Файл: Основные этапы формирования налогового учета в России.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования связана с двумя факторами. Во-первых, отсутствие единообразия в формировании этапов формирования налогового учета, а во-вторых, в научной литературе недостаточно внимания уделяется развитию налогового учета после 2002 года. В современной России механизм налогообложения формируется за счет взаимодействие двух видов бухгалтерского учета: бухгалтерский и налоговый. Как правило, бухгалтерский и налоговый учет являются частью общей структуры управления финансовыми отношениями на предприятии. Во многих странах налоговый учет является элементом системы бухгалтерского учета. Налоговый учет является одним из основных элементов информационной системы финансово-хозяйственной деятельности организации, которая предполагает полное соответствие хозяйственной деятельности административным нормам и связана с обязательствами предприятий перед государством.
Налоговый учет в системе управления финансами российских предприятий долгое время играл второстепенную роль, но теперь он все чаще выделяется в качестве основной
Объект исследования – налоговый учет, предмет – основные этапы формирования объекта исследования.
Цель написания данной курсовой работы – исследовать основные этапы формирования налогового учета в России.
Для достижения поставленной цели на необходимо решить задачи следующего порядка:
- изучить основные теоретические аспекты по теме исследования - сущность, понятие, цели, задачи и основные принципы налогового учета;
- исследовать содержание этапов формирования, становления и развития налогового учета в России в целом;
- сделать основные выводы и дать заключение по теме исследования.
Теоретические аспекты по теме исследования
Сущность и понятие налогового учета
Налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основании данных первичных документов, сгруппированных в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации[6,с.105].
Налоговый учет ведется с целью формирования полной и достоверной информации о порядке учета в целях налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также предоставления информации внутренним и внешним пользователям контролировать правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов в бюджет[10,с.208]..
Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем (отчетном) периоде, суммы остатков расходов (убытков), подлежащих отнесению на расходы, последующие налоговые периоды порядок формирования сумм созданных резервов, а также суммы задолженности. Система налогового учета, в отличие от бухгалтерского учета, еще не регламентирована законодательством[2,с.87].
В соответствии со статьей 313 Налогового кодекса, система налогового учета организована налогоплательщиком самостоятельно на основе принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому.
Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.
Налоговый учет является основой, на которой начинают строиться отношения между налогоплательщиками и налоговыми органами. Соответственно, без налоговой регистрации, и без предоставления соответствующей информации, налоговые органы не имеют реальной возможности осуществлять меры налогового контроля в отношении такого налогоплательщика и, как следствие, привлечь такого налогоплательщика к ответственности[6,с.71].
Таким образом, осуществление налогового учета является важнейшим направлением деятельности налоговых органов, так как необходимой для проведения налоговых проверок является информация следующего порядка: юридический адрес, фактическое местонахождение (место жительства) налогоплательщика, информация о менеджерах и организационно-правовая форма налогоплательщика и т. д.
Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов бухгалтерского учета для целей налогообложения (включая операции, результаты которых отражены в нескольких отчетных периодах или перенесены на несколько лет) [10,с.95].
Исходя из принципа непрерывности, отраженного в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения, регистры налогового учета создаются для всех операций тем или иным образом с учетом целей налогообложения[6,с.44].
И если порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения соответствует порядку группировки и отражения в учетных записях, учетные записи могут быть востребованы налогоплательщиком в качестве налоговых регистров и, следовательно, объекты, зарегистрированные в этих регистрах, будут приняты во внимание при расчете налоговой базы в суммах и порядке, предусмотренных в бухгалтерском и налоговом законодательстве
Соответственно, налогоплательщик анализирует хозяйственные операции, возникающие при осуществлении деятельности, и определяет, для каких объектов ему необходимо разработать и утверждает формы налоговых регистров, для чего должен быть обеспечен сбор всех данных, необходимых для правильной идентификации показателей налоговой декларации, а подтверждением данных налогового учета являются[10,с.175]:
1)первичные учетные документы (в том числе бухгалтерское свидетельство);
2) аналитические регистры налогового учета;
3) расчет налоговой базы.
Учетная политик в целях налогообложения
Учетная политика для целей налогообложения понимается как совокупность методов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета других показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, которые допускаются по Налоговому кодексу[1].
Такое определение учетной политики приведено в пункте 2 статьи 11 Налогового кодекса. И вотличие от учетной политики для целей бухгалтерского учета, основные принципы которой изложены в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, требования к учетной налоговой политике изложены в отдельных положениях Налогового кодекса Российской Федерации.
В частности, принятие учетной политики для целей налогообложения изложено в пункте 12 статьи 167 Налогового кодекса. Учетная политика, принятая организацией для целей налогообложения, утверждается соответствующими приказами, приказами руководителя организации[4].
Учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения соответствующим приказом, указанием руководителя организации. Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения обязательна для всех обособленных подразделений организации[5].
Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода и применяется со дня создания организации, а поорядок внесения изменений в учетную политику регулируется статьей 313 Налогового кодекса.
Учетная политика может быть изменена при изменении используемых методов бухгалтерского учета, а также в случае изменения налогового законодательства. Если в первом случае такие изменения применяются с начала нового налогового периода, во втором - не ранее, чем с момента вступления в силу изменений норм законодательства о налогах и сборах. [1].
Обратим внимание, на тот факт, что в некоторых случаях, Налоговый кодекс Российской Федерации ограничивает право налогоплательщика изменять некоторые элементы учетной политики:
-налогоплательщик имеет право перейти с нелинейного метода на линейный метод начисления амортизации не более чем на один раз в пять лет[9].;
-порядок распределения прямых расходов, установленный в учетной политике (формирование стоимости НЗП), подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов[9];
-порядок формирования стоимости приобретения товаров, установленный налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, применяется не менее двух налоговых периодов
Наряду с изменениями учетная политика для целей налогообложения может быть дополнена - при реализации новых видов деятельности.
В отличие от изменений, по мнению авторов, дополнения к учетной политике раскрывают методы бухгалтерского учета, ранее не использовавшиеся налогоплательщиком в связи с отсутствием таких операций или действий в начале налогового периода. Дополнения к учетной политике не связаны с началом налогового периода, то есть они могут быть сделаны в любое время, но не позднее, чем отчетный (налоговый) период таких операций или начало нового вида деятельности.
Например, налогоплательщик, ранее не имевший основных средств, решил создать собственное производство и в мае приступил к приобретению основных средств. Это означает, что в мае должен быть принят приказ об изменении учетной политики для целей налогообложения, который должен, как минимум, предусматривать возможность применения амортизационной премии, а также устанавливать метод начисления амортизации[1].
Однако дополнения Минфина к учетной политике приравниваются к изменениям, но внесены с начала налогового периода и налогового периода - письмо Минфина России от 14.04.2009 N 03-03-06 / 1/240.
По данным Министерства финансов, налогоплательщик имеет право вносить изменения в учетную политику для целей налогообложения в налоговом периоде в двух случаях: в случае изменения законодательства о налогах и сборах, а также в случае реализации новая деятельность[9].
Несмотря на то, что учетная политика для целей налогообложения является обязательным документом для налогоплательщика, тем не менее, обязательство представить ее налоговым органам в составе бухгалтерской или налоговой отчетности не предусмотрено ни в первой, ни во второй части Налоговый кодекс[1].
Исключением является обязательное представление учетной политики для целей налогообложения при осуществлении налогового мониторинга (статья 105.27 Налогового кодекса).
Кроме того, согласно пп. 6 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы и их должностных лиц в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
К ним относится учетная политика организации для целей налогообложения. За несоблюдение учетной политики налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности по статье 126 Налогового кодекса Российской Федерации - 200 рублей. А в соответствии с пунктом 1 статьи 15.6 КоАП РФ должностные лица организации к административной ответственности за непредставление сведений, необходимых для налогового контроля, в виде штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей[1].
В учетной политике для целей налогообложения закреплен один из способов (методов) методов определения доходов и (или) расходов, их признания, измерения и распределения, а также учета других необходимых для целей налогообложения результатов финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, но не всегда налоговое законодательство предусматривает альтернативные способы учета отдельных операций.
Примером является отдельный счет для целей расчета НДС при совершении налогооблагаемых и необлагаемых операций[7].
Во-первых, учетная политика должна предусматривать порядок раздельного учета выручки. Обычно это делается путем введения отдельных субсчетов на счета «Продажи» и (или) «прочие доходы и расходы» [4].
Во-вторых, установить алгоритм распределения «входящего» НДС на товары (работы, услуги), используемые как в налогооблагаемых, так и в необлагаемых налогом операциях.
В отличие от налога на добавленную стоимость, глава 25 Налогового кодекса имеет широкий спектр вариантов признания доходов и расходов.
И здесь, прежде всего, налогоплательщикам следует выбрать метод признания доходов и расходов в налоговом учете: метод начисления или кассовый метод. Так, при использовании метода начисления в налоговом законодательстве устанавливаются особенности признания доходов для производств с длительным - более одного налогового периода, технологическим циклом, если условиями договоров не предусматривается поэтапная поставка работ (услуг) [6,с.128].
Министерство финансов Российской Федерации и налоговые органы понимают под длинным технологическим циклом производства, даты начала и окончания которого приходятся на разные налоговые периоды независимо от количества дней производства (письмо Министерства финансов Российской Федерации от 12.05.2011 № 03-03-06 / 1/288).