Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 964
Скачиваний: 16
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. АМОРТИЗАЦИЯ КАК СПОСОБ ВОСПРОИЗВОДСТВА ОСНОВНЫХСРЕДСТВ
Понятие и классификация основных фондов
1.2. Виды оценок основных фондов
1.3. Понятие амортизации. Различия между износом и амортизацией
ГЛАВА 2. АМОРТИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА МАГАЗИНА «ПЯТЁРОЧКА»
2.1. Экономическая политика магазина «Пятёрочка»
2.2. Амортизация основных средств магазина «Пятёрочка»
2.3. Амортизация нематериальных активов магазина «Пятёрочка»
Существует четыре метода амортизации по основным средствам:
- линейный метод;
- метод уменьшаемого остатка;
-метод списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
-метод списания стоимости пропорционально объему выпущенной продукции (работ).
Линейный – самый простой, удобный и понятный, однако не всегда целесообразный. Например, для ОС с длительным сроком службы он удобен в связи с равномерностью отчислений, а для оборудования, которое активно эксплуатируется, быстро изнашивается или устаревает морально он не удобен. Возврата средств приходится слишком долго ждать. Калькулятор для расчета.
Уменьшаемого остатка (ускоренный) – нелинейный метод, основанный на расчете амортизации от остаточной стоимости, достаточно популярный в бухгалтерской среде. Применяется в отношении активов, которые быстро приходят в негодность или устаревают (компьютеры, оборудование). Также за счет применения ускоряющего коэффициента он удобен для основных средств, которые очень активно используются именно в первые годы СПИ.
По сумме чисел лет срока полезного использования – нелинейный метод с необычными правилами расчета амортизационных отчислений. При применении метода суммируются числа лет срока полезного использования, например, при СПИ = 3 суммирование проводится так: 1+ 2 + 3. Данный способ считается также ускоренным и применяется для быстроизнашиваемого имущества, оборудования, техники. Производственный пропорционально продукции или работам – нелинейный метод, отражающий реальный износ основного средства. Удобно применять для производственного оборудования, транспортных средств, для которых заранее производителем установлен предполагаемый объем работ за весь срок службы.
Следует отметить, что одно понятие амортизации и износа является результатом другого, то есть на первоначальном этапе происходит изнашивание средств, а потом организация начисляет амортизацию для их возобновления. Но в то же время одно понятие не зависит от другого в прямом смысле слова, поскольку определенному объекту может быть полностью амортизирована (списана) стоимость на изготовленную продукцию, но при этом он не подвергся полному физическому износу и его можно было использовать в дальнейшем. Кроме того, дорогостоящее оборудование может прийти в негодность в результате износа, но стоимость его не будет списана полностью. В действующем законодательстве существует понятие амортизации, но не износа основных средств. Это скорее термин из экономических дисциплин, тогда как амортизация относится к бухгалтерскому учету. Следовательно, основные отличия износа от амортизации заключаются в следующем: износ является уменьшением стоимости объекта основных средств, а амортизация — это перенос стоимости на производимую продукцию. Понятие износа не закреплено законодательно, а термин «амортизация» — да. Износ уменьшает стоимость объекта, тогда как амортизационные отчисления позволяют возобновить фонд основных средств. Следующее отличие заключается в том, что амортизация, как правило, рассчитывается в бухгалтерском учете, а износ — в анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
ГЛАВА 2. АМОРТИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА МАГАЗИНА «ПЯТЁРОЧКА»
2.1. Экономическая политика магазина «Пятёрочка»
«Пятёрочка» — российская сеть продовольственных магазинов «у дома» в составе компании X5 Retail Group. Объединяет более 15 тыс. магазинов, обслуживаемых 31 распределительным центром. Целью ОАО "Пятёрочка" является расширение рынка товаров и услуг, извлечение прибыли, а также удовлетворению потребностей населения в промышленных товарах и товарах народного потребления. "Пятерочка" имеет удобное расположение магазинов для людей, ориентированных на быструю покупку рядом с домом продуктов и сопутствующих товаров повседневного спроса по самым низким ценам на рынке. В "Пятерочке" все продумано для быстроты и удобства совершения покупок. Магазины отличаются рационально подобранным ассортиментом, низкими ценами. Покупателей обслуживает приветливый, обученный персонал. "Пятерочка" радует покупателей ежедневными интересными акциями "Promo Preţ". В какое время бы вы ни зашли в магазин, вы найдете ряд самых нужных товаров по сниженным ценам. К каждому магазину легко добраться и на автомобиле. Предусмотрены бесплатные парковки. Основные принципы магазина: Гарантированное качество товаров; Приемлемые цены; Высокий уровень обслуживания; Удобное расположение магазинов; Самые интересные акции. «Пятерочка» основана в январе 1999г. В течение 2000г. в три раза увеличила годовой оборот и стала победителем общенационального рейтинга «Топ-200 российской розничной торговли» в номинации «Лучшая торговая сеть Северо-Запада». В июле 2001г. «Пятерочка» открыла первый универсам экономического класса в Москве. По итогам 2001г. оборот «Пятерочки» составил $212 млн., а количество покупателей превысило 100 миллионов. В этом же году «Пятерочка» приступила к строительству самого крупного на Северо-западе офисно-логистического центра, это позволило более чем на 30% снизить логистические издержки, в 2 раза уменьшить объем используемых площадей.
По результатам 2002г. «Пятерочка» осталась признанным лидером среди розничных сетей России. На конце 2002г. количество дискаунтеров составило 142. В 2002г. компания удвоила торговый оборот с $212 млн. до $430 млн. В 2003г. «Пятерочка» существенно увеличила скорость роста своей сети магазинов. В 2003г. сеть увеличилась до 260 универсамов. Оборот «Пятерочки» в 2003г. превысил $933 млн. Это самый высокий показатель как среди компаний розничной, так и оптовой торговли продуктами питания и повседневного спроса в России. Прирост оборота составил более $400 млн. В 2003г. в универсамах «Пятерочка» было совершено 300 миллионов покупок. Это равносильно тому, что каждый житель России был покупателем «Пятерочки» дважды. Оборот компании в 2004г. достиг $1,59 млрд. Количество магазинов в 2004г. достигло 440 объектов. На конец 2004г. «Пятерочка» работала в 12 регионах России, а также в Казахстане и Украине.
По итогам работы 2004г. один из самых авторитетных профессиональных журналов о рознице — «RETAIL WORLD» поставил российскую сеть «Пятерочка» на 8 место в мире среди наиболее перспективных компаний. В мае 2005г. «Пятерочка» успешно разместила акции на Лондонской Фондовой бирже и привлекла около $600 млн., которые направлены на дальнейшее развитие сети. Консолидированный оборот Компании (включая франчайзинг) за 2005г. составил $2,084 млрд. — это лучший показатель среди продуктовых ритейлеров России. Количество покупателей магазинов «Пятерочка» превысило 200 млн. человек. В 2005г. Компания совершила первые поглощения: была приобретена сеть «Копейка» (18 магазинов ) в Санкт-Петербурге и компания СРТ (25 магазинов).В 2006г. «Пятерочка» вышла на новый этап развития и становится консолидирующей силой ритейл-индустрии России. В мае 2006г. совершена уникальная сделка по покупке «Пятерочкой» крупнейшей в России сети супермаркетов — компании «Перекресток», с оборотом более $1 млрд.
Объединение сетей «Пятерочка» и «Перекресток» в мае 2006г. привело к созданию компании X5 Retail Group — абсолютного лидера отрасли по объему продаж. X5 Retail Group N.V. (LSE: FIVE, Moody's - "B1", S&P - "BB-") - крупнейшая в России по объемам продаж розничная компания. Работает под брендами «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель». На 30 сентября 2010г. под управлением Компании находилось 1 630 магазинов с расположением в Москве, Санкт-Петербурге и других регионах европейской части России, на Урале и на Украине. По итогам 2019 года под управлением X5 находилось 15 354 универсама «Пятёрочка», чистая розничная выручка торговой сети достигла 1,367 трлн рублей. В постоянно изменяющейся ситуации в связи с распространением COVID-19, X5 успешно справилась с обеспечением повышенного спроса со стороны покупателей, которые закупались впрок перед объявлением режима самоизоляции 28 марта 2020 г. Цепочка поставок работает стабильно, магазины открыты и обеспечены достаточным объёмом товаров, предприняты необходимые меры для защиты сотрудников магазинов и покупателей. В Компании введена обязательная процедура измерения температуры сотрудников в магазинах, распределительных центрах и офисах. Операционный персонал обеспечен одноразовыми масками и перчатками, введены дополнительные часы для дезинфекции во всех магазинах как до их открытия, так и в течение рабочего дня. В магазинах также нанесена специальная разметка для соблюдения дистанции между покупателями, так как безопасность является нашим приоритетом. Х5 запустила экспресс-доставку из магазинов «Пятерочка» в конце 2019 г. На данный момент, доставка доступна из 115 магазинов в Москве, что покрывает более 90% домохозяйств. Количество заказов в день составляет 10 000 по сравнению с 600 заказами в день в феврале. Доставка также доступна в Казани из 9 магазинов. Если повышенный спрос на экспресс-доставку будет превышать наши текущие ожидания, количество магазинов с опцией доставки может быть увеличено до 500 в 10 городах в 2020 г. Таким образом, можно сделать вывод, что экономические результаты работы магазинов из года в год улучшаются, магазины увеличивает свой товарооборот, становясь все более успешными.
2.2. Амортизация основных средств магазина «Пятёрочка»
Одним из важнейших факторов увеличения объема реализации товаров в торговле является обеспеченность торговой организации основными средствами в необходимом количестве, ассортименте и повышение эффективности их использования. Анализ основных средств магазина «Пятёрочка» начнём с рассмотрения их состава и структуры. На основании данных, содержащихся в бухгалтерском балансе формы 1 и приложении к бухгалтерскому балансу формы 5, изучим состав и структуру основных производственных фондов исследуемой торговой организации (таблица 1).
Таблица1. Информация о динамике основных средств торговой организации за 2018г. (млн. руб.)
Вид основных средств |
Остаток на начало года |
Поступило за год |
Выбыло за год |
Остаток на конец года |
Наличие основных средств на конец года в процентах к началу года |
сумма |
сумма удель-ный вес, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Здания и сооружения |
154,0 |
6,40 |
229,0 |
- |
383,0 |
13,30 |
248,70 |
Передаточные устройства |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Машины и оборудование |
1 728,00 |
71,90 |
242,00 |
23,00 |
1 947,0 |
67,90 |
112,70 |
Транспортные средства |
71,00 |
3,00 |
5,00 |
0,00 |
76,00 |
2,60 |
107,00 |
Вычислительная техника и оргтехника |
162,00 |
6,70 |
39,00 |
72,00 |
129,00 |
4,50 |
79,60 |
Другие виды основных средств |
287.00 |
11,90 |
47,00 |
0,00 |
334,00 |
11,60 |
116,40 |
Всего |
2 402,00 |
100,00 |
562,00 |
95,00 |
2 869,00 |
100,00 |
119,40 |
Производствен -ные основные средства |
2 402,00 |
100,00 |
Х |
Х |
2 869,00 |
100,00 |
119,40 |
Износ всех основных средств |
1 839,00 |
76,60 |
Х |
Х |
2 327,00 |
81,10 |
126,50 |
Остаточная стоимость всех основных средств |
563,00 |
23,40 |
Х |
Х |
542,00 |
18,90 |
96,30 |
Основные средства торговой организации за 2018г. возросли на 467,0 млн.руб. (2 869,0 - 2 402,0) или на 19,4 %. При этом следует отметить более высокие темпы роста пассивных основных средств, а именно зданий и сооружений (248,7%), доля которых во всех основных средствах увеличилась с 6,4 % на начало года до 13,3 % - на конец. Это свидетельствует о расширении производственной деятельности организации за счет приобретения новых производственных помещений.
Удельный вес транспортных средств на конец года сократился на 0,3 % по сравнению с началом года и составил 2,7 %. Можно отметить прирост машин и оборудования на 219,0 млн.руб., что в процентах к началу года составляет 12,7 %. Вместе с тем наблюдается значительное снижение удельного веса вычислительной и оргтехники во всех основных средствах, величина которого составляла на начало года 6,7 %, а к концу года - 4,5 %. Отрицательно влияет на результаты хозяйственной деятельности, такое существенное сокращение средств автоматизации организации, так как ведет к дополнительным затратам времени рабочего персонала.
Для оценки состояния основных средств и их влияния на торгово-производственные процессы большое значение имеет анализ их движения и технического состояния, который проводится по данным приложения к бухгалтерскому балансу формы 5.
Таблица 2. Исходная информация для анализа динамики движения и технического состояния основных средств за 2017-2019гг. (млн.руб.)
Показатель |
2017г |
2018г. |
2019г. |
Стоимость основных средств на начало года |
1 763,0 |
2 173,0 |
2 402,0 |
Стоимость основных средств на конец года |
2 173,0 |
2 402,0 |
2 869,0 |
Стоимость поступивших основных средств |
431,0 |
236,0 |
562,0 |
Стоимость выбывших основных средств |
21,0 |
7,0 |
95,0 |
Стоимость прироста основных средств |
410,0 |
229,0 |
467,0 |
Сумма начисленной амортизации основных средств |
1 183,0 |
1 739,0 |
1 839,0 |
На основании таблицы можно сделать вывод о высокой степени изношенности основных средств организации, о чем свидетельствует коэффициент физического износа, который за изучаемый период колебался в пределах 0,67 % - 0,77 %. Коэффициент обновления незначителен (в пределах 0,1 % - 0,2 %), что оказывает отрицательное влияние на результаты деятельности организации, так как эффективность работы оборудования зависит от частоты его обновления, замены устаревшего оборудования на более современное. Следует отметить возрастание выбытия основных средств, что отражает коэффициент выбытия, увеличившийся в 2019г. по сравнению с 2018г. на 0,037 % (0,04 % - 0,003 %) и указывающий на высокий удельный вес устаревшего оборудования. Снижение коэффициента годности основных средств на 0,03 % в 2019г. свидетельствует об ухудшении технического состояния основных средств организации.