Файл: Гарантии прав и свобод человека и гражданина.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 196

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Контроль за правомерностью обладания оружием, несомненно, выступает в качестве средства, ограничивающего возможности его использования против человеческой жизни.

Отметим деятельность международного сообщества в этом направлении, предусматривающего, в частности, в Европейской конвенции о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами от 28.06.1978[21] внедрение на уровне международного сообщества эффективных способов по контролю за передвижением огнестрельного оружия сквозь национальные границы с целью снижения потенциальной угрозы его использования при совершении преступления.

Провозглашая право каждого на жилище в РФ основной закон указывает следующие гарантии его реализации:

− ч. 1 ст. 40 запрет произвольного лишения жилища;

− ч. 2 ст. 40 поощрение жилищного строительства органами государственной власти и органами местного самоуправления;

− ч. 2 ст. 40 создание условий для осуществления права на жилище;

− ч. 3 ст. 40 предоставление жилища бесплатно или за доступную плату малоимущим или указанным в законе гражданам.

Неприкосновенность жилища – одно из конституционных личных прав человека, которое закрепляет недопустимость вторжения в жилище посторонних лиц. Ст. 25 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип неприкос­новенности жилища: «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установлен­ных федеральным законом, или на основании судебного решения». Законодательство Российской Федерации раскрывает в различных норма­тивных правовых актах случаи, когда возможно проникновение в жилище тре­тьими лицами.

Развивая конституционные положения, ст. 3 Жилищного кодекса[22] Российской Федерации допускает проникновение в жилище без согласия проживаю­щих в нем на законных основаниях лиц в случаях и порядке, которые преду­смотрены федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасно­сти при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках или иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в це­лях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, пресечения совершаемого преступления или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая.


В соответствие с ч. 1 ст. 12 УПК РФ: «осмотр жилища производится толь­ко с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 ст. 165 настоящего кодекса»[23], то есть в исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище... не терпит отлагательства, указанные следственные дей­ствия могут быть произведены на основании постановления следователя или дознавателя без получения судебного решения. В этом случае следователь в те­чение 24 часов с момента начала производства следственного действия обязан уведомить судью и прокурора о производстве следственного действия. Судья проверяет законность произведенного следственного действия и выносит по­становление о его законности или незаконности.

При этом гарантии против незаконного вторжения и обысков со стороны право­охранительных органов – основное содержание неприкосновенности жилища.

2.2. Гарантии политических прав и свобод человека и гражданина

В Конституции Российской Федерации признаются и закрепляются политические права и свободы: (ст. 32): «Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; имеют право избирать и быть избранным[24] в органы государственной власти и органы местного самоуправления; участвовать в референдуме… имеют равный доступ к государственной службе; имеют право участвовать в отравлении правосудия»[25].

С одной стороны, эффективность реализации человеком политических прав и свобод зависит от комплекса социальных условий (политических, экономических, культурных), с другой стороны, отношение личности к ценности, защищаемой посредством прав, к политическим правам и свободам других лиц (позитивное либо негативное), их характер деятельности формируются под воздействием факторов социальной среды[26]. Юридический механизм условий реализации и средств защиты политических прав и свобод человека и гражданина состоит из следующих элементов:

– правовые нормы, закрепляющие политические права, свободы человека и гражданина и возможности их защиты, систематизированные в правовые институты различных отраслей права (избирательное право);


– юридические факты, влекущие возникновение или прекращение данного права, а в некоторых случаях – его ограничение;

– деятельность специально уполномоченных органов и субъектов по созданию и поддержанию необходимых и достаточных условий реализации политических прав и свобод личности;

– непосредственно деятельность суда, правоохранительных органов и других органов, общественно–политических организаций, призванных защитить политические прав и свободы личности от посягательств;

– специальные юридические процедуры, позволяющие фактически реализовывать политические права и свободы, собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, либо защитить человека и гражданина (например, возможность обращения в суд, в органы внутренних дел, международные организации);

– уровень правовой культуры всего социума и микросреды, в которой человек осуществляет свои политические права и свободы, а также уровень правовой культуры самого носителя права;

– институт юридической ответственности за деяние, влекущее противоправное ограничение либо прекращение данного права.

Юридическим фактом, влекущим возникновение политических прав и свобод человека и гражданина, является его рождение, достижение определенного возраста в целях реализации политических прав избирать и быть избранным[27] в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Однако говорить о появлении конкретного субъекта данного права можно лишь при наличии необходимого юридического условия – рождения, что определяется существующими медицинскими критериями. Что же касается политических прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства, то они возникают с момента их появления на территории того или иного государства[28].

Наиболее типичная форма реализации политических прав и свобод – использование их самим субъектом. Своеобразие данных прав и свобод состоит в том, что использование не требует от субъекта совершения каких-либо действий. Благом является уже само существование носителя права. Полная же реализация может быть осуществлена при условии соблюдения остальными лицами запрета посягательств в отношении предоставляемого права[29].

В некоторых случаях имеет место такая форма обеспечения реализации прав и свобод, как правоприменение. Это относится к ситуациям, когда компетентные государственные органы защищают политические права и свободы человека путем вынесения властных индивидуальных актов[30]. Кроме того, политические права и свободы реализуются в процессе исполнения специально уполномоченным лицом действий, направленных на защиту этих прав и свобод, являющихся его должностной (профессиональной) обязанностью, в частности, это Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (например, при проведении выборов или рассмотрении жалобы на нарушения политических прав и свобод и т.п.). Несколько иной процесс реализации имеют такие права, как право на свободное распоряжение своими политическими правами и свободами. В качестве блага, обеспечиваемого данным правом, выступает свобода действий человека. Законодатель связывает возникновение субъективного права с юридическим фактом, в качестве которого выступает достижение лицом определенного возраста для реализации своих политических прав и свобод.


Необходимым юридическим условием существования у субъекта таких форм политических прав и свобод, как занятие определенными видами профессиональной деятельности, является его дееспособность. В большинстве случаев реализация политических прав и свобод зависит от самого человека, он сам определяет необходимость такой реализации и ее порядок, сам принимает организационные меры для осуществления права, например, при избрании его в органы государственной власти и органы местного самоуправления или выборе профессии участвовать в отправлении правосудия. Наряду с подобным «инициативным порядком» реализации прав и свобод существует и порядок процедурно–правовой, при котором закон с той или иной степенью определенности устанавливает процедуру реализации политических прав и свобод, последовательность действий самого носителя права и обязанных субъектов, а также непосредственное содержание этих действий.

Статья 33 Конституции Российской Федерации определяет, что граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления[31]. Поскольку не может быть не имеющих объекта юридического регулирования правовых норм, постольку не существуют юридические права, свободы и обязанности, не порождающие никаких правовых связей и отношений. Взаимосвязь человека и государства на основе конституционного права образует, таким образом, правоотношение общего типа.

Реализация человеком своих конституционных политических прав и свобод – это процесс, которому присуща довольно большая степень самостоятельности человека, как и при определении способов и средств осуществления данного политического права. Эффективность деятельности юридического механизма реализации политических прав и свобод человека в значительной мере обусловлена особенностями, характеризующими правовую культуру как самого субъекта права, так и иных лиц, способных воздействовать на процесс реализации.

2.3. Гарантии социально-экономических прав и свобод человека и гражданина

Обеспечение человеку достойного уровня жизни, обеспечивающего возможности для развития и создания семьи достигается путем законодательного закрепления механизмов реализации социально–экономических прав. Рассмотрим некоторые из них.


Здоровье является важным социальным и экономическим фактором, от состояния которого зависят экономические ресурсы, физический, духовный и моральный потенциал общества. Большое значение здоровья как высшего и природного блага обуславливает необходимость его охраны и защиты.

В постановлении Верховного Суда РФ от 22 июля 1993 г. № 5489–I «О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»[32]поясняется, что понимается под правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких–либо заболеваний. Правовые гарантии защиты права человека на охрану здоровья закреплены в международном и в отечественном законодательстве. На основе анализа действующих нормативно–паровых актов можно сделать вывод, что при обращении за медицинской помощью и ее получении человек имеет право на:

– уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;

– обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

– проведение по просьбе больного консилиума и консультаций других специалистов;

– облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;

– сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении;

– информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство;

– отказ от медицинского вмешательства;

– получение информации о своих правах и обязанностях, о состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

– возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;