Файл: Бессоюзное сложное предложение Автор Лечкина Е. Ф. учитель русского языка и литературы, гбпоу колледж связи 54.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Бессоюзное сложное предложение

Автор: Лечкина Е.Ф.- учитель русского языка

и литературы , ГБПОУ Колледж связи №54

ЦЕЛИ УРОКА:

значительное внимание интонации.

Эпиграф

Помните: с доброты человек начинается!

А.П. Чехов

Бессоюзными называются сложные предложения, предикативные части которых связаны между собой по смыслу и интонационно.

Постановка знаков препинания в БСП зависит от смыслового соотношения частей.

Запятая.

Значение

одновременности, последовательности (можно вставить союз И):

Точка с запятой.

Значение одновременности, последовательности. Но: части БСП осложнены и внутри есть уже знаки:

Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую сосновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада. (И. С. Тургенев « Отцы и дети»)

( А. Фет )

Двоеточие.

Не нагнать тебе бешеной тройки: кони крепки и сыты, и бойки. ( Н. А. Некрасов )

Я нашел для себя любимое дело: искать, открывать природу, прекрасные стороны души человека. ( М . Пришвин.)

Вторая часть имеет значение дополнения( можно вставить союз что):

Слышу я: звенит синица средь желтеющих полей.

( И. С. Тургенев )

Тире.

1.В значении

противопоставления, быстрой смены событий (можно вставить союз А):

2.Первая часть имеет значение условия (можно подставить союз ЕСЛИ):

3.Первая часть имеет значение времени (можно подставить союз КОГДА):

4.Вторая часть имеет значение следствия (можно подставить союз ТАК ЧТО):

Дорогой друг !

Подумайте, в каких смысловых отношениях находятся части БСП. Какие знаки препинания вы поставили бы между частями? Почему?

3.Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении: Упустишь минуту – потеряешь час.  

4.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Воспитательное значение русской классики огромно: в ней практически нет безыдейных произведений.

Домашнее задание

Бессоюзное сложное предложение

Автор: Лечкина Е.Ф.- учитель русского языка

и литературы , ГБПОУ Колледж связи №54

ЦЕЛИ УРОКА:


1.Систематизировать знания о бессоюзном сложном предложении.
2.Научиться различать характер смысловых отношений между предикативными частями в составе БСП.
3.Выразительно произносить конструкции, уделяя

значительное внимание интонации.

4.Правильно расставлять знаки препинания в БСП.
5.Создавать схемы БСП,
6.Знать сферу употребления БСП.
7.Самостоятельно добывать информацию, вырабатывать навыки коммуникации и рефлексии

Эпиграф

Помните: с доброты человек начинается!

А.П. Чехов

Бессоюзными называются сложные предложения, предикативные части которых связаны между собой по смыслу и интонационно.


Например:
Лучше добрым на свете быть: злого в мире и так довольно. (Л.Н. Толстой) [ ] : [ ].
Тьма света не любит – злой доброго не терпит. [ ] -[ ].

Постановка знаков препинания в БСП зависит от смыслового соотношения частей.


Между смысловыми отрезками – частями БСП возможна постановка запятой, точки с запятой, двоеточия, тире.

Запятая.

Значение

одновременности, последовательности (можно вставить союз И):


Под снегом журчит вода, на полях появились проталины. (А. Фет )
Скоро кончится белая вьюга, потекут голубые ручьи. ( В. Солоухин)

Точка с запятой.

Значение одновременности, последовательности. Но: части БСП осложнены и внутри есть уже знаки:

Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую сосновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада. (И. С. Тургенев « Отцы и дети»)


Уснуло озеро; безмолвен черный лес; Русалка белая небрежно выплывает.

( А. Фет )


Двоеточие.


Вторая часть имеет значение причины (можно заменить союзами ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК):

Не нагнать тебе бешеной тройки: кони крепки и сыты, и бойки. ( Н. А. Некрасов )

Вторая часть в значении пояснения (можно подставить слова А ИМЕННО):

Я нашел для себя любимое дело: искать, открывать природу, прекрасные стороны души человека. ( М . Пришвин.)

Вторая часть имеет значение дополнения( можно вставить союз что):

Слышу я: звенит синица средь желтеющих полей.

( И. С. Тургенев )


Тире.

1.В значении

противопоставления, быстрой смены событий (можно вставить союз А):


Зима кончается - весна начинается

2.Первая часть имеет значение условия (можно подставить союз ЕСЛИ):

Проголодаешься – хлеба достать догадаешься

3.Первая часть имеет значение времени (можно подставить союз КОГДА):

Пашню пашут – руками не машут.

4.Вторая часть имеет значение следствия (можно подставить союз ТАК ЧТО):

Раз солгал – на век лгуном стал.

Дорогой друг !


Данная презентация-тренажёр поможет тебе проверить свои знания по теме «Бессоюзное сложное предложение» и усовершенствовать свои умения и навыки.
Надеемся, что эти задания помогут тебе подготовиться к успешной сдаче экзамена по русскому языку.
Желаем удачи!

Подумайте, в каких смысловых отношениях находятся части БСП. Какие знаки препинания вы поставили бы между частями? Почему?


Ветер стих ? небо прояснилось? птицы запели.
Вот солнышко пригрело ? трель зазвенела.
Над землей летели лебеди солнечным днем ? Было им светло и радостно в небе вдвоем.

1.Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении: Римский- Корсаков сумел передать основную идею произведения так, как он её понимает: в народном представлении искусство – могучая богатырская сила.
а) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
б)Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.


в) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.
Г) Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

2. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в предложении: Душевное состояние И.И. Левитана сказывалось и при описании природы: он показал русскую природу от сумрачного минора до безоблачного настроения.
а)Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
б) Вторая часть БСП раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части .
в) Первая часть БСП указывает на время совершения того, о чём говорится в первой части.

3.Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении: Упустишь минуту – потеряешь час.  


а) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части .
б) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения .
В)Первая часть БСП имеет значение условия.
г) Вторая часть БСП противопоставляется содержанию первой части.

4.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Воспитательное значение русской классики огромно: в ней практически нет безыдейных произведений.


а) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
г)Вторая часть БСП противопоставлена по содержанию первой части.


Продолжите каждое из предложений так, чтобы оно стало бессоюзным сложным; расставьте знаки препинания.
С детских лет постигаем мы истину…
Держится мир на доброте…
Хочешь изменить мир к лучшему…


Конструирование предложений

С детских лет постигаем мы истину: надо любить свою Родину;
Мир держится на доброте – война на крови;
Хочешь изменить мир к лучшему – начни с себя.


Конструирование предложений

Домашнее задание


Написать сочинение – рассуждение на тему: «Помните: с доброты человек начинается».