Файл: 1. Понятие тгп как науки, предмет изучения и его особенности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 534

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Виды социальных норм первобытного общества

П ризнаки первобытных обычаев

Восточный путь возникновения государства

Западный путь возникновения государства

Суть договорной теории происхождения государства

В чем заключается главная идея договорной теории

Авторы теоретических положений

Особенности договорной теории

Преимущества и недостатки теории

Примеры государств

Что такое теория насилия происхождения государства

Сущность теории насилия

Видные представители теории насилия

Первоначальные факторы теории насилия

Преимущества и недостатки теории

Материалистическая теория происхождения государства — описание

 Основная суть теории

Представители теории

Преимущества и недостатки теории

Суть психологической теории происхождения государства

Основные теоретики теории

Достоинства и недостатки теории

Проблемы объективности и субъективности психологической теории

Роль теории для современной науки

Примеры государств

Точки зрения и мнения о теологической идее

Представители

Виды монархий По объему ограничений

По традиционному устройству

Понятие системы права и отрасли права. Правовые системы

1.Система права и правовые системы

Понятие и виды гипотез. Версия Понятие гипотезы

4. Способы доказательства гипотез

Виды правосознания

Восточный путь возникновения государства


Такое направление развития государственного строя называют также азиатским. Основными предпосылками к реализации восточного сценария стали:

  • переход от кочевого образа жизни к оседлому;

  • необходимость в связи со сменой образа жизни организации крупномасштабных общественных работ (строительство поливных сооружений, земледельческие работы и пр.);

  • потребность объединить для осуществления вышеуказанных задач существенное количество людей (родоплеменное объединение) и территорий;

  • необходимость всестороннего контроля проведения работ и управления рабочими.

Все вышеописанные процессы происходили на фоне зарождающихся древних восточных деспотий. Очевидно, что целесообразным было централизовать руководство. Так начало проявляться социальное расслоение: появился управляющий слой, узурпирующий не столько само производство, сколько вопросы распределения ресурсов во время и после производства. Также очевидно, что интересы самой структуры управления стали значительно отличаться от интересов прочей массы людей. Фактически это была сила, эксплуатирующая трудовые ресурсы остальных членов сообщества. Собственно, описываемый управляющий слой стал прародителем государственного аппарата.

С ростом числа вопросов, требующих решения, возникла потребность функционального разделения управляющей структуры. Так начал зарождаться бюрократический аппарат власти, представляемый различными подразделениями (ведомствами), в частности, финансовым, военным и ведомством публичных работ.

Общие характеристики государств восточной формы развития


Едиными для всех государств, развивающихся по восточному сценарию, являются следующие черты:

  • государственная форма собственности, единоличное владение всеми благами монархом;

  • сохранение такой первобытной формы уклада жизни как община, что, в том числе, исключало факт появления частной собственности;

  • отсутствие условий для развития средств производства и в целом отсутствие в обществе возможностей для развития, модернизации;

  • расслоение общества, основанное на положении людей в структуре власти;

  • в отсутствие каких-либо иных собственников, кроме государства – ненаказуемое злоупотребление властью, превышение полномочий, коррупция;

  • неограниченная власть государственного аппарата, возглавляемого одним лицом, абсолютным монархом.


Замечание 2

Восточный тип формирования присущ самым первым государственным структурам на Земле: как уже было отмечено выше, первичной формой стала древневосточная деспотия. Это были важные исторические шаги плавного перехода от первобытного общества к государству.

Западный путь возникновения государства


Западный вариант формирования государства также носит название европейского. Здесь также зарождение государства строилось на имущественном неравенстве, однако причина его происхождения была иной.

Следствием неолитической революции стало общественное разделение труда: определенным родом деятельности (ремеслом) занимались конкретные люди (ремесленники), на этом фоне активно развивалась торговля. Отдельные семьи теперь могли позволить себе быть независимыми от общины, иметь свое средство заработка, свою собственность. Такие условия были благоприятны для модернизации средств производства: ввиду наличия личной заинтересованности в получении благ прикладывались усилия по наращиванию производственных процессов. Очевидно, что и усилия, и результат не могли быть равноценными для всех: у отдельных групп людей возникали излишки продукции, приводящие к накоплению благ, а, соответственно, происходило расслоение общества на классы (по признаку богатства и, соответственно, власти).

Отличием от азиатского пути возникновения государства является то, что здесь наиболее влиятельные лица не только занимали самые высокие должности в государственной структуре, но при этом были автономны, имели частную собственность и сами являлись источником власти.

Закономерно, что разделение на «богатых и бедных» спровоцировало неразрешимые противоречия и конфликты. При этом еще не существовало подходящих методов урегулирования данных споров. Собственно, создание государственной структуры и права изначально было направлено на создание законных условий для крупных собственников сохранения своего имущества, установление для них некого статуса-кво.

Общие характеристики государств западной формы развития


Базовыми чертами, присущими государственному устройству западного типа, являются:

  • фундамент государства – частная собственность;

  • главная задача государства – охрана частной собственности;

  • расслоение общества по признаку объема владения благами;

  • государство западного типа изначально представляло собой объединение частных собственников;

  • наличие плодотворной среды для развития технологий;

  • западному устройству государства присуща постоянная эволюция.



14.Понятие теории происхождения государства и ее виды.

Теории происхождения государства и права многообразны, так как:

- отражают мировоззрение авторов (атеист Ф.Энгельс не мог объяснять происхождение государства так, как его объяснял монах Ф.Аквинский);

- основаны на определенном уровне развития знаний об обществе, государстве и праве (Ф.Энгельс в XIX в. мог анализировать десятки государств, в то время как Аристотель в IV в. до н.э. такой возможности не имел);

- происхождение каждого конкретного государства имеет свои особенности (для объяснения происхождения древнего Египта подходит ирригационная теория, для образования США - договорная).

В настоящее время существует более двадцати теорий происхождения государства и права. Основными из них являются следующие:

1. Теологическая теория (Ф.Аквинский): государство установлено богом, монарх – наместник бога на земле, которому нужно беспрекословно повиноваться.

2. Патриархальная теория (Аристотель, Р.Фильмер, Н.К.Михайловский): государство – это разросшаяся семья, управляемая отцом, его нужно уважать и добровольно подчиняться.

3. Договорнаятеория (Д.Локк, Т.Гоббс, Г.Гроций, А.Н.Радищев): народ добровольно создал государство для защиты своих прав, но имеет право поменять правительство, если оно перестанет служить народу.

4. Теория насилия (Е.Дюринг, Л.Гумплович):

- теория внешнего насилия: одно племя завоевывает другое и формирует государство, чтобы держать в повиновении побежденных;

- теория внутреннего насилия: одни соплеменники (сильные) подчиняют других (слабых) и удерживают их в повиновении.

5. Историко-материалистическаятеория (марксистско-ленинская - К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин): комплекс сформировавшихся экономических, социально и военно-политических предпосылок неизбежно ведет к созданию государства (неолитическая революция → три общественных разделения труда → рост производительности труда → появление прибавочного продукта, который накапливается у определенной группы людей → разделение на классы→ непримиримые классовые противоречия (антагонизмы), необходимость подавления одного класса другим.

6. Психологическаятеория (Л.Петражицкий): люди различаются по своим психическим свойствам – одни созданы, чтобы подчиняться (таких большинство), другие – чтобы подчинять (таких меньшинство); их объединение приводит к появлению государства.


7. Органическаятеория (Г.Спенсер): государство – это живой организм, который живет по законам природы (правительство – голова, армия и полиция – руки, различные группы населения – внутренние органы).

8. Ирригационнаятеория (К.Витфогель): государство возникает при необходимости организовать большие массы людей для строительства ирригационных сооружений (плотин, дамб, каналов для орошения и осушения). Данной теорией объясняется создание древних восточных государств – Египта, Китая, Индии.

Теории происхождения права тесно связаны с теориями происхождения государства, но имеют свои особенности.

1. Теологическая теория (Ф.Аквинский): право – это искусство добра и справедливости, данное богом в виде заповедей; оно вечно и неизменно, т.к. человек не способен создавать справедливых законов.

2. Теория естественного права (Д.Локк, Т.Гоббс, Г.Гроций): право делится на позитивное (созданное государством в виде законов и т.п.) и естественное (вытекает из неизменной природы человека, связывается с совестью и справедливостью). В правовом государстве позитивное право является справедливым.

3. Психологическая теория (Л.Петражицкий): причиной возникновения права являются психические переживания людей, результаты этих переживаний фиксируются в нормах права.

4. Историческая теория (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта): право зарождается и развивается исторически у каждого народа, как национальный язык.

5. Социологическая теория (П. Стучка): социальная жизнь сложнее и динамичнее писаного права, его недостаточно для регулирования общественных отношений. Поэтому настоящее право исходит из судебной практики, когда суды вынуждены толковать существующие законы, приспосабливая их под реальные общественные отношения.

6. Марксистская теория (К.Маркс, Ф.Энгельс): право – это возведенная в закон воля экономически господствующего класса. Следовательно, корни права лежат в экономике.

15. Теологическая теория происхождения государства: понятие и ее характерные особенности.

Теологическая теория происхождения государства — концепция, основанная на религиозном учении. Согласно теории, государство появилось по воле Бога, как и все в этом мире.

Данная теория зародилась в религиозных институтах и обосновывает свое учение на вере в сверхъестественное, а именно на вере в Бога.

Основными идеями теологической теории являются:


  • Бог создал людей и государства по своей воле;

  • простой народ не может подвергать сомнениям существование государства и целесообразность принимаемых правителями решений, так как они являются наместниками Бога на Земле;

  • государственное устройство вечно и незыблемо, а порядок вещей и власть в стране существуют по воле Бога и только;

  • критика и сомнения по поводу законов и указов правителей расцениваются как сомнения в Боге, что близко к ереси;

  • главным изъявителем воли Бога на Земле является Папа Римский;

  • простые люди не могут вмешиваться в дела государства, так как не наделены соответствующими полномочиями свыше;

  • сомнения в указах и законах, а также в доброй воле правителей и государевых мужей, расценивается как грех, который должен быть наказан.

Происхождение теологической теории

Теологическая теория возникновения государства появилась в период существования первых государств — Вавилона и Древнего Египта. Отдельные элементы теории начали описываться в египетской «Книге мертвых» и «Поучениях гераклеопольского царя своему сыну», вавилонских «Законах Хаммурапи» индийских «Упанишадах» и «Законах Ману».

Свое полное развитие теория получила в период феодализма, примерно в XII веке. В этот период активно развивалась теория двух мечей. Согласно ей ученики принесли Иисусу два меча, которые позже были истолкованы как светская и церковная власть. Религия не поддерживает насилие, из-за чего один меч — религиозный — был отложен учениками в ножны, а второй передан людям, которые таким образом получили возможность властвовать над простыми людьми.

Подкрепление в виде философских трудов теологическая теория получила во второй половине XIII века, когда монах и философ Фома Аквинский начал распространять свои труды о теории создания государства по подобию сотворения мира.

Основоположники теории

Тяжело выделить единого основателя теологической теории в силу того, что она возникла в древние времена и получала свое развитие и подкрепление в течение длительного времени.

Одним из первых авторов теории выступил средневековый богослов Августин в своей монографии «О граде Божьем». В данном труде богослов выразил мысль о том, что человеческие государства недолговечны и нестабильны, по сравнению с общностями, которые созданы на основе духовного единения.