Файл: ОСОБЕЕНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ, АНАЛИЗ ЕЕ СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В РОССИИ
1.1 Понятие и основные формы оптовой торговли
1.2 Анализ состояния и развития оптовой торговли в РФ
1.3. Сущность, значение и задачи коммерческой деятельности на предприятиях оптовой торговли
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ и оценка эффективности торговой деятельности ООО «Вега»
2.3 Организационно-управленческая характеристика ООО фирма «Вега»
В большинстве территорий области объемы оборота розничной торговли также выросли. Наибольшие темпы роста товарооборота отмечены в городе Мыски, пгт. Краснобродский, а также в Промышленновском, Тяжинском и Чебулинском районах. В среднем по области товарооборот на душу населения составил 126,7 тыс. руб., по городам - 145,6 тыс. руб., по муниципальным районам - 59,6 тыс. руб.
Самые высокие показатели в городах: Кемерово (201,3 тыс. руб.), Новокузнецк (171,8 тыс. руб.), Междуреченск (160,9 тыс. руб.), самые низкие - в пгт. Краснобродском (45,9 тыс. руб.).
Из муниципальных районов - самые высокие показатели в Гурьевском (110,5 тыс. руб.), Топкинском (91,2 тыс. руб.), значительно ниже среднего душевой оборот в Беловском (25,7 тыс. руб.) и Юргинском (17,6 тыс. руб.) районах.
Оборот розничной торговли на 96,9% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка); доля розничных рынков и ярмарок составила 3,1% (в 2012 г. - соответственно 96,1% и 3,9%).
На субъекты малого предпринимательства и микропредприятия приходится 22,4 % оборота розничной торговли, 3,1 % - на продажу товаров на розничных рынках и ярмарках, 45,6% - на крупные организации и предприятия, 26,1% - индивидуальные предприниматели вне рынка.
В товарной структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 46,5%, непродовольственных товаров - 53,5% (в 2012г. - соответственно 46,7% и 53,3%).
За 2013 год населению области продано 2927 тыс. дкл. (в абсолютном алкоголе) алкогольных напитков и пива, при этом на долю водки и ликеро-водочных изделий приходилось 48,6% всех продаж, пива - 36,6%.
На 1 января 2014 г. объем товарных запасов в организациях розничной торговли составил 18,2 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах в 1,3 раза больше, чем на эту же дату 2013г.
Обеспеченность розничного оборота товарными запасами составила 39 дней торговли (на 1 января 2013г. - 31 день).
Оборот общественного питания за год составил 16,2 млрд. рублей, или 102,9 % (в сопоставимых ценах) к 2012 году. Увеличение оборота общественного питания по сравнению с 2012 года характерно для большинства территорий области. В сфере торговли и общественного питания области работает 17,6 тысяч предприятий, в том числе 15,8 тыс. предприятий торговли (из них 12 тыс. магазинов) и 1,8 тыс. предприятий общественного питания. В области действует сеть губернских торговых предприятий - 29 магазинов и 5 рынков.
На предприятиях и в организациях оптовой и розничной торговли занято 207,5 тыс. человек.
Оборот оптовой торговли организаций всех видов деятельности (включая оценку по малым предприятиям и неформальной деятельности) за 2013 год составил 604,7 млрд.рублей, что на 2,6% больше 2012 года.
В декабре оборот оптовой торговли на 76,6% формировался организациями оптовой торговли, оборот которых составил 40,6 млрд. рублей. На долю субъектов малого предпринимательства приходилось 37,1% оборота оптовой торговли предприятий оптовой торговли.
Индекс потребительских цен в декабре 2013г. по сравнению с предыдущим месяцем составил 100,5% (с начала года - 106,7%), в том числе на продовольственные товары - 100,8% (107,3%), непродовольственные товары - 99,8% (104,8%), услуги - 101,0% (108,6%).
В декабре более всего подорожал картофель (на 10,1%) и овощи: огурцы свежие (в 1,5 раза), лук репчатый (на 4,8%), капуста белокочанная свежая (на 4,1%). Цены на виноград увеличились на 17,6%, конфеты шоколадные натуральные и с добавками - на 4,9%, соки фруктовые - на 4,0%, рыбу мороженую разделанную (кроме лососевых пород) - на 3,8%, консервы рыбные натуральные и с добавлением масла, кисломолочные продукты, сырки творожные, глазированные шоколадом - на 3,3%, рыбу соленую, маринованную, копченую, рыбу мороженую и охлажденную разделанную лососевых пород - на 3,0-3,1%, сыры - на 2,2%. В тоже время на 4,5% подешевели груши, на 2,6% - мясокопчености, на 2,2% - яйца, на 1,9% - икра лососевых рыб, варенье, джемы, повидло, на 1,6% - сахар, на 1,4% - мясо птицы, пельмени, манты, равиоли. Среди наблюдаемой алкогольной продукции на 2,5% снизились цены на коньяк. За год более всего возросли цены на яйца (на 33,5%), сыр (на 22,2%), масло сливочное (на 19,9%), молоко и молочную продукцию (на 13,3%), хлеб и булочные изделия из пшеничной муки (на 10,8%). В среднем на 8-9% подорожали овощи, мороженое, конфеты шоколадные, напитки безалкогольные, консервы мясные. Цены на алкогольные напитки увеличились в среднем на 16,5%, из них более всего на водку - на 26%. В тоже время картофель подешевел на 14,8%, филе рыбное мороженое - на 9,3%, мясо птицы - на 7,1%, субпродукты мясные - на 4,4%, мука пшеничная - на 2,7%.
Стоимость минимального набора продуктов питания в конце декабря 2013г. составила 2721,3 рубля в расчете на месяц и увеличилась по сравнению с предыдущим месяцем на 1,2% (за год - на 5,3%).
Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен), по предварительной оценке, в 2013г. по сравнению с предыдущим годом снизились на 0,5%.
Среднемесячная заработная плата работников в организациях области (включая малые предприятия) в январе-ноябре составила 24872 рубля и возросла по сравнению с соответствующим периодом 2012г. на 9,9%. Реальный размер оплаты труда увеличился по сравнению с январем-ноябрем прошлого года на 2%.
Размер сложившейся средней заработной платы работающих в оптовой и розничной торговле за ноябрь 2013 года по Кемеровской области (16953 руб.) превышает уровень средней заработной платы по данному виду деятельности в Алтайском крае (13944 руб.) и Иркутской области (16829).
Из общего объема денежных доходов в 2013г. население израсходовало на покупку товаров и оплату услуг 458,4 млрд.рублей, что на 10,1% больше, чем за 2012г. В структуре использования денежных доходов населением доля покупки товаров составила 70,3% (2012 года - 68,7%).
1.3. Сущность, значение и задачи коммерческой деятельности на предприятиях оптовой торговли
Коммерческая деятельность является одной из важнейших областей человеческой деятельности, возникших в результате разделения труда. Она заключается в выполнении обширного комплекса взаимосвязанных торгово-организационных операций, направленных на совершение процесса купли-продажи товаров и оказание торговых услуг с целью получения прибыли.
В процессе коммерческой деятельности торговые организации и предприятия, а также физические лица, занимающиеся предпринимательством, изучают спрос населения и рынок сбыта товаров, определяют потребность в них, выявляют источники поступления и поставщиков товаров, устанавливают с ними хозяйственные связи, ведут оптовую и розничную торговлю, занимаются рекламно-информационной деятельностью. Кроме того, проводится кропотливая работа по формированию ассортимента и управлению товарными запасами, оказанию торговых услуг. Все эти операции взаимосвязаны и выполняются в определенной последовательности.
В качестве субъектов коммерческой деятельности выступают как юридические, так и физические лица, наделенные правом ее совершения. Объектами коммерческой деятельности на потребительском рынке являются товары и услуги.
Основными принципами коммерческой деятельности являются:
соблюдение действующего законодательства;
высокая культура обслуживания покупателей;
оптимальность коммерческих решений;
доходность, прибыльность.
Специалистам-коммерсантам необходимо хорошо знать законы и другие нормативные акты, регламентирующие коммерческую деятельность, уметь принимать решения, приносящие прибыль, проявлять инициативу, обладать способностью идти на риск.
Коммерческая деятельность должна строиться на основе соблюдения требований деловой этики. Коммерсант должен верить в торговый бизнес, расценивая его как привлекательное творчество. Признавая необходимость конкуренции, он должен понимать и необходимость сотрудничества, а также доверять себе и другим, уважать профессионализм и компетентность.
Переход от административно-командной системы к рыночной экономике потребовал основательной перестройки коммерческой деятельности торговых организаций и предприятий. В современных условиях она должна строиться на принципах полного равноправия торговых партнеров, строгой материальной и финансовой ответственности сторон за выполнение принятых обязательств. При этом коренным образом изменилась правовая база коммерческой деятельности, чему, в первую очередь, способствовало принятие в 1993 году Конституции Российской Федерации, введение в действие нового Гражданского кодекса Российской Федерации, а также принятие других законов и нормативных актов, регламентирующих коммерческую деятельность торговых организаций и предприятий, физических лиц, имеющих на это право. При этом существенно расширился круг коммерческих структур, появились их новые организационно-правовые формы. Монопольная система государственной торговли сменилась системой свободного предпринимательства, основанной на самостоятельности и независимости хозяйствующих субъектов.
Все это ставит перед коммерческими службами ряд задач. Прежде всего, они должны формировать свои отношения с партнерами на взаимовыгодной основе, вовлекая в товарооборот продукцию предприятий-изготовителей и других поставщиков различных форм собственности, а также граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, зарубежных поставщиков. С этой целью необходимо расширять сферу договорных отношений с поставщиками товаров, повышать эффективность и действенность договоров поставки, укреплять договорную дисциплину. При этом особое внимание должно быть уделено развитию длительных хозяйственных связей с поставщиками.
Важное значение имеет повышение уровня работы коммерческих служб по изучению и прогнозированию емкости рынков, развитию и совершенствованию рекламно-информационной деятельности. Все это должно осуществляться на основе маркетингового подхода.
Коммерческим структурам необходимо своевременно и адекватно реагировать на происходящие на рынке изменения, что требует постоянного совершенствования технологии коммерческой работы. При этом очень важную роль играет компьютеризация выполнения коммерческих операций по оптовым закупкам и оптовой продаже товаров, а также операций, связанных с управлением товарными запасами и формированием ассортимента товаров, контролем исполнения договоров и др. С этой целью создаются автоматизированные рабочие места коммерсантов.
Операции, связанные с осуществлением коммерческой деятельности, условно можно разделить на ряд блоков. В каждый из них входят операции, выполняемые на соответствующем этапе коммерческой деятельности. При этом следует отметить, что коммерческая деятельность, осуществляемая структурами, занимающимися оптовой торговлей, в значительной степени отличается от коммерческой деятельности розничных торговых предприятий. Это особенно характерно для операций, связанных с формированием ассортимента и продажей товаров.
Основой успешного осуществления коммерческой деятельности является ее информационное обеспечение. Сюда, прежде всего, следует отнести информацию о спросе и конъюнктуре рынка, об объемах и структуре производства товаров, информацию о самом товаре (его потребительских свойствах, качестве и т. п.). Важное значение имеет информация о численности и составе обслуживаемого населения, его покупательной способности. И, наконец, коммерческие структуры, работающие на рынке, должны располагать информацией о потенциальных возможностях конкурентов.
Опираясь на анализ имеющейся информации, можно приступать к следующему этапу коммерческой деятельности - определению потребности в товарах. При этом определяется емкость рынка и его сегментов, обосновывается ассортимент необходимых товаров.
Важным этапом коммерческой деятельности является выбор наиболее предпочтительных партнеров, с которыми должны быть установлены хозяйственные связи. Этому предшествует кропотливая работа по изучению возможных поставщиков товаров (их размещение, ассортимент и объем предлагаемых товаров, условия поставок, цена и т. д.).
На следующем этапе коммерческой деятельности решается вопрос об установлении договорных отношений с поставщиками товаров. Должны быть согласованы все моменты, связанные с подготовкой проекта договора, с его подписанием. Результатом этого этапа коммерческой деятельности должен быть подписанный договор на поставку товаров, за выполнением которого необходимо наладить четкий контроль.
На этом заканчиваются коммерческие операции по оптовым закупкам товаров. Далее следует целый комплекс технологических операций, связанных с поступлением товаров, разгрузкой транспортных средств, приемкой товаров по количеству и качеству, их хранением, перемещением и т. д. Затем коммерческая деятельность развивается по двум направлениям - на предприятиях оптовой торговли и на предприятиях розничной торговли.