Файл: Языки и образование. Программа трехъязычия в Казахстане.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 795

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УРОВЕНЬ А2

НЕДЕЛЯ 1

Тема: Языки и образование. Программа трехъязычия в Казахстане.

План:

  1. Изучение теоретического материала:

  2. Сообщать о факте, выражать свое отношение, давать оценку фактам и событиям, обосновать преимущество коммуникации на русском языке как мировом.

  3. Конструкции с кратким прилагательным должен+инфинитив. Глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени. Сложные предложения с союзами когда, чтобы, если

  4. Выполнение грамматических заданий

  5. Ответы на контрольные вопросы

  6. Работа с глоссарием


Теоретическая справка

Конструкции с кратким прилагательным должен + инфинитив.

Краткая форма прилагательных присуща только качественным прилагательным, относительные и притяжательные прилагательные краткой формы не имеют. Краткое имя прилагательное отвечает на вопросы: каков? какова? каково? каковы? Качественные прилагательные могут иметь не только атрибутивные (полные), но и предикативные (краткие) формы: сюжет интересный— сюжет интересен, повесть интересна, произведение интересно, сказки интересны.

Примеры кратких прилагательных: мир прекрасен, комната светла, мед сладок, цветы красивы, мужчина богат, студентка умна.

В конструкции «Прилагательное + инфинитив» инфинитив выражает действие, а прилагательное указывает  на ОТНОШЕНИЕ к действию. Прилагательное в конструкции входит в составное именное сказуемое и является его именной частью.

Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого может быть выражена не глаголом, а составным именным сказуемым (связка + краткое прилагательное / наречие).

Осложнённое СГС = СИС + субъектный инфинитив: Он должен уехать.

Как в любом составном глагольном сказуемом, здесь можно выделить две части: основная выражена субъектным инфинитивом (уехать). Вспомогательная часть – краткое прилагательное должен – имеет модальное значение. В роли именной части таких микросказуемых чаще всего выступают модальные краткие прилагательные: должен, обязан, готов, вынужден, способен, рад. Обратите внимание! Прилагательные: должен, обязан, готов, вынужден, способен, рад, наречия: надо, нужно, нельзя, можно, жаль – очень часто путают с глаголами, поскольку по функции они близки им.


Глаголы в настоящем, в прошедшем и в будущем времени.

Глаголы настоящего времени указывают, что действие совершается сейчас, то есть в данный момент, когда о нём говорят. Они отвечают на вопросы что делает? что делают? Глаголы в форме настоящего времени могут обозначать постоянно происходящие действия или долго длящиеся (длительные), не связанные с временем их обсуждения, например: Люди спят по ночам. Телефон работает третий год. Обратите внимание, что форму настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида.

Глаголы прошедшего времени указывают, что действие уже произошло, то есть совершалось в прошлом, до разговора о нём. Они отвечают на вопросы что делал? что делали? или что сделал? что сделали?, например: Вчера весь день (что делал?) читал. Дети летом (что делали?) загорали.

Глаголы будущего времени указывают, что действие еще не произошло, то есть оно совершится в будущем, после разговора о нём. Они отвечают на вопросы что будет делать? что будут делать? или что сделает? что сделают?, например: Завтра он (что будет делать?) будет читать. Дети летом (что будут делать?) будут загорать. Программа (что сделает?) обновится. Птицы осенью (что сделают?) улетят.

Будущее время может быть простое и сложное:

  1. Будущее простое время имеют глаголы совершенного вида, например: Я нарисую портрет. Будущее простое время обозначает, что действие будет закончено или будет иметь результат.

  2. Будущее сложное время имеют глаголы несовершенного вида. Форма будущего сложного времени состоит из двух слов: глагола быть, стоящего в будущем простом времени, и инфинитива.


Сложные предложения с союзами когда, чтобы, если.

Данные союзы чаще всего встречаются в СПП с придаточными времени, условия, цели.

Придаточные предложения времени отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор? и др. Придаточные времени прикрепляются к главному предложению союзами когда, пока, лишь только, как только, едва, в то время как. Главные предложения могут иметь указательные слова тогда, до тех пор. При наличии в главной части наречия со значением времени, в том числе указательного слова тогда, придаточное присоединяется к главному союзным словом когда. Например: Мы встретились тогда, когда я готовился к поступлению.

Придаточные

цели раскрывают цель того, о чем говорится в главном предложении: отвечают на вопросы зачем?, для чего?, ради какой цели?, ради чего? Например: Он подошел поближе , чтобы она не переживала (Зачем? С какой целью?) Придаточные цели прикрепляются к главному предложению союзами: чтобы, дабы, с тем, чтобы, затем, для того чтобы, союзами-частицами только бы, лишь бы; относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому. Например: Чтобы музыкантом стать, так надобно уменье. Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

Придаточные условия указывают на условия осуществления того, о чём говорится в главном предложении. Они отвечают на вопрос: при каком условии? Относятся ко всему главному предложению и присоединяются к нему с помощью союзов: если, если..., то..., когда, когда..., то..., коли, коль..., скоро, раз в случае, если. Например: Если я заболею, я к врачам обращаться не стану.
Упражнения и задания

Задание 1. Работа с текстом.

Языки и образование

На Земном шаре осталось мало мест, где жители сталкиваются за свою жизнь всего лишь с одним - своим родным - языком. Хотя бы потому, что телевидение проникает повсюду, а вместе с ним и иноязычные программы. Много людей путешествует, мигрирует, пытается приспособиться к новой обстановке, понять особенности обитания в других местах. Иностранные языки входят во многих странах в школьный минимум, причем их может быть даже несколько. Часто язык образования отличается от родного языка учащихся. Европа и Америка становятся многоязычными официально. Без знания другого или других языков в той или иной степени теперь не обойтись. Поэтому правильнее говорить о мультилингвизме (многоязычии), а не о билингвизме (двуязычии) современного общества.

Периоды активной миграции населения бывали в истории и раньше. Собственно, в результате таких процессов сформировались все современные языки. Например, русский сформировался на основе восточнославянского в контакте с финно-угорскими, тюркскими и индоевропейскими языками. Если бы люди всегда жили только там, где они родились, не было бы нынешнего человечества: земля не выдержала бы перенаселения, не совершились бы географические открытия, не возникло бы теперешних государств, не были бы созданы наука и культура в знакомом нам виде. Военные и экономические потребности заставляли даже относительно стабильные в миграционном отношении сообщества иметь переводчиков, послов, приграничную торговлю и т.п. Другое дело, что уровень грамотности не всегда был высоким, не было современных средств массовой информации, поддерживающих нормы речи. Важно не то, как мы определяем, что такое многоязычие. Важно, какими языками владеет человек и как он ими пользуется. Имеет значение объем доступного словаря, структура языков и степень освоенности грамматики каждого из них. Разбираясь в конкретном факте билингвизма, следует выяснить, как происходит взаимовлияние языков в окружении и у конкретного человека и в чем оно проявляется. Иногда полезно установить степень родства или типологического сходства между языками. В социологическом плане имеет значение вариативность и стилистическая разработанность языков, а также выполняемые ими в обществе функции. Измерить многоязычие сложно.


Задания к тексту

  1. Прочитайте текст.

  2. Составьте вопросы по тексту.

  3. Подберите к пяти словам текста синонимы.

  4. Выпишите из текста прилагательные, образуйте от них краткую форму

  5. Выпишите глаголы, обозначьте их время.

  6. Выпишите из текста 6 глаголов, образуйте от них неопределенную форму и конструкцию должен+инфинитив.

  7. Произведите синтаксический разбор выделенного предложения текста.

  8. Подготовьте пересказ текста.


Задание 2. Работа с текстом.

Трехъязычие в Казахстане: плюсы и минусы.

У любой идеи есть сторонники и противники, и эта — не исключение. Как же реагируют люди на инициативу о трехъязычии? Мнение народа разделилось.

Некоторые считают введение трехъязычия угрозой для культурной целостности Казахстана. Люди опасаются, что в реальных обстоятельствах преподавание на иностранных языках сведет на нет значение родной речи. Как итог — потеря национальной идентичности.

Возможно, ученики, изучая сразу несколько языков, не смогут ясно выразить свою мысль ни на одном из них. Не лучше ли в таком случае сосредоточиться на распространении и укреплении казахского языка?

Другая часть населения видит в новой языковой политике неплохую идею, которая сулит перспективы для будущего Казахстана. Если казахи будут свободно владеть английским, русским и родным языками, это сделает их более конкурентоспособными на мировом рынке труда. В то же время это сохранит и укрепит многовековые культурные традиции народа.

Третьи поддерживают идею полиязычия, но с некоторыми оговорками. Людям непонятно, как именно планируют реализовывать проект. Какой будет структура, а самое главное, кто будет оплачивать ее создание?

Не ясно, выдержат ли учителя такую нагрузку, особенно учитывая острую проблему с квалифицированными кадрами. Сможет ли преподаватель объяснить ребенку сложную тему по математике или химии на английском языке?

По плану учителя должны овладеть иностранной речью за два года. Для этого будут введены онлайн-семинары. Достаточно ли двух лет, чтобы свободно говорить на научном английском языке, когда специализированных преподавателей в институтах готовят как минимум четыре года? А ведь даже среди них далеко не каждый может ясно изъясняться на английском. Не снизится ли по этой причине качество образования?

Мало кто сомневается, что ученики справятся с возросшим учебным объемом. Однако есть опасения, что ребенок, изучавший географию или физику на английском, не сможет грамотно объяснить предмет на казахском языке.


Еще одна часть людей согласны, что английский язык важен, но не думают, что нужно повышать уровень его знаний таким способом. Они придерживаются мнения, что сначала всем необходимо подтянуть казахский и русский языки, а уже после взяться за речь Туманного Альбиона.

Кто прав, а кто нет — рассудит время, с которым придет опыт. Однако с уверенностью можно сказать, что образование Казахстана нуждается в переменах. Возможно, правда где-то посередине.

Трехъязычие — это перспективная идея, но, чтобы в ней не разочароваться, нужно грамотно продумать план реализации. И в стране есть профессионалы, которым эта задача по плечу.

Задания к тексту

  1. Прочитайте текст.

  2. Составьте вопросы по тексту.

  3. Выпишите из текста 6 глаголов неопределенной формы. Образуйте конструкцию должен+инфинитив.

  4. Выпишите из текста прилагательные, образуйте от них краткую форму

  5. Произведите синтаксический разбор 2 сложноподчиненных предложений текста.

  6. Выпишите из текста глаголы, укажите вид, время.

  7. Подготовьте пересказ отрывка текста.


Задание 3. Образуйте конструкцию должен+инфинтив при помощи глаголов: плыть, искать, плавать, найти, спросить, вернуться, написать, выиграть.
Задание 4. Составьте 6 предложений, используя конструкции с краткими прилагательными + инфинитив. Образец: Я должен хорошо учиться.
Задание 5. Образуйте и запишите неопределенную форму и прошедшее время глаголов: ночую, кочую, гарцую, рассматриваю, показываю, чувствую, участвую, шествую, шефствую, командую, заведую, интересуюсь, присматриваюсь, агитирую, преследую, оканчиваю.
Задание 6. Используя союз чтобы, придумайте и запишите сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными, придаточными цели, образа действия. На основе этих примеров докажите, что данный союз многозначен.
Задание 7. Запишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Составьте схему, проведите синтаксический анализ каждого предложения. Письменно объясните, как вы понимаете смысл одного из высказываний о языке.

1) Когда труд удовольствие жизнь хороша. (М. Горький) 2) Будет величайшим преступлением перед культурой перед человечеством если мы не будем беречь наш язык и позволим себе коверкать его. (К. Паустовский) 3) Местное слово может украсить и обогатить язык если оно образно благозвучно и понятно. (К. Паустовский) 4) Любое дело можно загубить если делать его равнодушными руками. (В. Овечкин)