Файл: Бессоюзное сложное предложение Автор Лечкина Е. Ф. учитель русского языка и литературы, гбпоу колледж связи 54.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Бессоюзное сложное предложение
Автор: Лечкина Е.Ф.- учитель русского языка
и литературы , ГБПОУ Колледж связи №54
значительное внимание интонации.
Помните: с доброты человек начинается!
Постановка знаков препинания в БСП зависит от смыслового соотношения частей.
одновременности, последовательности (можно вставить союз И):
Значение одновременности, последовательности. Но: части БСП осложнены и внутри есть уже знаки:
Не нагнать тебе бешеной тройки: кони крепки и сыты, и бойки. ( Н. А. Некрасов )
Вторая часть имеет значение дополнения( можно вставить союз что):
Слышу я: звенит синица средь желтеющих полей.
противопоставления, быстрой смены событий (можно вставить союз А):
2.Первая часть имеет значение условия (можно подставить союз ЕСЛИ):
3.Первая часть имеет значение времени (можно подставить союз КОГДА):
4.Вторая часть имеет значение следствия (можно подставить союз ТАК ЧТО):
Бессоюзное сложное предложение
Автор: Лечкина Е.Ф.- учитель русского языка
и литературы , ГБПОУ Колледж связи №54
ЦЕЛИ УРОКА:
1.Систематизировать знания о бессоюзном сложном предложении.
2.Научиться различать характер смысловых отношений между предикативными частями в составе БСП.
3.Выразительно произносить конструкции, уделяя
значительное внимание интонации.
4.Правильно расставлять знаки препинания в БСП.5.Создавать схемы БСП,
6.Знать сферу употребления БСП.
7.Самостоятельно добывать информацию, вырабатывать навыки коммуникации и рефлексии
Эпиграф
Помните: с доброты человек начинается!
А.П. Чехов
Бессоюзными называются сложные предложения, предикативные части которых связаны между собой по смыслу и интонационно.
Например:
Лучше добрым на свете быть: злого в мире и так довольно. (Л.Н. Толстой) [ ] : [ ].
Тьма света не любит – злой доброго не терпит. [ ] -[ ].
Постановка знаков препинания в БСП зависит от смыслового соотношения частей.
Между смысловыми отрезками – частями БСП возможна постановка запятой, точки с запятой, двоеточия, тире.
Запятая.
Значение
одновременности, последовательности (можно вставить союз И):
Под снегом журчит вода, на полях появились проталины. (А. Фет )
Скоро кончится белая вьюга, потекут голубые ручьи. ( В. Солоухин)
Точка с запятой.
Значение одновременности, последовательности. Но: части БСП осложнены и внутри есть уже знаки:
Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую сосновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада. (И. С. Тургенев « Отцы и дети»)
Уснуло озеро; безмолвен черный лес; Русалка белая небрежно выплывает.
( А. Фет )
Двоеточие.
Вторая часть имеет значение причины (можно заменить союзами ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК):
Не нагнать тебе бешеной тройки: кони крепки и сыты, и бойки. ( Н. А. Некрасов )
Вторая часть в значении пояснения (можно подставить слова А ИМЕННО):Я нашел для себя любимое дело: искать, открывать природу, прекрасные стороны души человека. ( М . Пришвин.)
Вторая часть имеет значение дополнения( можно вставить союз что):
Слышу я: звенит синица средь желтеющих полей.
( И. С. Тургенев )
Тире.
1.В значении
противопоставления, быстрой смены событий (можно вставить союз А):
Зима кончается - весна начинается
2.Первая часть имеет значение условия (можно подставить союз ЕСЛИ):
Проголодаешься – хлеба достать догадаешься3.Первая часть имеет значение времени (можно подставить союз КОГДА):
Пашню пашут – руками не машут.4.Вторая часть имеет значение следствия (можно подставить союз ТАК ЧТО):
Раз солгал – на век лгуном стал.Дорогой друг !
Данная презентация-тренажёр поможет тебе проверить свои знания по теме «Бессоюзное сложное предложение» и усовершенствовать свои умения и навыки.
Надеемся, что эти задания помогут тебе подготовиться к успешной сдаче экзамена по русскому языку.
Желаем удачи!
Подумайте, в каких смысловых отношениях находятся части БСП. Какие знаки препинания вы поставили бы между частями? Почему?
Ветер стих ? небо прояснилось? птицы запели.
Вот солнышко пригрело ? трель зазвенела.
Над землей летели лебеди солнечным днем ? Было им светло и радостно в небе вдвоем.
1.Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении: Римский- Корсаков сумел передать основную идею произведения так, как он её понимает: в народном представлении искусство – могучая богатырская сила.
а) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
б)Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
в) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.
Г) Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
2. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в предложении: Душевное состояние И.И. Левитана сказывалось и при описании природы: он показал русскую природу от сумрачного минора до безоблачного настроения.
а)Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
б) Вторая часть БСП раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части .
в) Первая часть БСП указывает на время совершения того, о чём говорится в первой части.
3.Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении: Упустишь минуту – потеряешь час.
а) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части .
б) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения .
В)Первая часть БСП имеет значение условия.
г) Вторая часть БСП противопоставляется содержанию первой части.
4.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Воспитательное значение русской классики огромно: в ней практически нет безыдейных произведений.
а) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
г)Вторая часть БСП противопоставлена по содержанию первой части.
Продолжите каждое из предложений так, чтобы оно стало бессоюзным сложным; расставьте знаки препинания.
С детских лет постигаем мы истину…
Держится мир на доброте…
Хочешь изменить мир к лучшему…
Конструирование предложений
С детских лет постигаем мы истину: надо любить свою Родину;
Мир держится на доброте – война на крови;
Хочешь изменить мир к лучшему – начни с себя.
Конструирование предложений
Домашнее задание
Написать сочинение – рассуждение на тему: «Помните: с доброты человек начинается».