Файл: Менеджмент в условиях развития передовых информационных технологий.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность информационных технологий
1.1. Понятие и классификация информационных технологий
1.2. Этапы развития информационных технологий
1.3 Место процессов обработки информации в обществе
2. Основные функции и значение информационных технологий в менеджменте
2.1 Информационная технология как инструмент формирования управленческих решений
2.2 Техническое обеспечение информационных технологий управления
Введение
В современных рыночных условиях эффективное управление представляет собой ценный ресурс для предприятия, а повышение эффективности управленческой деятельности становится одним из центральных направлений совершенствования деятельности предприятия в целом. Главной задачей в вопросе принятия решения является выбор варианта, наилучшего из всевозможных для достижения некоторой цели, или ранжирование множества возможных вариантов по степени их влияния на достижение этой цели.
Результат деятельности компании во многом зависит от того, насколько эффективна используемая система принятия управленческих решений. Оптимизировать деятельность специалистов компании и осуществлять управление более рационально и оптимально, а, следовательно, более эффективно, позволяют возможности современных информационных технологий. Именно поэтому наличие в системе управления организацией современных информационно-программных систем поддержки принятия управленческих решений, ориентированных на эффективное оперативное реагирование при изменении внутренних и внешних факторов воздействия на предприятие, является актуальным вопросом для руководства любой компании.
Цель исследования - проанализировать менеджмент в условиях развития передовых информационных технологий.
Задачи исследования:
1) раскрыть сущность информационных технологий;
2) изучить этапы развития информационных технологий;
3) проанализировать место процессов обработки информации в управлении;
4) проанализировать информационные технологии как инструмент принятия управленческих решений
5) изучить техническое обеспечение информационных технологий управления
6) проанализировать программные средства информационной системы управления
Предмет исследования: информационные технологии в менеджменте.
Вопросам совершенствования деятельности предпринимательских структур на базе внедрения современных технологий в целом и информационно-технологического обеспечения процесса принятия управленческих решений, в частности, посвящены труды Л.В. Белецкой, А.В.Душкина, Т.Д. Ивановой, Ю.Д. Колотилкиной, А.Л.Попова, М.А. Родионова, Е.Ю Сарминой Е. Л. Шуремова, А.С. Яковлева.
1. Сущность информационных технологий
1.1. Понятие и классификация информационных технологий
Применение ИТ в бизнесе считается эффективным инструментом для достижения целей компании. В процессе внедрения на предприятии новейших разработок в данной сфере следует поддерживать необходимый баланс между затратами на ИТ и их эффективностью в достижении стратегических целей. Применение информационных технологий в управлении современным предприятием направлено на решение следующих задач [5, c. 3252]:
- своевременно и качественно осуществлять сбор, систематизацию, учет и обработку необходимой информации на разных уровнях функционирования предприятия;
- повышать уровень интенсивности сбора и обработки информации;
- сокращать необходимое количество привлеченного к работе с информацией персонала, оптимизировать благодаря этому структуру затрат времени и других ресурсов;
- обеспечивать руководителей подразделений достоверной, качественной и своевременной информацией;
- повышать уровень эффективности принятия управленческих решений [2, c.55].
Поскольку информация является одним из важнейших ресурсов современного бизнеса, роль информационных технологий в получении качественной информации растет. Критерии определения качества информации в настоящее время разрабатываются учеными, но единая система этих критериев пока не сформирована [6, c.308]. Так, выделяют различные виды информации, существуют подходы к определению принципов классификации видов информации по заданным критериям.
Экономическая информация - это такая информация, характеризующая производственные отношения и их взаимосвязь. К этой категории, если рассматривать ее более широко, можно отнести всю совокупность данных, характеризующих функционирования экономической системы и управления ею, включая в себя следующие этапы: планирование; учет; контроль; регулирования (непосредственно на объектах хозяйствования) [4, c.45].
Эти данные должны соответствовать следующим критериям: поддаваться четкой фиксации и передачи подлежать преобразованию, обработке и хранению. То есть, исходя из вышесказанного, под экономической информацией понимают данные, которые находятся в процессе циркуляции внутри экономической системы (предприятия). Это могут быть, например, данные о производственных процессах, материальные ресурсы, процессы управления, финансовые и организационные аспекты производства.
Управленческая информация - это вид информации, включающий в себя, как важнейшее подмножество, экономическую информацию и содержит сведения о процессах распределения, обмена и потребления ресурсов, обеспечивая выполнение задач организационно-экономического управления на конкретном уровне хозяйствования. Такая информация может включать в себя экономические, технологические, социальные, юридические, демографические и другие связанные виды данных [1, c.46].
Относительно экономической и управленческой информации может характеристиками этих видов информации на предприятии быть следующие:
- большой объем данных;
- многократное повторение отдельных циклов и операций обработки;
- значительная вариация рангов показателей и уровня источников их получения в структуре организации;
- значительная доля осуществления логических операций в процессе обработки [3, c.99].
В зависимости от методики получения информации и ее функционального назначения можно разделить экономическую информацию предприятия на такие группы: учетная или описательная информация, прогнозная, вероятностное, дискретная, случайно полученная, пропагандистская [8, c.134].
Из всех приведенных групп основной является учетная информация. Учетная информация соответствует принципам многократности использования, концентрации, целеустремленности и аналитического использования. Во время обработки учетной информации характерно преобладание массовых вычислений по формализованным стандартным методам, которые повторяются с определенной цикличностью. Структура учетной информации имеет вид пирамиды показателей в основе, которой находятся информационные единицы, которые не подлежат дальнейшем логическому расчленению и детализации. Показатели, которые находятся в основании пирамиды удобны для регистрации [7, c. 34]
Вышесказанное постепенно подводит к определению понятия информационных систем управления предприятием и разработки системы их классификации. Информационные системы управления предприятием имеют свои характерные классификационные признаки: по назначению, по виду и по режиму работы, по типу информационного языка, по степени охвата функций предприятия и т.д. (табл. 1.1).
Таблица 1.1 Классификация информационных систем управления предприятием [8]
Критерии классификации |
Виды ИС управления предприятием |
По масштабу |
- одиночные -групповые - корпоративные |
По сфере применения |
- обработка трансакций - принятие решений -справочные - офисные |
По способу организации |
- файл-сервер - клиент-сервер - многоуровневые - облачные и интернет-технологии |
По характеру информации |
- фактографические -документальные |
Системы искусственного интеллекта |
-экспертные системы |
Если рассматривать информационные системы, предназначенные для сложного производственного объекта, то можно выделить их характерные признаки, которые отличают их от других по своему назначению систем. Такими признаками являются:
- ориентация на разработку и реализацию управленческих решений при помощи использования вычислительной техники, виртуальных моделей процессов;
- взаимодействие с пользователями на различных уровнях иерархии управления предприятием;
- поддержка получения и обработки информации в режиме реального времени;
- удовлетворение потребности потребителей в получении качественной и своевременной информации [3, c.67].
Следует отметить, что в процессе проектирования информационной системы промышленного предприятия следует предусмотреть разработку различных режимов обработки данных и представления необходимой информации пользователю. Для того, чтобы понять круг тех проблем, которые возникают при обеспечении эффективной работы современного промышленного предприятия, следует рассмотреть информацию как один из ресурсов производства [4, c. 54]. Как и все ресурсы производства, информация требует выполнения определенных «технологических» алгоритмов в процессе преобразования первичного входящего сырья в готовый для потребления продукт. Правильная закладка алгоритмов обработки информации должна быть совершена в самом начале проектирования системы. При этом следует придерживаться методологии создания информационных систем [4, c.55].
Методология создания информационных систем управления работой предприятия - это совокупность взаимосвязанных принципов и методов, которые обеспечивают выполнение следующих требований:
- предоставляют возможность создавать ИС в соответствии с целями организации и методами автоматизации деловых процессов;
- осуществляют это в отведенный промежуток времени, с соблюдением ограничений бюджета проекта;
- предоставляют возможность поддерживать сопровождение работы системы, ее модификацию и «наращивание», согласно динамическим изменениям внешней и внутренней среды предприятия;
- предоставляют возможность соблюдать при создании системы требований открытости и масштаба предприятия;
- обеспечивают возможность интеграции системы с базами данных и техникой, которые уже существуют на предприятии;
- снижают сложность процесса создания информационной системы, применяя оптимизацию на каждом этапе ее создания и эксплуатации [6, c.308].
Таким образом, эффективное использование информационно-коммуникационных технологий в управлении отечественными предприятиями является важным шагом для повышения конкурентоспособности предприятий. Это обусловлено значительными возможностями для сокращения сроков проектирования, повышение уровня качества продукции и роста уровня производительности труда при использовании ИТ [3, c. 45].
1.2. Этапы развития информационных технологий
Системы поддержки принятия решений и соответствующие им информационные технологии созданы благодаря усилиям в основном американских ученых в конце 70-х - начале 80-х гг., чему способствовали широкое распространение персональных компьютеров, стандартных пакетов прикладных программ, а также успехи в создании систем искусственного интеллекта [9, c.265].
Главной особенностью информационной технологии поддержки принятия решений стал качественно новый метод организации взаимодействия человека и компьютера. Выработка решения, являясь основной целью этой технологии, происходит в результате итерационного процесса, в котором участвуют: система поддержки принятия решений в роли вычислительного звена и объекта управления, человек как управляющее звено, задающее входные данные и оценивающее полученный результат вычислений на компьютере [10, c. 195].
Эволюция информационных технологий тесно связана с развитием новых моделей корпоративного бизнеса, эти процессы нередко воспринимаются как единое целое. Стремление компаний повысить эффективность информационной системы (ИС) стимулирует появление более новых аппаратных и программных средств, которые, в свою очередь, подталкивают пользователей к дальнейшей модернизации ИС [12].
Логика развития в последнее время наглядно демонстрирует эффект маятника: централизованная модель обработки данных, доминировала до середины 80-х годов, в целом за несколько лет уступила свои позиции распределенной архитектуре одноранговых локальных сетей (ПМ) персональных компьютеров, но затем началось возвратное движение к централизации ресурсов системы. Сегодня в центре внимания находится технология "клиент-сервер",которая эффективно объединяет достоинства своих предшественников [11].
Первое поколение ИС (1960-1970- е гг.) Строилось на базе центральных ЭВМ по принципу "одно предприятие - один центр разработки ", а в качестве стандартной среды выполнения приложений (функциональных задач) служила операционная система фирмы IВМ -МVS.