Файл: Основные этапы формирования налогового учета в России.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 1
Согласно п. 3 ст. 271 Налогового кодекса Российской Федерации доходы от реализации указанных работ (услуг) распределяются налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с принципом формирования затрат на указанные работы (услуги) [2,с.195].
В то же время статья 316 Налогового кодекса Российской Федерации гласит, что налогоплательщик должен распределять их самостоятельно, учитывая принцип единообразия признания доходов на основании данных бухгалтерского учета. То есть налоговое законодательство предусматривает два варианта учета одного и того же дохода, что означает, что налогоплательщик должен сделать выбор, закрепив его в учетной политике[5].
1.3 Цели, задачи и основные принципы налогового учета
Определение налогового учета предусмотрено статьей 313 Налогового кодекса: налоговый учет - это система сбора информации для определения налоговой базы по налогу на основе первичных документов, сгруппированных в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.
Целями и задачами налогового учета являются:
- формирование полной и достоверной информации о порядке учета в целях налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;
- предоставление информации внутренним и внешним пользователям для контроля правильности расчета, полноты и своевременности расчета и уплаты в бюджет налога.
Налоговый учет основан на следующих принципах[5]:
- последовательность применения норм и правил налогового учета от одного налогового периода к другому; непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов бухгалтерского учета для целей налогообложения;
- временная достоверность фактов хозяйственной деятельности к отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени получения или оплаты средств, связанных с этими фактами (при применении метода начисления);
- рациональность налогового учета исходя из условий ведения бизнеса и размера организации. Так, система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, включая порядок документооборота и последовательность операций по формированию показателей налогового учета, а также формы представления данных[1].
Организация системы налогового учета предполагает выявление совокупности показателей, прямо или косвенно влияющих на размер налоговой базы, критериев их классификации в налоговых регистрах, а также учета, формирования и учета в регистрах информации об объектах бухгалтерского учета[7].
Как правило, при организации налогового учета используется один из двух методов.
Первый способ заключается в использовании данных, созданных в системе бухгалтерского учета. В этом случае регистры бухгалтерского учета дополняются необходимыми реквизитами для определения налоговой базы. Так формируются регистры для налогового учета.
Второй метод предполагает организацию независимой системы налогового учета - разработку отдельных аналитических регистров для налогового учета[6,с.63].
Использование этого метода приводит к необходимости записи каждой операции в бухгалтерском и налоговом учете[9].
Обращаем ваше внимание, что налоговый учет ведется организациями не только с целью налогообложения прибыли, но и для расчета других налогов. Например, при расчете НДС или применении упрощенной системы налогообложения[10,с.77].
Таким образом, в первой главе курсовой работы было установлено, что в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться подтверждающими документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные документы служат основанием для ведения не только бухгалтерского, но и налогового учета.
Поэтому целями и задачами налогового учета являются[6,с.201]:
1) формирование полной и достоверной информации о порядке учета в целях налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;
2) предоставление информации внутренним и внешним пользователям для контроля правильности расчета, полноты и своевременности расчета и уплаты в бюджет корпоративного подоходного налога.
Таким образом, налоговый учет представляет собой систему сбора, обобщения информации для определения налоговой базы на основе первичных документов, сгруппированных в соответствии с требованиями налогового кодекса.
2. Содержание этапов формирования, становления и развития налогового учета в России
Основополагающим условием возникновения налогового учета является фискальный интерес государств (пополнение государственной казны за счет прибыли предприятий) [11, с.204].
Основная идея введения налогового учета заключается в разработке правил учета расходов, направленных на увеличение суммы прибыли, т. е. введения различных ограничений на непринятие всех расходов на учет или их учет в определенной сумме[12, с.143].
Для правильного и последовательного понимания сущности какого-либо явления необходимо учитывать историю его становления и развития. В научной литературе существуют разные точки зрения на распределение этапов формирования налогового учета в России, данные представлены в виде таблицы 1
Таблица 1 - Предпосылки появления налогового учета[11, с.82].
Становление налогового учета |
|
Период |
Характеристика |
Середина ХIХ– первая половина ХХ вв. |
В.Ф. Палий отмечал: «государственные органы начали активно регулировать бухгалтерский учет не только в России, но и во многих других странах только в фискальных интересах, когда объектами налогообложения стали обороты предприятий, их выручка, прибыль и другие показатели, информацию о которых можно получать в системе бухгалтерского учета» Л.З. Шнейдман считал, что система бухгалтерского учета принимала на себя функцию исчисления величины налогооблагаемой базы в ХIХ веке Т.В. Бодрова, Н.А. Нестеренко связывают появление налогового учета с финансовыми проблемами, возникшими у правительств стран-участниц Первой мировой войны |
Конец 60-х гг. ХХ в |
Искажение правил бухгалтерского учета начинает идти вразрез с интересами прочих пользователей финансовой отчетности. Появилась необходимость разделения двух систем учета: бухгалтерского и налогового. Предпринимали усилия по не разделению полностью налогового и бухгалтерского учета, а искали компромисс – где можно поступиться фискальным интересом, а где допустить деформацию показателей финансовой отчетности |
2.1 Этапы формирования налогового учета по мнению: Брызгалина А.В., Берника В.Р., Головкина А.К., Дементьева Е.В.
Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.К., Дементьева Е.В. Существуют четыре этапа[3].
Этап 1 (1 января 1992 г. - 3 декабря 1994 г.) - до российской налоговой реформы конца 1991 г. существующая в то время система бухгалтерского учета была полностью подчинена решению налоговых проблем[3].
Однако с 1 января 1992 года, то есть с момента введения новой налоговой системы в России, стали появляться отдельные элементы налогового учета.
Так, согласно п. 5 ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (в редакции от 27 декабря 1991 г., далее - Закон № 2116- 1) появляется термин «выручка для целей налогообложения», используются специализированные показатели. Принята инструкция Государственной налоговой службы Российской Федерации от 06.03.1992 № 4 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет подоходного налога предприятий и организаций», прошедшей шесть изданий.
Ключевые особенности этого документа[3]:
- валовая прибыль (п. 5 п. II), отраженная на стр. 1 в приложении 4 «Расчет фактической прибыли», определялась исходя из прибыли по бухгалтерской отчетности с учетом ее уменьшения (увеличения) при расчете результат сделок по продаже продукции по цене не выше себестоимости[3];
- утвержденные формы для исчисления налога на прибыль (приложение 4);
- сумма налога определялась самостоятельно на основании бухгалтерского учета и отчетности (п. 30 п. V).
В соответствии с Законом 2116-1, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 г. № 552 «Об утверждении Положения о структуре расходов на производство и реализацию продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли »(документ 11 подвергся пересмотру) (приказ № 552) [3].
Особенностью этого документа было установление довольно жестких рамок затрат, связанных с себестоимостью[3].
Этап 2 (3 декабря 1994 г. - 1 июля 1995 г.) - 3 декабря 1994 г. Федеральный закон № 54-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации« О налоге на прибыль предприятий и организаций »был принят, согласно до которого «для целей налогообложения валовая прибыль уменьшается на сумму положительных курсовых разниц».
С 3 декабря спор между бухгалтерским и налоговым учетом был впервые разрешен в пользу последнего, поскольку для расчета нераспределенной прибыли курсовые разницы продолжали учитываться в общеустановленном порядке (согласно разделу 64 Положения о бухгалтерском учете и отчетность в Российской Федерации утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20 марта 1992 г. № 10) и в целях формирования налогооблагаемой прибыли не рассматривается (в соответствии с пунктом 8 статьи 2 Закона). Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в редакции от 3 декабря 1994 г.) [3].
Четкий и показательный результат начала второго этапа развития налогового учета также следует отметить, что именно с этого периода показатели бухгалтерского баланса и налогооблагаемой прибыли в отчетности компании стали различаться. Государственные органы пытались каким-то образом адаптировать бухгалтерский учет для целей налогообложения путем расчета показателей бухгалтерского учета в налоговой документации.
Однако в дальнейшем государственные органы отказались от этого пути[3].
Этап 3 (1 июля 1995 г. - 19 октября 1995 г.). Началось с принятия Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 661 "О внесении изменений и дополнений в Положение о структуре расходов на производство и реализацию продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и «О порядке формирования финансовых результатов учитывается при налогообложении прибыли» (далее - Постановление № 661).
Выяснилось, что все расходы организации, связанные с производством продукции (работ, услуг), в полной форме соответствуют фактической себестоимости продукции (работ, услуг). Однако для целей налогообложения расходы предприятий и организаций корректируются с учетом ограничений, норм и норм, утвержденных в установленном порядке[3].
Согласно этим изменениям, компания обязана сформировать два вида учета затрат на производство и реализацию. Первый учет - это учет фактических затрат предприятия на производство и реализацию продукции[3].
Второй - учет затрат на производство и реализацию в целях налогообложения. Содержание раздела II Резолюции № 552 также существенно изменилось. Если до 1 июля 1995 года раздел II имел название «Формирование финансовых результатов», то после 1 июля 1995 года этот раздел стал называться «Порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли». Впервые официально установлено, что порядок формирования финансовых результатов в бухгалтерском учете представляет собой отдельный учетный процесс, который может не совпадать с налоговым и бухгалтерским формированием финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, поскольку на него распространяются особые правила.
После 1 июля 1995 года почти все ведущие экономисты и финансисты страны единодушно заявили, что настало время для налогового учета, учета в налоговых целях[3].
На этом этапе вступила в силу инструкция ГНС РФ от 10.08.1995 № 37 «О порядке исчисления и уплаты подоходного налога в бюджет предприятий и организаций» (документ подвергся пяти пересмотрам), который регламентировал раздельный учет деятельности и раздельный учет финансовых результатов (п.2.9, 2.10, 6.13 и 6.5).