Файл: Управление проектом стратегических изменений организации (Теоретические основы управления проектами).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 188
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы вызвана тем, что расширение деятельности предприятия происходило в результате перехода к новой форме хозяйствования, что повлекло за собой развитие фирмы.
Принципы рыночной экономики требуют от ее участников новых технологий менеджмента: приоритетным является стремление к экономической эффективности, высокая степень адаптации к динамизму рынка, который в наши дни отличается чрезмерной нестабильностью. Достижения техники и инновации человеческой мысли приводят к тому, что любая, даже микро – организация становится все более сложной системой.
Это все создает условия для вовлечения в современные условия хозяйствования новые методы финансового менеджмента, отражающие все сложности факторов среды функционирования компаний.
Одним из проявлений данных новшеств является применение инвестиционного анализа в системе планирования финансовых ресурсов как направления менеджмента, обеспечивающего принятие эффективных кратко- и долгосрочных управленческих решений при обосновании финансовых решений, что подтверждает актуальность темы работы.
Расширение деятельности предприятия и ассортимента необходимо также для удержания устойчивой позиции в конкурентной среде. Однако в последнее время благодаря гибкому ценообразованию, расширению ассортимента, улучшению качества продукции и другим мероприятиям отечественным предприятиям удалось потеснить своих конкурентов и выйти на рынки вышеназванных регионов.
Целью написания работы является получение углубленных теоретических знаний в сфере разработки инвестиционной политики на предприятии, а также приобретение практических навыков по оценке эффективности инвестиционных проектов.
Для достижения поставленной цели автором разработаны следующие задачи:
- рассмотреть общую характеристику предлагаемого проекта;
- ознакомиться с методикой определения экономической эффективности инвестиционного проекта;
- на определенном примере рассмотреть основные показатели оценки инвестиционного проекта.
Предметом исследования является оценка эффективности инвестиционного проекта на предприятии.
Объектом являются основные показатели предлагаемого инвестиционного проекта строительной компании SMR .
Для написания курсовой работы были использованы исследования Ивасенко А. Г., Рудаковой И. Е., Ендовицкого Д. А., Моисеева Н. К., Хучек М.
Структура проекта имеет следующий вид: введение; основная часть; заключение.
Завершает работу список используемой литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ
1.1 Основные понятия: проект и жизненный цикл проекта
Инвестиционный процесс напрямую связан с предпринимательской деятельностью. В широком смысле термин «инвестировать» означает «расстаться с деньгами сегодня, чтобы получить большую их сумму в будущем». При этом с данным процессом связаны два фактора – время и риск. Любое использование совокупности природных, производственных, информационных и финансовых ресурсов требует осмысления целей и принятия решения о создании и внедрении в жизнь различных новшеств. Деятельность предприятий, учреждений и организаций государственного, предпринимательского и общественного секторов требует использования эффективных методов управления функционированием и развитием организаций, основанных на методологии проектного подхода[1].
Целевые ориентиры системы эффективного менеджмента заключаются в следующем:
- умелое сочетание ресурсного потенциала, ограничиваясь пределами сроков и ценовым фактором;
- снижение уровня затрат посредством минимизации расходов на выполнение проектного задания;
- уменьшение продолжительности разработки, выпуска и доставки изделий заказчику посредством экономного использования имеющихся средств и их эффективного распределения на всем протяжении реализации проекта;
- эффективное и упорядоченное развитие инновационного потенциала предприятия, соразмерный рост производственно – технических возможностей;
- осуществление дополнительных вложений, направленных на выполнение приоритетных проектных заданий;
- рост фонда оплаты труда и материального поощрения персонала предприятия, обеспечивая усиление мотивации к высоким результатам, что приведет увеличение выработки;
- экономия управленческих расходов посредством высвобождения управленческих работников, внедряя более гибкие и оперативные условия их работы;
- расширение ассортимента выпускаемых изделий за счет продуктовых инноваций, реализация достижений научно – технического прогресса, что усиливает позиции компании на рынке.
Все нужды функционирующего предприятия четко сформулированы в начале стадии реализации функций менеджмента и должны быть отражены в нем. Именно нужды являются базисом осуществления целевого задания, так как для их удовлетворения сама модель менеджмента создается. Приоритетно отметить, чтоб клиент охарактеризовал свои потребности, также их конкретно определил и озвучил, а менеджер должен их адекватно воспринять для дальнейшей работы.
Лимиты эффективного управления формулируются на стадии разработки и прогнозирования. Пределы должны быть обрисованы в сопутствующей документации системы управления, так как она играет роль баланса между потребностями клиента и потенциалом управленца. Каждый участник системы стремится к небольшим условностям с целью получения собственного интереса, потому размытость в установлении пределов может привести к высоким дополнительным затратам или существенному отклонения от стандартов реализации управленческих функций[2].
Критерий «Продукт» четко формулируется на этапе разработки и прогнозирования модели управления, она должен быть максимально подробно описана во всей сопутствующей документации. Изначально клиент может не сформулировать конкретные требования к качественному уровню продукта, в то же время менеджер может это использовать, что может провести к неэффективности системы управления.
Игнорирование данного обстоятельства зачастую негативно отражается на финальной стадии реализации управленческих решений, так как стороны, реализующие приказы, не получают окончательного решения своих проблем не по причине того, что менеджмент не соответствует всем указанным параметрам[3].
Общепринято, что любой проект формирования эффективного менеджмента является оригинальным, он не ограничивается шаблонами. В то же время порядок проведения работ по его организации формализован, разработаны пакеты документов, объединенных под термином методологии менеджмента. Также можно отметить, что отдельные методики можно использовать для оценки каждой системы менеджмента, однако есть и правила, касающиеся отдельных профилей или сфер бизнеса, например, для общественного питания методика управления будет существенно отличаться от проекта, разработанного для сферы коммунального хозяйства.
В связи с эти ниже ознакомимся с некоторыми наиболее распространенными методиками эффективного управления.
Консервативная методика управления, или же другое название традиционная, применяется во всех сферах, однако чаще всего используется в строительном бизнесе. Ее также могут называть каскадной или водопадной, поскольку порядок этапов визуально выглядит как поток. Здесь четко очерчены следующие фазы менеджмента:
- разработка требований;
- процесс формирования проекта;
- претворение в жизнь проекта;
- практическая апробация;
- проверка, наладка;
- монтаж;
- эксплуатация.
Начало реализации последующего этапа становится доступен только тогда, когда прошлый шаг выполнен и принят клиентом. Использование этого метода целесообразно в тех случаях, когда выпускается конкретный осязаемый продукт и для выполнения проекта нужен сложный алгоритм упорядоченных процедур. Также установлено, что сформированные планы есть возможность использовать многократно для подобный проектов в перспективе[4].
В то же время, недостатком данной методики можно назвать постоянную потребность в дополнительном инвестировании. Первый и второй этап составляют 20-40% времени реализации мероприятия по данному методу проектного менеджмента. Другим слабым местом данного метода является недостаточная гибкость к изменениям, которые возможны в том случае, если заказчик в процессе реализации проекта может внести изменения.
PRINCE 2 также представляет собой формализованный подход к менеджменту. Данная схема управления получила широкое распространение на Западе и в том числе в Великобритании, при этом как в частном бизнесе, так и для общественных мероприятий. Данная методика в основном ориентирована на сами процедуры управления, то есть применяется скорее в топ – менеджменте и его функциях (контроль, организация, управления), а не на прикладных процедурах. Основной порядок реализации данной методики опирается на следующих постулатах:
- определение целесообразности на всем протяжении реализации модели менеджмента – меняется ли экономический эффект на всей продолжительности;
- приобретение опыта – участники реализации обязаны использовать опыт прошлых проектов;
- разработка функциональной схемы – участники реализации должны построить структуру управления и привлекать необходимых профессионалов для осуществления должностных обязанностей;
- осуществление процедур менеджмента по фазам – подразумевает то, что каждый проект должен быть тщательно разработан, на каждой стадии должен быть проконтролирован;
- менеджмент по отклонениям с плановыми показателями – необходимо сформулировать лимиты отклонений в процессе реализации проекта для определения уровня риска и размеров ответственности;
- концентрация внимания на разработанных продуктах – первостепенной задачей является формирования требуемого уровня качества при наступлении финальной стадии проекта;
- апробация к внешней и внутренней среде реализации управленческих функций – должен быть определен такой набор инструментов менеджмента, который максимально будет соответствовать требованиям рынка, уровню приоритетности, сложности, профессионализму участников реализации управленческих решений, а также уровню риска.
Данные принципы характеризуют векторы менеджмента, которые нельзя упускать на всем протяжении реализации.
Основные базисы методики PRINCE 2 имеют следующий вид[5]:
- определение целесообразности;
- формирование организационной структуры, что ведет к четкому механизму делегирования полномочий;
- формирование набора требований к уровню качества, а также способов его подтверждения;
- система планов: алгоритм составления планов, а также набор инструментов данной методики, которую можно применять;
- уровень рисков: необходимо сформировать порядок действий, которые необходимо выполнять в процессе возникновения неопределенности как в самой модели менеджмента, так и в его окружении;
- инновации: каким способом менеджмент производит оценку воздействия внеплановых перемен и степень реакции на них;
- состояние прогресса: степень реализации отдельных планов и в целом.
Таким образом, данные принципы дробят всю продолжительность реализации управленческих решений на отдельные этапы, к каждому при этом разработаны определенные процедуры, продукты, а также четкие зоны риска.
PRINCE 2 включает в себя такие элементы менеджмента:
- начало;
- система менеджмента;
- определение сущности управленческих функций;
- система мониторинга стадий решений;
- менеджмент производства;
- менеджмент отклонений и границами стадий;
- завершение.
Данная методика управления дает возможность структурировать работы по организации и реализации проекта, повысить эффективность совместных действий, кроме того оптимизирует систему планирования проекта и обеспечивает подробный контроль за его состоянием, что особенно важно при возможных отклонениях.
Итак, отмечается следующее[6]:
- отсутствует какая - либо подходящая для всех случаев методика менеджмента, при этом выбор зависит от сложности системы менеджмента, его окружения;
- в случае, если необходимо создать программу, провести дизайн, а также разработать проект в сфере услуг, целесообразно использовать Agile;
- если модель управления отличается небольшим размером, а также весьма ограничена во времени, нет ничего лучше чем методика быстрой разработки;