Файл: Методические указания по выполнению практической работы 4 по дисциплине.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 108
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖЕДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА
КАФЕДРА «Управление судном»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению практической работы № 4 по дисциплине
"Технология перевозки грузов" (для курсантов и студентов заочников)
Тема:"Определение количества груза на танкере"
Методические указания составлены:
доцентом кафедры "Управление судном" Егоровой Л.И.
Утверждены на заседании кафедры
Протокол № 7, от 26/06/08 г.
Новороссийск 2008 г.
Практическое занятие № 4.
Тема практического занятия:
Определение количества груза на танкере.
Количество жидкости, содержащееся в сосуде, может быть выражено двумя способами, а именно, объёмом и весом. Объём измеряется м3, f3 ( 0,0283 м), баррелями (0,159 м), галлонами или литрами.
Вес нефтепродуктов измеряется метрическими тоннами или длинными (английскими тоннами =1,016 метрической тонны).
Отсеки на судах имеют неправильную форму, объём занят корпусными конструкциями и трубопроводами. Их измерение производится сложным путём,
Все грузовые отсеки судна обмеряются и тарируются заранее, когда судно ещё строится, результаты тарировки для облегчения их использования сводятся в таблицу. Судовые таблицы тарируются через каждые 10-20 см высоты, а соответствующая вместимость может быть выражена в любых мерах: м3, f3, баррелях, галлонах. Можно также тарировать цистерны в "тоннах воды" из расчёта 1 м3 = 1 тонне.
Мерой учёта количества наливных грузов является их масса, поскольку у всех жидкостей, особенно у лёгких нефтепродуктов, с изменением температуры изменяется и объём. Массу наливных грузов определяют по объёму, занимаемому грузом в танке, и по плотности груза.
Способы измерения уровня жидкости в отсеке судна.
Первый заключается в опускании футштока до днища отсека и в определении, до какой отметки футшток будет испачкан жидкостью. Способ определения "взлива".
Второй способ называется "замером пустот" и заключается в определении пространства, оставшегося незаполненным между поверхностью жидкости и верхом отсека. Второй способ более удобен. Таблицы составляются таким образом, чтобы с их помощью можно было определить объём груза как по способу "взлива" так и по способу "замера пустот".
Оба измерения дополняют друг друга и, если сложить обе измеренные высоты, то получится полная высота отсека от днища, до внутренней поверхности отсека или до той точки, которая принята за начало отсчётов при измерении пустоты. Необязательно отсчитывать пустоту от верха отсека, иногда бывает более удобным производить отсчёт от какой-либо другой точки, например, от верхней кромки измерительной трубы. Под такой таблицей должно быть примечание, что замер пустоты отсчитывается от верхней кромки измерительной трубы.
На большинстве современных танкеров и нефтерудовозов у всех отсеков имеются измерительные трубы, которые обычно располагаются приблизительно в геометрическом центре верха отсека. Такое расположение измерительных труб устраняет ошибки при определении взлива или пустоты при крене и/или дифференте судна.
Таблицы тарировки отсеков судна включают также таблицу поправок к высотам взлива и пустоты для тех отсеков, где измерительные трубы расположены не в центре отсека; эти поправки даются для нескольких значений дифферента. Следует всегда пользоваться таблицей поправок, если судно сидит не на ровный киль.
Замеры груза производятся стальной рулеткой или метрштоком, которые имеют деления на сантиметры и миллиметры. Высота уровня нефтепродукта определяется по линии смачивания на ленте рулетки и метрштока.
Мерительные инструменты
Для определения пустоты чаще всего применяются метрштоки (футштоки
). В верхней части метрштока имеется Т-образная ручка с поперечиной шириной около 300 мм. На метрштоке сверху вниз нанесены деления через 1 см, которые в свою очередь разделены пополам.
За начало отсчёта принята нижняя кромка поперечины ручки. Для производства замеров метршток опускают в отсек через мерительное отверстие, пока поперечина не ляжет на кромки трубы, после чего этот метр-шток вынимают из отсека и читают показание на шкале метрштока в том месте, где начинается след нефтепродукта. Метршток во время замера должен быть в вертикальном положении, иначе замер будет произведен не точно. (Смотри рисунок № 1).
Стальная мерительная лента применяется для определения высоты заполнения отсека жидкостью, при этом следует помнить следующее:
1. Иногда латунный наконечник длиной 150 мм. прикреплён зажимом к концу ленты и деления на самой ленте начинаются с деления 150 мм. нулевой отсчёт совпадает с нижним концом наконечника.(Смотри рисунок № 2).
2. У мерительных лент другого типа наконечником служит латунная линейка длиной 300 мм., прикреплённая к концу ленты, но не засчитанная в её длину. Нулевой отсчёт совпадает с началом ленты, а потому наличие линейки-наконечника требует прибавления к прочитанной на ленте высот 300 мм. (Смотри рисунок № 2).
Ленту второго типа очень удобно использовать для определения пустоты. Для этого необходимо опустить ленту в отсек с таким расчётом, чтобы латунная линейка была погружена в жидкость на несколько см, а верхний срез измерительной трубки совпал с одним из целых делений лепты (например: 1, 2, 3 и т.д. метра или метра и 20, 30, 40 и т.д. см).
Тогда истинная высота пустоты будет равна числу метров и сантиметров, показываемому лентой, плюс длина не погруженной в нефтепродукт части латунной линейки (от нулевого деления ленты до того места, где на линейке будут следы нефтепродукта). (Смотри рисунок №3).
Для определения пустоты могут быть также использованы мерительные ленты первого типа. В этом случае из показаний на шкале ленты следует вычесть число сантиметров равное глубине погружения в нефтепродукт латунного наконечника. (Смотри рисунок №2).
В настоящее время на судах применяются электронные меритель
ные ленты иностранного и отечественного производства позволяющие измерять пустоты и взливы грузы, а также температуру груза. Поэтому необходимо внимательно разобраться в тех мерительных инструментах заблаговременно до начала производства замеров, чтобы не допустить ошибки.
На судах устанавливаются системы дистанционного замера груза. Данные о величине взлива в каждом танке передаются в ПУГО, где и высвечиваются на табло. Как правило замеры взлива по системе дистанционного замера не используются для внесения в акт замеров и используются при погрузке для приблизительного замера пустоты. В акт замера вносятся пустоты измеренные в ручную.
Определение температуры груза
Термометры для определения температуры жидких грузов заключены в предохранительную латунную оправку. Термометр либо опускается на лине в грузовой танк (как правило), либо погружается в пробоотборник с пробой взятого из танка нефтепродукта.
При измерении температуры принимаемого и выгружаемого груза следует пользоваться одним и тем же термометром.
Определение плотности груза
Плотность жидких грузов определяется в соответствии с ГОСТами при помощи ареометров, нефтеденсиметров, гидростатических весов или пикнометров. Эти приборы градуируются в соответствии с требованиями стандарта для определённой температуры, называемой стандартной.
За стандартную температуру в России принимается температура нефтепродукта при +20° С.
Плотностью нефтепродукта называют отношение его массы при температуре +20° С к массе воды в том же объёме при температуре +4°С. Такая плотность обозначается 20 и называется стандартной.
В практике работы транспортного флота плотность жидкого груза при любой температуре определяют расчётным методом, используя формулу:
t=20\4+(20-t), (1)
где f- плотность груза при температуре t;
t - фактическая температура груза;
р 20\4 -плотность груза по паспортным данным (стандартная);
- поправка на плотность при изменении температуры груза на
1°С (выбирается из таблицы № 1).
Знак поправки получает отрицательное значение при температуре жидкого груза выше +20° С.
Если приборы для определения плотности градуированы не по стандарту, необходимо произвести пересчёт показаний к стандартной плотности 20\20 .
Пересчёт показаний приборов, градуированных при температуре 20° С и отнесенных к плотности воды при температуре 20° С, производится по формуле:
20\4=0,9982320\20 (2)
где, 20\20 - плотность при температуре воды +20° С.
0,99823 - плотность воды при температуре +20°С.
Вместо умножения на 0,99823 можно пользоваться нижеследующими поправками, которые следует вычитать из полученного показания плотности 20\20.
-
0,0012
0,6497-0,7062
0,0013
0,7063-0,7627
0,0014
0,7628-0,8192
0,0015
0,8193-0,8757
0,0016
0,8758-0,9322
0,0017
0,9223-0,9887
Пересчёт плотности жидкого груза, определённой при температуре +15°С и отнесенной к плотности воды при температуре +15° С, в стандартную плотность производится по формуле:
20\4=1,00564 р 15/15 - 0,00908 (3)
В Англии стандартной считается плотность при +15,6° С, или 60°F, т.е. 60/60. Перевод её в стандартную плотность, принятую в России, производится по формуле:
20\4 = 1 ,00477 р 60/60 - 0,00799 (4)
Перевод шкалы API, принятой в США, в отечественный стандарт производится по формуле:
20/4 = 142,175 / (