Файл: Гарантии прав и свобод человека и гражданина.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 197

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– допуск к больному адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;

– отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных законом. При отказе от медицинского вмешательства потребителю или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия. Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином либо его законным представителем, а также медицинским работником.

Каждое государство несет ответственность за здоровье своих граждан и должно принимать все необходимые меры для обеспечения социальных, правовых и медико-санитарных условий.

В России принят ряд законов и иных нормативно–правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан, характеризующие права и обязанности человека и гражданина и отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав. Среди основных мы можем назвать:

1) Конституция РФ, которая закрепила основы предоставления медицинской помощи на бесплатной основе, а также обязательность общего медицинского страхования для граждан Российской Федерации;

2) ФЗ РФ то 21 ноября 2011 г. № 323–ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» – это основной нормативно-правовой акт в сфере предоставления медицинской помощи, который закрепляет основные обязанности и права пациентов и медицинских работников. Определяет виды медицинской помощи и закладывает основы порядка ее предоставления;

3) ФЗ от 29.11.2010 г. № 326–Ф «Об обязательном медицинском страховании граждан в РФ», целью которого является усиление гарантий прав граждан на бесплатную медпомощь. Также законом определяются принципы ОМС. В частности всеобщий характер, доступность и качество медпомощи, автономность финансовой системы. Закрепляется правовой статус участников ОМС и механизм их взаимодействия, полномочия госорганов в этой сфере;

4) Гражданский кодекс РФ и другие. Обеспечение права на благоприятную природную среду прямо зависит от рационализации природопользования, то есть от способностей субъектов внутригосударственного и международного права обеспечить такую рационализацию.

Рационализация использования истощаемых природных ресурсов для реализации жизненно важных потребностей развития личности становится одной из ведущих задач одновременного развития экономики и юриспруденции. В целом, в действующей Конституции РФ закреплены следующие институты реализации права на благоприятную окружающую среду:


1. Ст. 9 – принцип использования и охраны природных ресурсов в качестве «основы жизни и деятельности народов»;

2. Ст. 29 – право каждого лица на благоприятную окружающую среду;

3. Ст. 36 право граждан и их объединений владеть, пользоваться и распоряжаться землей и иными ресурсами, осуществляемое собственниками свободно при условии недопущения с их стороны ущерба окружающей среде и нарушений прав и законных интересов других лиц;

4. Ст. 37 – право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям обеспечения безопасности и гигиены;

5. Ст. 41 – государственное финансирование программ охраны и укрепления здоровья населения и поощрение деятельности, обеспечивающей экологическое и санитарно-эпидемиологическое благополучие;

6. Ст. 42 – право каждого на благоприятную окружающую среду, на получение достоверной информации о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу лица в результате совершения экологического правонарушения;

7. Ст. 58. – обязанность каждого по сохранению природы и окружающей среды, обязанность каждого оберегать природные богатства.

Согласно ч. 2 ст. 17 Конституции РФ основные экологические права относятся к неотчуждаемым, естественным правам человека, получаемыми с момента рождения[33].

Из перечисленных гарантий защиты права на благоприятную окружающую среду наиболее эффективной является судебная зашита, обеспечивающей охрану прав, свобод и законных интересов человека от любых проявлений произвола. Судебная защита основана на двух основных судебных функциях. Позитивная функция через возможность обращения к правосудию предоставляет гарантии охраны и защиты права на благоприятную окружающую среду наряду с иными правами от необоснованных посягательств других лиц, а контрольно–арбитражная функция гарантирует права и свободы в отношениях между человеком и государством. Отдельным направлением обеспечения права на благоприятную внешнюю среду в условиях стремительного военно–промышленного комплекса является решение проблем экологической безопасности отдельных видов оборонной деятельности, в первую очередь, уничтожения химического оружия. Так, Российская Федерация присоединилась к «Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении»[34], в рамках которого определены полномочия Президента РФ, компетенция Правительства РФ и Федерального Собрания РФ при разработке мер для обеспечения безопасности граждан и охраны окружающей среды в ходе уничтожения химического оружия. Нормативно–правовые основы хранения, перевозки, уничтожения химического оружия закреплены специальным Федеральным законом[35].


Для реализации международных обязательств Российской Федерации в области химического разоружения еще в 1996 году принята Федеральная целевая программа «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации»[36]. Положения данной программы корреспондируется с Федеральным законом «Об охране окружающей природной среды»[37], включая задачи охраны окружающей среды, здоровья персонала объектов и населения, проживающего в районах их размещения.

Таким образом, конституционное право на благоприятную окружающую среду в Российской Федерации реализуется через установление и реализацию системы конституционных гарантий. К ним относятся:

Во-первых, установление правовых институтов, которые являются базовыми для всех юридических гарантий защиты данного права.

Во-втор

ых, конституционное закрепление понятий и содержания экологических прав и гарантий их реализации.

В-третьих, обеспечение контроля со стороны органов государственной власти за деятельностью государственных органов, всех субъектов права, призванных обеспечивать качество окружающей среды.

В качестве гарантий могут быть признаны положения Конституции РФ, закрепленные в ст. 2, 10, 17, 19, 52. В качестве общей конституционной гарантии выступает также закрепленная в п. «в» ст. 71 Конституции РФ норма, относящая регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина исключительно к ведению Российской Федерации, то есть обязывающая Президента РФ и Правительство РФ к своевременному принятию всех необходимых мер по обеспечению экологической безопасности, реализующей право граждан РФ на благоприятную окружающую среду.

В условиях современного российского государства, развивающегося в направлении административной централизации системы публичного управления, этот институт является по содержанию наиболее эффективным.

2.4. Гарантии культурных прав

На основе общепризнанных принципов и норм международного права, статья непосредственно принадлежит к числу основных прав граждан России право на свободу во всех сферах творческой деятельности. Из этого следует, что государство берет на себя обязанность по обеспечению гражданам страны эффективные средства правовой защиты данных прав и свобод. В статье 10 Основ законода­тельства РФ о культуре закрепляется следующее, что у каждого человека есть право на любые виды творческой деятельности на основе своих интересов и способностей[38].


Свобода творчества является одной из основных духовных свобод. Это заключается в том, что вмешательство государ­ства должно быть минимальным в творческую деятельность, и в тоже время обеспечивает правовые гарантии охраны данной свободы. В качестве примера можно привести ч. 5 ст. 29 Консти­туции РФ, в которой запрещается цензура. Это непосредственно гарантирует не только свободу массовой информа­ции, а также свободу иного вида творчества.

Одной из гарантий свободы творчества выступает, что на данный вид деятельности не действуют ограничения, которые непосредственно предъявляются к занятиям определенного типа. В частности, на основании ч.3 ст. 97 Конституции РФ, депутаты Государственной Думы не имеют права находиться на государст­венной службе, а также заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и другой творческой деятельности.

Ввиду возможности злоупотребления данной свободой, она не может быть абсолютной. Для защиты интересов и прав других лиц, обеспечения нравственности и безо­пасности общества российская Конституция и законодательство имеют ряд ог­раничений данной свободы. Речь идет о случаях пропаганды войны, насилия и жестокости, расо­вой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии. Запрет любой культурной деятельности возможно осуществить лишь судом, а также только в случае нарушения законодательства. Данные положения Основ законодательства о культуре конкретизируются в иных законах, а также других нормативных актах применительно к от­дельным видам творческой деятельности.

С точки зрения гарантий свободы творчества важно, что на основании законодательства пра­во человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессио­нальной, так и на непрофессиональной (любительской) основе. Профессиональный и непрофессиональный творческий работник имеют равные права в области авторского права и смежных прав, права на интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу распо­ряжения результатами своего труда, поддержку государства.

Конституция в ст. 44 закреплена свобода преподавания. На основании Федерального закона об образовании при исполнении профессиональных обязанностей преподаватели непосредственно имеют право на свободу выбора, а также применения методик обучения и воспитания, учебных пособий и ма­териалов, учебников, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников. Гарантированная Конституцией свобода творчества подразумевает создание эффективной системы охраны прав граждан на результаты их творческой деятельности, относящиеся к объ­ектам интеллектуальной собственности. Российское законодательство в этой области сущест­венно обновлено и отвечает тенденциям становления новых социально-экономических усло­вий. К числу важных нормативных актов необходимо отнести четвертую часть Гражданского кодекса РФ, заменившего Патентный закон, охватывавший отношения, связанные с созданием, охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образ­цов, Закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», Закон «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», Закон «О правовой охране топологий интегральных микросхем», Закон «Об автор­ском праве и смежных правах». Право каждого на участие в культурной жизни в значительной мере обеспечивается дос­тупностью учреждений культуры. Как указывается в Основах законодательства Российской Федерации о культуре, каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности. Федеральным законом «О библиотечном деле» 1994 г. закреплено, что каждый гражданин независимо от пола, возраста, национальности, об­разования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии имеет право на библиотечное обслуживание.


Все пользователи библиотеки непосредственно имеют право доступа в библиотеки, а также право свободного выбора библиотек согласно своим потребностями и интересами. Наиболее распространенными являются общедоступные библиотеки. В них гра­жданам предоставляется возможность пользоваться фондами без ограничений по уровню об­разования, специальности, отношению к религии. В общедоступных библиотеках граждане вправе стать их пользователями по предъявлению документов, удостоверяющих их личность, а несовершеннолетние в возрасте до 16 лет – документов, удостоверяющих личность их за­конных представителей.

В общедоступных библиотеках граждане имеют право бесплатно получать:

– во временное пользование из библиотечных фондов книги, журналы, газеты и др.;

– полную информацию о составе библиотечных фондов через систему каталогов;

– консультационную помощь в поиске и выборе источников информации.

Законодательно предусмотрены права особых групп пользователей библиотек. В частности, ли­ца, которые принадлежат к национальным меньшинствам, имеют право через систему государственных библиотек получать книги, другие документы на родном языке. Слепые и слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение документов на специальных носителях информации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библио­теках. Лица, которые не могут посещать библиотеку в силу преклонного возраста и физиче­ских недостатков, вправе получать книги и другие документы из фондов общедоступных биб­лиотек через заочные или вне стационарные формы обслуживания. Наконец, пользователям библиотек детского и юношеского возраста предоставлено право на библиотечное обслужи­вание в общедоступных библиотеках, специализированных государственных детских и юно­шеских библиотеках, в библиотеках образовательных учреждений в соответствии с их уста­вами.

Следует отметить и ФЗ «Об архивном деле в РФ», согласно которому документы госу­дарственной части архивного фонда Российской Федерации и справочники к ним предостав­ляются для использования всем физическим и юридическим лицам (ст. 20) .

Ограничения доступности культурных ценностей по соображениям секретности или особого режима пользования устанавливаются законодательством Российской Федерации, а не по усмотрению чиновников или лиц, обслуживающих эти фонды, что является гарантией конституционного права на доступ к культурным ценностям. Возможность пользования учреждениями культуры неразрывно связана с доступными ценами на билеты в театры, концертные залы, музеи. В законодательстве предусмотрена обя­занность организаций культуры устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, уча­щихся, инвалидов, военнослужащих срочной службы (ст. 10, 12, 31, 48, 52 Основ законода­тельства Российской Федерации о культуре ).