А.П. Егоршин- М.: Инфра-М, 2012. - 464 c.
- Исмагилов, Н.С. Механизм мотивации персонала /Н.С. Исмагилов// Социально-экон. науки и гуманитар. исслед. – 2018. - № 4. – С. 25-28.
- Красильников, С. Как повысить эффективность мотивации: от финансового неравенства к мотивационным деривативам /С. Красильников// Проблемы теории и практики упр. – 2017. - № 3. – С. 50-57.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность. / А.Н. Леонтьев - М.: Смысл, 2005. - 353 с.
- Молчанов, В.С. Совершенствование инструментов мотивации персонала в организации // Современные проблемы и тенденции развития экономики и управления в XXI веке /В.С. Молчанов// Сборник материалов IX-й междунар. науч.-практ. конф. - Липецк, 2018. – С.33-38.
- Макаренко, М.В. Производственный менеджмент: Учеб. пособ. для вузов / М.В. Макаренко, О.М. Махалина. – М.: ПРИОР, 2011. - 384 с.
- Маслов, Е.В. Управление персоналом предприятия: Учеб. пособ. /Е.В. Маслов. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2012. - 312 с.
- Мишурова, И.В. Управление мотивацией персонала: Учеб.-практ. пособ. /И.В. Мишурова. – М.: МарТ, 2016. – 224 с.
- Маслоу, А. Г. Мотивация и личность. /А.Г. Маслоу — СПб.: Евразия, 2011. — 478 с.
- Моргунов, В.И. Цены и эффективность вложений в подготовку рабочей силы. / В.И. Моргунов // СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2016. -245 c.
- Одегов, Ю. Г. Мотивация персонала. Практические задания (практикум): учебное пособие / Ю. Г. Одегов. - Москва: Альфа-Пресс, 2010. – 633 с.
- Пряжников, Н. С. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие. /Н.С. Пряжников – М.: Академия, 2012. - 338 c.
- Рофе, А. И. Научная организация труда: учеб.пособие / А. И. Рофе. - М.: Издательство «МИК», 2008. - 320 с.
- Рудась, И.С. Совершенствование мотивации труда на основе использования современных подходов к организации оплаты труда /И.С. Рудась// Актуальные проблемы инновационного развития экономики : тез. докл. междунар. науч.-практ. конф. профессорско-преподавательского состава и аспирантов / Белгородский ун-т кооперации, экономики и права. - Белгород, 2017. – С.250-252.
- Рычагова, Д.С. К вопросу совершенствования системы мотивации персонала торговой организации /Д.С. Рычагова// Соврем. бизнес-пространство : актуальные проблемы и перспективы. – 2017. - № 2. – С.112-115.
- Слепцова, А. С. Психодиагностика персонала: учебник. /А.С. Слепцова – М.: Феникс, 2012. - 320 c.
- Слезингер, Г. Э. Труд в условиях рыночной экономики. Учебное пособие / Г. Э. Слезингер. - М.: ИНФРА-М., 2016. - 336 с.
- Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия:учеб.пособие / Г.В. Савицкая. – М.: Новое знание, 2008. – 704 с.
- Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб.пособие / Г.В. Савицкая. – 7-е изд., испр. – М.: Новое знание, 2008. –715 с.
- Слезингер, Г. Э. Труд в условиях рыночной экономики. Учебное пособие / Г. Э. Слезингер. - М.: ИНФРА-М., 2016. - 336 с.