Файл: Управление проектом стратегических изменений организации (Теоретические основы управления проектами).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 172

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- если приоритетной задачей является сокращение уровня рисков, а также требуется четко определить структуру крупного или среднего по размерам предприятия, целесообразно использовать PRINCE2;

- также есть возможность и применять другие способы, которые подходят для управления.

Также можно отметить наличие следующих аспектов менеджмента:

- менеджмент координацией работ;

- менеджмент структуры и содержания;

- тайм – менеджмент;

- менеджмент стоимости функций управления;

- менеджмент уровня качества проектных работ;

- кадровый менеджмент;

- риск – менеджмент;

- коммуникационный менеджмент;

- логистический менеджмент.

Понятие цикла жизнедеятельности широко распространено в современности. Любое органическое явление, будь то продукт, компания, рынок или планета, подчиняется закономерностям жизненного цикла (ЖЦ). Эти постулаты свидетельствуют нам о протяженных во времени «зачатии», «рождении», «развитии», «угасании» и «смерти». Вполне философско-логическая последовательность, повернуть вспять которую никто не в силах.

Жизненный цикл проекта достаточно часто применяется для того, чтобы своевременно принимать взвешенные управленческие решения: идем дальше или нет. Для этого проект делится на этапы. На выходе с каждого этапа имеются точки принятия решений – вехи. Для них применяется даже специальное понятие – gate (ворота, шлюз). Назначаются руководители высшего звена, которые отвечают за перевод с одной фазы на другую. Они дают авторизацию разрешения перехода на каждую следующую фазу[7].

Рисунок 1. Обобщенная последовательность фаз ЖЦП

Самый обобщенный вариант предполагает четыре основные фазы жизненного цикла проекта, реализуемые последовательно.

  1. Формирование концепции.
  2. Разработка.
  3. Реализация.
  4. Завершение.

Данные стадии жизненного цикла проекта предваряет процедура его запуска, а окончательной точкой является событие закрытия. Такое содержание ЖЦП применимо к большинству проектов. В отдельных областях жизненные циклы обладают отраслевой спецификой. Например, у фармацевтов свои основные этапы ЖЦ, у строителей – свои особенности, у IT-компаний этапы также уникальны.

Сначала следует концептуальная фаза, в ходе нее большие деньги не вкладываются. Концептуальные модели прорабатываются в форме «пилота», производится анализ и решается, стоит делать проект или не стоит. Допустим, цели и содержание будущего мероприятия руководство устроили, положительное решение принято. Далее выполняется рабочий анализ ТЗ и разработка детальной проектной документации. Реализация – самый дорогой этап выполнения уникальной задачи.


1.2 Стратегическое управление компанией и проекты развития

В мировой практике стратегическое планирование является одним из общепризнанных инструментов устойчивого социально-экономического развития территорий. С конца 1990-х российские муниципалитеты и регионы, используя международный опыт и практику советского планирования, начали разрабатывать документы стратегического планирования. Эти документы имели разные названия, в настоящем исследовании для них принят условный термин «план стратегического развития» муниципального образования. Количество разработанных планов стратегического развития в настоящее время, по разным оценкам, составляет до нескольких сотен.

Стратегическое управление – это управление развитием социально-экономического объекта в долгосрочной перспективе с учетом меняющихся факторов внешней и внутренней среды. Стратегия осуществляется через проекты, причем каждый проект должен иметь четкую связь со стратегией.

Для успешной разработки и реализации социальных проектов необходимо изучение и совершенствование технологии социального проектирования в государственном (муниципальном) управлении, что обусловило актуальность данной работы.

До недавнего времени в отечественной практике термин «проект» обычно использовался преимущественно в технической сфере, и с ним связывалось представление о совокупности документации по созданию каких-либо сооружений или зданий. На Западе для обозначения этого процесса используется термин «дизайн» (designing), а понятие «проект» (project) трактуется более широко.

В литературе не существует единого общепринятого определения понятия «проект». Рассмотрим некоторые определения этого понятия, которые используются в управлении проектами.

Свод знаний по управлению проектами PMI дает следующее определение проекту – «это предприятие, которое характеризуется принципиальной уникальностью условий его деятельности, таких как цели (задачи), время, затраты и качественные характеристики, отличающееся от других подобных предприятий специфической проектной организацией; это предпринимаемое усилие, организующее человеческие, материальные и финансовые ресурсы в неизвестный путь в рамках уникального предмета работы, заданной спецификации, с ограничениями на затраты и время, с тем, чтобы следование стандартному жизненному циклу проекта приводило к осуществлению успешных изменений, определенных посредством количественных и качественных целей и задач; это уникальный набор скоординированных действий, с определенным началом и завершением, осуществляемых индивидуумом или организацией для решения специфических задач с определенным расписанием, затратами и параметрами выполнения».


Английская Ассоциация проект-менеджеров указывает, что проект – это отдельное предприятие с определенными целями, часто включающими требования по времени, стоимости и качеству достигаемых результатов.  Проектное управление представляет собой уникальную совокупность скоординированных действий (работ) с определенными точками начала и окончания, предпринятая индивидуумом или организацией для достижения определенных целей с установленными сроками, затратами и параметрами выполнения.

В соответствии со стандартами ISO проект – это уникальный процесс, состоящий из набора взаимоувязанных и контролируемых работ с датами начала и окончания и предпринятый, чтобы достичь цели соответствия конкретным требованиям, включая ограничения по времени, затратам и ресурсам  .

Австралийский институт проектного управления определяет проект как  уникальную совокупность взаимосвязанных действий (работ), с определенными датами начала и окончания, предназначенных для успешного достижения общей цели.

Таким образом, понятие «проект» является комплексным, объединяющим разнообразные виды деятельности, характеризуемые рядом общих признаков, наиболее универсальными из которых являются следующие:

- направленность на достижение определенных уникальных целей и конкретных результатов;

- скоординированное выполнение многочисленных, взаимосвязанных действий;

- ограниченная протяженность во времени с определенными началом и концом.

Однако любая деятельность, в том числе фактически не являющаяся проектом, выполняется в течение определенного периода времени и связана с затратами определенных финансовых, материальных и трудовых ресурсов. Кроме того, любая разумная деятельность, как правило, целесообразна, т.е. направлена на достижение определенного результата. И, тем не менее, в одних случаях к управлению деятельностью подходят как к управлению проектом, а в других случаях – нет.

Проект всегда нацелен на результат, на достижение определенных целей, на определенную предметную область. Реализация проекта осуществляется полномочным руководством проекта, менеджером проекта и командой проекта, работающей под этим руководством, другими участниками проекта, выполняющими отдельные специфические виды деятельности, процессы по проекту. В работах по проекту, как правило, на условиях частичной занятости, могут участвовать представители линейных и функциональных подразделений организации, ответственных за выполнение возложенных на них заданий, видов деятельности, функций, включая планирование, руководство, контроль, организацию и другие общесистемные функции. Схематическое представление об окружении проекта представлено на рис. 2.


 

Рисунок 2. Схема окружения проекта

Управление отдельными компонентами окружения проекта представляет собой управление проектом, т.е. научно-обоснованную системную парадигму управления предприятием, состоящую в организации, планировании и координации использования человеческих и материальных ресурсов на всем протяжении жизненного цикла проекта, направленную на эффективное достижение целей проекта путем применения системы современных методов, техники и технологий.

Содержательно управление проектом подразумевает деятельность, направленную на эффективное достижение целей проекта с заданным качеством, в установленные сроки, в рамках утвержденного бюджета, при существующих ограничениях и имеющейся неопределенности, за счет использования наличных ресурсов и технологий, а также управленческих знаний, опыта и специализированных подходов, методов и систем.

Соответственно в качестве объектов управления проектом выступают:

- объемы работ и виды работ по проекту;

- стоимость проекта, издержки, расходы по проекту;

- временные параметры, включающие сроки, продолжительности и резервы выполнения работ, этапов, фаз проекта, а также взаимосвязи работ;

- ресурсы, требуемые для осуществления проекта, в том числе: человеческие, финансовые, материально-технические, а также ограничения по ресурсам;

- качество проектных решений, применяемых ресурсов, компонентов проекта и др.

Стратегическое управление включает задачи анализа социально-экономических условий и последствий осуществления проекта, определение требований к проекту и формулирование его целей, оценку и определение ресурсов работы, оптимизацию объектов и результатов проекта и т.д.

Основными показателями, характеризующими ход выполнения проекта и конкретных работ при осуществлении оперативного управления, являются: количество и качество выполненных работ, затраченное время и стоимость. Главный акцент в оперативном управлении делается на оценку и планирование оставшихся работ с учетом выделенных ресурсов и оставшегося времени на реализацию проекта.

Основными задачами оперативного управления являются поддержание требуемой производительности при осуществлении проекта, корректная идентификация и оценка объемов и времени для выполнения оставшихся работ с учетом возникающих непредвиденных ситуаций, а также распределение необходимых ресурсов для завершения работ, обеспечивающих достижение целей проекта. Для обеспечения высокой производительности необходимо стимулирование достижения планируемых результатов работ и целей проекта.


ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ ОРГАНИЗАЦИИ «SMR»

2.1 Резюме проекта

Управление проектами в строительстве (далее СК) осуществляется в соответствии с принятым стандартом УГМК-043-2013 по инвестиционным проектам.

Данный стандарт регулирует порядок и особенности предварительной проработки инвестиционных проектов, подготовки пояснительных записок, подготовки презентаций инвестиционных проектов, оценки экономической эффективности капитальных вложений, связанных с инвестициями в строительство объектов промышленного и непромышленного назначения или альтернативного использования земельных участков, зданий и сооружений, а также порядок последующего контроля и отчетности в ходе реализации проектов.

При описывании хода реализация проектов в СК мною будут использоваться следующие сокращения:

ГКПС - Годовой план капитального строительства;

АССОИ - Автоматизированная система сбора и обработки информации;

СМР - строительно-монтажные работы;

ПИР-проектно-изыскательные работы;

ССР - сводный сметный расчет;

ТЭО - технико-экономическая оценка;

ОИ - обоснование инвестиций.

Реализация иинвестиционных проектов на предприятии делится на 4 основных этапа:

– I этап - инициирование реализации инвестиционного проекта;

– II этап - оценка целесообразности реализации инвестиционного проекта;

– III этап - выполнение ПИР. Оценка инвестиционного проекта;

– IV этап - разработка рабочего проекта, СМР. Фактическая оценка хода реализации инвестиционного проекта.

Инициатором проекта может являться организация в лице руководителя, либо служба SMR, в лице руководителя данной службы, который отправляет обращение к генеральному директору SMR в соответствии со специальной формой.

Подготовка материалов, проведение экономических расчетов и оценка эффективности инвестиционных проектов осуществляется:

  1. Службами строительной организации, ответственными за разработку материалов в области строительства и инвестиций - инициаторами проекта;
  2. Службами производственной организации, ответственными за разработку материалов в области строительства и инвестиций - инициаторами проекта;
  3. Департаментом непромышленного строительства (по контролю инвестиций в промышленное строительство) SMR по решению директора по капитальному строительству и инвестициям в случае отсутствия у производственной организации-инициатора проекта необходимых служб и специалистов особого значения проекта.