Файл: ОСОБЕЕНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях развития экономики РФ, оптовая торговля заметно получила свое распространение.

В последние годы росту оптовой торговли способствовало несколько значительных тенденций в экономике:

рост массового производства на крупных предприятиях, удаленных от основных пользователей готовой продукции;

увеличение объемов производства впрок, а не для выполнения уже поступивших конкретных заказов;

увеличение числа уровней промежуточных производителей и пользователей;

обострение необходимости приспосабливать товары к нуждам промежуточных и конечных пользователей с точки зрения количества, упаковки и разновидностей.

Оптовый товарооборот характеризует объем товарной массы, реализованной одними предприятиями другим с целью последующей продажи или переработки.

Оптовые предприятия помимо оптовой реализации товаров осуществляют следующие виды деятельности:

- розничная реализация товаров;

- организация общественного питания;

- торговое посредничество;

- прочие виды деятельности (производство, строительство, услуги и др.).

Оптовый товарооборот относится к числу важнейших показателей деятельности оптовых организаций. Изучение деятельности оптовых организаций обычно начинается с анализа объема ее товарооборота. Объем оптовой продажи сказывается на других финансово-экономических показателях оптовой торговли. Рост оптового товарооборота обусловливается прежде всего ростом объема производства товаров, увеличением количества оптовых организаций, складских площадей, размера розничного товарооборота и т.д.

Это обуславливает актуальность выбранной темы дипломной работы.

Целью работы является анализ организации оптовых закупок и оценка эффективности товарных ресурсов предприятия.

Объектом исследования послужило оптово-торговое предприятие ООО «Вега-Трейд».

В ходе написания работы были поставлены и решены следующие задачи:

1) изучить роль и значение оптовой торговли на современном этапе развития;

2) провести анализ деятельности оптового предприятия;

3) провести планирование размера оптового товарооборота на перспективу;

4) выявить резервы роста оптового товарооборота на предприятии.

Теоретической базой написания работы явились труды ученых-экономистов.

Информационной базой анализа оптового товарооборота являются показатели бухгалтерской финансовой и статистической отчетности; данные текущего бухгалтерского учета (синтетического и аналитического учета движения товаров на складах организации); материалы выборочных исследований и др.


ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ, АНАЛИЗ ЕЕ СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В РОССИИ

1.1 Понятие и основные формы оптовой торговли

Оптовая торговля предшествует розничной, в результате оптовой продажи товары не переходят в сферу личного потребления, они либо поступают в производственное потреблении, либо приобретаются розничной торговлей для реализации населению.

Оптовый товарооборот представляет собой совокупный объем продажи товаров производственными и торговыми предприятиями, а также посредниками другим предприятиям и юридическим лицам для последующей реализации населению или для производственного потребления.

Задачи оптовой торговли:

- создание развитой структуры каналов товародвижения;

- поддержание должной интенсивности товаропотоков;

- формирование резервных источников финансового обеспечения процесса товародвижения;

- обеспечение экономии совокупных издержек обращения.

Роль и назначение оптовой торговли наглядно видно при рассмотрении ее функций.

На макроуровне оптовая торговля выполняет различные рыночные функции:

- интегрирующую - по обеспечению взаимосвязи между партнерами-производителями, продавцами и покупателями - по нахождению оптимальных каналов сбыта продукции;

- оценочную - по определению уровня общественно-необходимых затрат труда через ценообразование;

- регулирующую - по обеспечению рационального построения и гармоничного функционирования экономической системы с помощью импульсов, стимулирующих структурные изменения.

На микроуровне оптовая торговля выполняет следующие функции:

- транспортировка;

- формирование запасов для страхования от изменения спроса на товары;

- сглаживание цен;

- хранение;

- доработка, доведение товара до требуемого качества, фасовки и упаковки;

- кредитование своих клиентов, особенно мелких розничных предприятий;

- маркетинговые исследования рынка.

Важнейшие принципы оптовой торговли:

1. Наличие рыночных начал реализации ее функционирования (не оптовая торговля создает рынок, а рынок порождает оптовую торговлю и ее развитие).


2. Свобода выбора контрагентов хозяйственных связей.

3. Многоканальность товародвижения.

В настоящее время сеть оптовых торговых предприятий представлена предприятиями различных форм собственности и ведомственной принадлежности.

Оптовые предприятия отличаются разнообразием типовых и видовых структур на потребительском рынке вследствие разных масштабов своей деятельности, товарной специализации, места и роли в общей системе товародвижения и способов продвижения товаров на рынок.

По масштабам и характеру деятельности различают оптовые торговые предприятия общенационального (федерального) и регионального (внутрирегионального) уровней.

Оптовые предприятия общенационального уровняявляются наиболее крупными, как бы стержневыми в структуре оптовой торговли. Они осуществляют продвижение товаров от производителей к потребителям на всей территории страны. Они должны гарантировать устойчивость и стратегическую стабильность развития оптовой торговли. Важнейшей их задачей является создание необходимой структуры каналов товародвижения, предназначенной для обслуживания крупных отечественных товаропроизводителей, а также зарубежных производителей и поставщиков товаров.

1.2 Анализ состояния и развития оптовой торговли в РФ

Торговая отрасль на протяжении последних лет - одна из наиболее быстро развивающихся отраслей экономики России, опережающая по темпам роста многие отрасли.

С 2005 по 2010 годы выручка организаций отрасли торговли демонстрировала один из самых высоких темпов роста, который составил 24,2%, уступая только финансовым услугам, рыболовство, строительству и образованию.

При этом оборот розничной торговли показывал более высокие темпы роста, чем темпы роста оборота оптовой торговли. Среднегодовые темпы роста оборота оптовой торговли с 2000 г. составляли 8,5% в год, в то время как розничной - только 9,7%. Объемы оборота в 2010 году достигли показателя в 31,5 трлн. руб. для оптовой торговли и 16,4 трлн. руб. - для розничной.

Однако в связи с экономическим кризисом, повлекшим за собой падение промышленного производства, сокращение инвестиций в экономику, рост безработицы и снижение доходов населения, рост оборота внутренней торговли, начиная с ноября 2008 года, замедлился, а уже в феврале 2009 года показал отрицательные показатели развития, по итогам 2009 года падение оборота розничной торговли составило 4,9%.


Валовой внутренний продукт за 2010 г. составил в текущих ценах 44, 5 трлн. рублей и рост его физического объема относительно 2009 г. составил 104,0%. Объем выпуска промышленной продукции за этот год вырос на 8,2% к выпуску 2009 года. По объемам экспорта и импорта продукции наблюдалось восстановление до 135,6% и до 129,1%, соответственно. Все эти факторы отразились на возобновлении роста объема розничного товарооборота. В 2010 году он составил 16,4 трлн. рублей, что в товарной массе на 4,4% больше, чем за 2009 г.

По итогам 2010 года оборот розничной торговли составил 16435,8 млрд. рублей, увеличившись в сопоставимых ценах на 4,4% к 2009 году.

В оптовом сегменте восстановление продаж в 2010 году происходило достаточно медленными темпами. В 2010 году оборот оптовой торговли составил 31454,3 млрд. рублей, или 101,3% к 2009 году.

Торговля вносит весомый вклад в произведенный валовой внутренний продукт. По итогам 2010 года доля оптовой и розничной торговли в валовой добавленной стоимости составила 18,1% (6968,8 млрд. руб.).

Согласно рейтингу стран по индексу эффективности логистики Всемирного Банка российский рынок транспортно-логистических услуг в 2010 году находился на 94 месте (из 155 стран), при этом другие страны из БРИК обладают лучшей логистикой (Бразилия - 41 место, Индия - 47, Китай - 27). В силу особенностей транспортно-дорожной инфраструктуры, которая имеет лучевое строение, существенная часть товаропотоков идет не напрямую между регионами, а проходит через Москву. Если сравнить объемы оптовой торговли, приходящейся на душу населения в Москве и в среднем по Российской Федерации, то разрыв по некоторым видам товаров составляет более чем в 5 раз.

Исходя из анализа проблем стоящих перед сектором торговли в Российской Федерации, можно сформулировать 7 ключевых задач стратегии:

· Повышение эффективности регулирования сектора торговли

· Развитие инфраструктуры торговли

· Стимулирование развития торговли в малых и отдаленных населенных пунктах

· Снижение кадрового дефицита в торговле

· Обеспечение необходимого уровня конкуренции

· Поддержка развития малого и среднего бизнеса без ограничения развития сетей

· Стимулирование развития удаленных каналов продаж

Для определения сценариев развития торговли использовался документ Министерства Экономического Развития Российской Федерации от июня 2010 г. «Сценарные условия функционирования экономики РФ, основные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на 2010 год и плановый период 2012 и 2013 года».


Для временного периода 2014 - 2020 года применяется прогноз из Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Построенная модель прогнозирования базируется на входных данных, основанных на трех сценариях развития экономики РФ: инерционном, энерго-сырьевом и инновационном.

Энерго-сырьевой сценарий подразумевает оживление в экономике вследствие роста реального объема кредитования, повышения эффективности и конкурентоспособности бизнеса. Умеренный рост кредитования в реальном выражении возобновляется уже в 2010 году, что способствует как более активному восстановлению потребительского спроса, так и модернизации предприятий.

Инновационный сценарий предполагает оживление экономики, ведомое ростом цен на нефть и более интенсивным оживлением мировой экономике. Сценарий также предполагает умеренно растущие цены на нефть, что в большей степени отражает прогноз мировых банков и профессиональных агентств.

В целом, по результатам реализации мероприятий, предусмотренных данной Стратегией с целью увеличения эффективности российского сектора внутренней торговли, вне зависимости от сценария развития макроэкономических показателей можно ожидать существенного роста оборота, занятости и эффективности, как в самом секторе торговли, так и в сопряженных секторах, а также значительного повышения качества жизни населения:

· Рост оборота сектора торговли, развитие современных форматов и сетевых форм торговли. Доля продаж, приходящаяся на современные форматы, возрастет с 35% до 55% к 2015 году и до 70% к 2020 г. Оборот сектора торговли увеличится с 46,1 до 79,5- 100,0 трлн. руб. в текущих ценах к 2015 году (111,7 - 163,5 трлн. руб. к 2020 году).

· Рост налоговых поступлений. Рост оборота торговли в свою очередь позволит увеличить налоговые поступления сектора в бюджеты всех уровней РФ - совокупные налоговые поступления возрастут с 751 до 1 700 - 2 141млрд. руб. в текущих ценах к 2015 году (2 281 - 3 340 млрд. руб. к 2020 году).

· Усиление консолидации сектора, повышение его прозрачности и вклада в экономику. В совокупности, экономику РФ ожидает существенный рост поступающих налоговых платежей и ВВП. Так, совокупный вклад сектора торговли в ВВП страны к 2015 году составит около 21% и 19% к 2020 году.

Информация о состоянии потребительского рынка по Кемеровской области за 2013 год

Оборот розничной торговли за 2013 год составил 348,5 млрд. рублей, что в товарной массе на 2,4% больше, соответствующего периода 2012 года.