Файл: Анализ и тенденции развития сетевой розничной торговли в России (Теоретические аспекты ведения маркетинговой деятельности на предприятиях розничной торговли).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЕДЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
1.1. Понятие и сущность маркетинга в сфере розничной торговли
1.2. Методы и средства маркетинга в сфере розничной торговли
1.3. Принципы и функции маркетинга в сфере розничной торговли
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ СЕТИ ОАО «ВИММ-БИЛЛЬ-ДАНН»
2.1. Характеристика компании ОАО «Вимм-Билль-Данн»
2.2. Анализ маркетингового комплекса
2.3. Оценка конкурентоспособности
Развитие Компании связано с дальнейшим наращиванием доли рынка во всех производственных сегментах, разработкой инновационных продуктов питания, консолидацией производственных активов для обеспечения наибольшей эффективности производства, усиление дистрибуции.
Выручка от продажи товаров, оказания услуг в отчетном периоде выросла на 11 516 479 тыс. руб. Рентабельность собственного капитала увеличилась с 14.57 % до 21,95 % по сравнению с 2016 годом, что является положительным показателем. Рентабельность активов увеличилась с 4,71 % до 6,56 %. Далее рассмотрим структуру организации, которая представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Организационная структура ОАО «ВБД»
Конкуренция
Таким образом, деятельность ОАО "Вимм-Билль-Данн" в 2017 году была достаточно успешной – величина чистой прибыли составила 1 764 484 тыс. руб. против чистой прибыли в 2016 году в размере 977 488 тысячи рублей.
Внутреннее устройство компании практически безукоризненно, качественная работа с персоналом и маркетингом – очень важная часть бизнеса.
Компания является крупнейшим частным работодателем в России, стремиться к подготовке высококлассных кадров, несмотря на текучесть кадров, привычную для данной отрасли. Отдел маркетинга проводит эффективную рекламу, а также следит за тенденциями на рынке, и они используются для успешного роста компании [14, с. 38].
2.2. Анализ маркетингового комплекса
Дальше следует провести обобщенный анализ влияния внешних факторов на конкурентоспособность исследуемого предприятия (табл. 2)
Возможностями данного предприятия являются: выход на новые рынки или сегменты рынка, в том числе и на зарубежные; возможность применения лучшей конкурентной стратегии на зарубежных рынках; существование положительных тенденций спроса на молокоперерабатывающую продукцию, в частности, на мировом рынке; темпы роста отрасли.
Угрозами являются: нарастающие конкурентное давление, агрессивные действия конкурентов, в частности, иностранных; появление новых конкурентов; несовершенство законодательного обеспечения, снижает международную конкурентоспособность молочной отрасли РФ в целом; неподходящий развитие родственных и поддерживающих отраслей; неразвитость инфраструктуры молокоперерабатывающей отрасли; возрастающее влияние на цены у покупателей и поставщиков [15, с. 38];.
Таблица 2
Оценка влияния внешних факторов на конкурентоспособность ОАО «Вимм-Билль-Данн»
Внешние возможности |
Внешние угрозы |
||||||
Развитие отрасли |
8 |
0,8 |
6,4 6 |
Сворачивание отрасли |
1 |
0,2 |
1,6 |
Возможность выхода на рынок |
9 |
0,8 |
8,0 |
Уменьшение спроса на молочную продукцию |
0 |
0,2 |
2,0 |
Возможность применения лучшей конкурентной стратегии на зарубежных рынках |
10 |
0,7 |
6,3 |
Отсутствие возможности выходы на новые рынки |
9 |
0,3 |
2,7 |
Использование лучшей стратегии |
7 |
0,6 |
4,2 |
Отсутствие использования лучшей конкурентной стратегии |
7 |
0,4 |
2,8 |
Низкое конкурентное давление |
8 |
0,2 |
1,8 |
Высокое конкурентное давление |
9 |
0,8 |
7,2 |
Совершенство законодательной базы |
6 |
0,2 |
1,2 |
Несовершенство законодательной базы |
6 |
0,8 |
4,8 |
Соответствующие развитие |
7 |
0,3 |
2,4 |
Непрекращающееся развитие похожей отрасли |
8 |
0,7 |
5,6 |
Развитость инфраструктуры |
8 |
0,4 |
2,8 |
Неразвитость инфраструктуры структуры молокоперерабатывающей отрасли |
7 |
0,6 |
4,2 |
Незначительное влияние на цены |
7 |
0,3 |
2,4 |
Растущее влияние на цены и покупателей |
8 |
0,7 |
5,6 |
Всего |
35,5 |
Всего |
36,5 |
По результатам проведенной оценки (табл. 2) видно, что угрозы внешнего рынка превышают над рыночными возможностями, хотя это превышение незначительно (36,5-35,5 = 1 балл). Для того, чтобы угрозы превратились в рыночные возможности и, соответственно, повысилась международная конкурентоспособность отечественных молокоперерабатывающих предприятий, в том числе и ОАО «Вимм-Биль-Данн», необходимо принять соответствующие мероприятий макро- и микроуровня по совершенствованию законодательной базы относительно гармонизации действующих стандартов на молочную продукцию к европейским требованиям, урегулировать развитие родственных и поддерживающих отраслей, самой инфраструктуры молокоперерабатывающей отрасли, проведения стимулирующей фискальной политики, осуществление информационной политики, направленной на создание положительного имиджа отечественной молочной продукции на внешних рынках, активизацию настройку и сопровождение деловых связей между отечественными и зарубежными субъектами рынка молочной продукции.
В целом можно утверждать, что «Вимм-Биль-Данн» является достаточно конкурентоспособным на внутреннем рынке, однако, учитывая негативные тенденции конкурентной среды, является неконкурентоспособным по сравнению с другими производителями.
Одним из инструментов обеспечения высокого уровня конкурентоспособности предприятия на внешнем рынке является внедрение соответствующей международной маркетинговой стратегии конкурентного поведения с использованием различных матричных подходов.
Воспользуемся, в частности, матрицей "Мак Кинси-Дженерал Электрик» для разработки необходимой маркетинговой стратегии исследуемого молокоперерабатывающего предприятия, что позволит достичь конкурентных преимуществ в отношении иностранных конкурентов.
Основой матрицы два фактора – привлекательность рынка и конкурентоспособность предприятия.
Далее проведем построение матрицы "Мак Кинси-Дженерал Электрик" для молокоперерабатывающего предприятия ОАО «Вимм-Биль-Данн» и определим конкурентную позицию этого предприятия и возможные стратегические варианты его дальнейшего развития.
На первом этапе построения данной матрицы были определены показатели факторов "привлекательность рынка" и "конкурентоспособность" относительно исследуемого предприятия.
Показатели привлекательности рынка для предприятия «Вимм-Биль-Данн»: емкость рынка, темп роста рынка, уровень конкуренции, технологическая укомплектованность, склонность инфляции, склонность к изменениям внешней среды. Показатели конкурентоспособности предприятия: рыночная доля фирмы, качество товара, ассортимент, имидж торговой марки, эффективность системы сбыта, эффективность рекламы, производственные возможности, общие расходы (цена), материально-техническое обеспечение, научно-исследовательское обеспечение, кадровое обеспечение.
На следующих этапах были определены коэффициенты значимости и ранг каждого показателя в пределах соответствующего фактора. Ранг был присвоен в пределах от "1" до "5".
Для того, чтобы показать положение предприятия ОАО «Вимм-Биль-Данн» в матрице, мы откладываем обобщенную оценку по факторам "привлекательность рынка" и "конкурентоспособность" (соответственно, 3,87 и 3,60 - с табл. 1) на соответствующих линиях матрицы (рис. 1).
Результаты проведенного исследования показали, что существуют веские причины для внедрения стратегии развития ОАО «Вимм-Биль-Данн», а значит, маркетинговая стратегия предприятия должна быть направлена на усиление собственных позиций на внешнем рынке молочной продукции. То есть имеет место необходимость пересмотра ассортиментной, ценовой, сбытовой стратегии предприятия в отношении иностранных конкурентов, а также улучшение системы контроля качества в соответствии с международными стандартами для усиление своих конкурентных позиций.
В частности, что касается ассортиментной политики на внешнем рынке, то следует использовать, как уже отмечалось, стратегию дифференциации, то есть достижения конкурентного преимущества за счет разнообразия товаров, предлагаемых на экспорт, и расширение продукционной линии. Для этого необходимо предварительно принять меры по международной сертификации продукции предприятия, что, в свою очередь, повысит международную конкурентоспособность исследуемого предприятия.
Таблица 3
Данные для построения
Показатели |
Коэффициент весомости |
Ранг |
Общая оценка |
По фактору «привлекательность рынка" |
|||
Емкость рынка |
0,20 |
4 |
0,80 |
Темп роста рынка |
0,22 |
5 |
1,10 |
Уровень конкуренции |
0,23 |
3 |
0,90 |
Технологическая оснащенность |
0,20 |
3 |
0,60 |
Склонность к инфляции |
0,05 |
3 |
0,15 |
Склонность к изменениям внешней среды |
0,10 |
3 |
3,00 |
Всего |
1,00 |
- |
3,87 |
По фактору «конкурентоспособность» Рыночная доля |
0,10 |
4 |
0,40 |
Качество товара |
0,15 |
4 |
0,60 |
Ассортимент |
0,15 |
3 |
0,45 |
Престижность торговой марки |
0,10 |
3 |
0,30 |
Совокупные расходы, цена |
0,10 |
3 |
0,30 |
Эффективность системы сбыта |
0,05 |
4 |
0,20 |
Эффективность рекламы |
0,05 |
4 |
0,20 |
Производственные возможности |
0,05 |
4 |
0,20 |
Материально-техническая обеспеченность |
0,11 |
5 |
0,50 |
Научно-исследовательская обеспеченность |
0,10 |
3 |
0,30 |
Научно-исследовательская обеспеченность |
0,10 |
3 |
0,30 |
Всего |
1 |
- |
3 |
Рисунок 2. Построение матрицы "Мак-Кинси" для ОАО «Вимм-Биль-Данн»
Кроме того, у предприятия есть соответствующие предпосылки использования такой стратегии, а именно: постоянные инновации в сфере оборудования новых технологий для производства качественной молочной продукции; использование экологически чистого сырья; высококвалифицированные специалисты; существование положительных тенденций спроса на молокоперерабатывающую продукцию, в частности, на мировом рынке.
Относительно ценовой и сбытовой стратегии предприятия «Вимм-Биль-Данн», то одним из направлений усиления конкурентоспособности исследуемого молокоперерабатывающего предприятия следует выделить развитие собственной сбытовой сети на внешних рынках позволит реализовывать свою продукцию самостоятельно, избежать наценки на нее и тем самым удешевить ее для конечного покупателя, расширяя таким образом рынок сбыта.
2.3. Оценка конкурентоспособности
Проиллюстрируем порядок балльной оценки конкурентоспособности исследуемого предприятия в табл. 4. Оценку конкурентоспособности предприятия ОАО «Вимм-Билль-Данн», по балльной оценке, и, соответственно, построение многоугольника конкурентоспособности будем проводить в отношении конкурирующих иностранных молочных компаний – группа "Юнимилк"(ТМ "Био Баланс", "Доктор Бранд", "Летний день", "Петмол", "Простоквашино", "Село Луговое", "Тема") - доля рынка Компании - 16%, поскольку основной экспорт.
С данных табл. 4 видно, что наиболее конкурентоспособным конкурентом является группа Danone (ТМ Actimel, Danette, "Активия", "Даниссимо", "Растишка" - доля рынка Компании - 17%, далее идет исследуемое предприятие. Конкурентоспособность компании "Юнимилк" является самой низкой. К сильным сторонам конкурентоспособности предприятия ОАО «Вимм-Билль-Данн» по сравнению с конкурентами относятся потребительские свойства товара, производственные мощности, материально-техническое обеспечение (инновации в технологиях производства), маркетинговые коммуникации; к слабым сторонам - сравнительно узкий ассортимент экспортируемой продукции, престижность торговой марки за рубежом, каналы распределения на внешних рынках, цена и потенциальная возможность выхода на внешние рынки, в частности, продукция предприятия не сертифицирована в соответствии с международной системы качества ISO 9000.