Файл: Основы развития творческого мышления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.4.1 Классические методы активизации творчества (приемы творческого решения проблем) содержат такие методы как:

Метод каталога

Этот метод был предложен профессором Берлинского университета Ф. Кунце еще в 20-х годах прошлого столетия. Суть его заключается в том, что варианты идей получаются путем выбора сочетаний случайных слов с исходным словом. Случайные слова берутся из каталога, книги или журнала. Полученные сочетания развивают, используя ассоциации.

Метод фокальных объектов


Этот метод впервые применил Ч. Вайтинг в Америке еще в 50-х годах прошлого века. Фокальный – значит «находящийся вне зоны нашего внимания». Такой метод особенно хорош для модернизации чего-либо, создания рекламы или слоганов. Он основан на переносе свойств с одного объекта на другой и дальнейшем ассоциативном развитии новых свойств уже имеющегося объекта.

Принудительные аналогии

Принудительная аналогия - полезный и забавный метод генерации идеи. Смысл метода в том, чтобы сравнить проблему с чем-либо, что имеет совсем немного или совсем ничего общего с проблемой. Образуйте вынужденные связи между тем, что вызывает вашу головную боль и чем-нибудь еще.

Метод эвристических вопросов.

Метод эвристических вопросов 
применяется для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или для упорядочения уже имеющейся информации в процессе решения творческих задач. Этот метод идет от древнеримского теоретика ораторского искусства Квинтилиана, рекомендовавшего своим ученикам ставить перед собой семь вопросов: кто? (субъект), что? (объект), зачем? (цель), где? (место), чем? (средства), как? (метод), когда? (время). Если эти вопросы в определенной последовательности соединить между собой (1, 1—2, 1—3 и т. д. до 1—7; 2, 2—2, ..., 2—7 и т.д.), они порождают массу новых, порой совершенно неожиданных вопросов.

суть метода сводится к последовательной постановке вопросов: Кто? Что? Когда? Где? Как? Почему? и подробных ответов на них в рамках поставленной задачи.
сами вопросы могут немного видоизменяться (дополняться) в зависимости от ситуации
Другое известное названия метода - 5W1H, от английских слов-вопросов: What, When, Why, Who, Where and How.

Метод Киплинга

Модификации метода вопросов

Метод свободных ассоциаций: "Поток сознания". Метод аналогий и метафор. Метафорическое мышление

Метод свободных ассоциаций основан на бессознательных ассоциативных процессах, и позволяет генерировать идеи, которые потом отсеиваются и после их формулирования и доработки, могут быть использованы.


Управляемая визуализация.

Метод реверсирования.

Реверсивный метод – это означает «обратный» метод. Он отличается от привычного нам «прямого» метода тем, что при создании чего-либо мы подходим к делу с обратной стороны.
Простой пример: можно взять чертежи какого-либо аппарата, изготовить по ним детали, а затем собрать аппарат воедино. Это будет его изготовление по традиционному, прямому методу. 

А можно действовать и реверсивным путем – взять готовый аппарат, разобрать его, тщательно изучить, затем составить чертежи и в дальнейшем по ним делать точно такие же аппараты. Это и есть применение обратного, реверсивного метода.

Метод инверсии проблемы

Метод инверсии проблемы

При поиске идеи решение проблемы часто можно найти, изменив направление поиска на противоположное, противоречащее сложившимся традиционным взглядам, продиктованным логикой и здравым смыслом.

пример инверсии — изобретение ракеты К. Циолковским. Он решил, что придумал пушку, но пушку летающую, с тонкими стенками и выпускающую вместо ядер газы.

Метод интеллектуальных карт или «Майнд Мэппинг»

Майнд-мэппинг – это графическая техника в основе которой лежит использование природной склонности мозга мыслить ассоциативно, от "центра к периферии.

Латеральное мышление

Латеральное мышление - боковое / смещенное. Перенаправленное отн. традиционного.
Должно приводить к созданию чего-то нового из того что уже известно

Метод 6-ти мыслящих шляп 
В основе метода Эдварда де Боно находится концепция параллельного мышления. Как правило, то или иное решение рождается в столкновении мнений, в дискуссии и полемике. При таком подходе предпочтение часто отдается отнюдь не самому лучшему из вариантов, а тому, который более успешно продвигался в полемике. При параллельном мышлении (конструктивном по сути) разные подходы, мнения и идеи сосуществуют, а не противопоставляются и не сталкиваются лбами.

Модель веера, метод провокаций

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Направлена на выявление и разрешение противоречий, лежащих в глубине задачи, т.е. выявить первопричину и устранить её

1.4.2. Специальные и современные методы активизации творчества включают такие методики:

Метод прогрессивной абстракции

В основе метода лежит переход от частной задачи к общим глобальным вопросам, через которые можно найти абсолютно новые дедуктивные решения, расширить коммуникационную платформу.


Метод множественных переформулировок

На оценку людьми различных явлений, в особенности связанных с принятием решений, можно радикально повлиять при помощи переформулировки проблемы или вопроса.

Матрица рефрейминга

Матрица рефрейминга — один из инструментов развития творческого мышления, позволяющий активизировать процесс выдвижения новых идей путем рассмотрения сложившейся ситуации с различных точек зрения и соответственно изменения восприятия события или предмета. Тем самым значительно расширяется диапазон творческих решений.

Метод усиления различий

Метод различия называют методом нахожденияразличного в сходном, ибо сравниваемые случаи совпадают друг с другом по мно гим свойствам.

Метод «Фокус групп»

Метод фокус-группы представляет собою обобщение фокусированного интервью

Метод анализа силового поля

Анализ силового поля — это метод управления, применяемый для диагностирования ситуаций. В любой ситуации есть как движущие, так и сдерживающие силы. Движущие силы — это те, что толкают процесс в определенном направлении. Их примерами могут служить воздействие руководства, материальное поощрение и конкуренция. Движущим силам противодействуют сдерживающие. Примерами сил, которые мешают переменам, могут служить апатия и враждебность. Такой анализ позволяет определить, действие каких движущих сил следует усилить и действие каких сдерживающих сил необходимо ослабить или вовсе исключить.

Моделирование.

Метод распускающегося лотоса.

Метод распускающегося лотоса
Этот метод помогает организовать идеи, выстраивая их вокруг одного предмета.

Восемь правил решения проблем.

Восемь правил решения проблем. это ”методика восьми дисциплин”, созданная для разрешения проблем, связанных с недостаточным уровнем качества в производственном процессе, методологическим и аналитическим путем. Это средство для определения коренных причин несоответствий, разработки и внедрения корректирующих действий.

Творческая стратегия Диснея.

Принципы креативной стратегии Уолта Диснея 
Основополагающим принципом креативной стратегии Уолта Диснея является выделение четырёх позиций мышления (можно даже сказать – позиций восприятия) – это позиции «Мечтатель», «Наблюдатель», «Реалист» и «Критик». Дело в том, что у обычного человека эти позиции всегда смешаны, а с помощью целенаправленного их выделения можно максимально реализовать присущие им возможности независимо друг от друга. 


Метод «Случайных стимулов».

Случайный стимул — широко известная техника генерации идей, суть которой в построении связей между заданной темой и произвольным объектом

«Супергерой» или метод Наполеона. Метод «Точки зрения других».

Метод "Наполеона" используется для поиска новых идей перевоплощения и изменения исходной точки зрения. Перевоплощаться можно в заказчика или поставщика.

«Игровое восприятие» и др. методы.

1.4.3 Особого внимания заслуживают такие три фундаментальных метода, как «Мозговой штурм», «Синектика» и «Морфологический анализ», основные принципы, цели, техники и процедуры которых и легли в основу создания многочисленных и разнообразных современных методов активизации творчества.

1. Классический мозговой штурм является одним из наиболее широко используемых и эффективных методов создания разнообразных идей. Классический "мозговой штурм" представляет собой преимущественно вербальный метод решения проблем и генерации идей и проводится в небольших, специально организованных группах равноправных участников.

Мозговой штурм основан на двух основополагающих принципах:

1. Количество порождает качество.

2. Отсроченная оценка идей и регулируется четырьмя основными правилами:

а. Запрещается всякая критика

б. Приветствуются самые необычные и фантастические идеи

в. Количество идей важнее качества

г. Идеи комбинируются и улучшаются.

В настоящее время существует большое количество вариантов классического мозгового штурма, построенных на его основных принципах.

С целью максимального охвата всех существующих вариаций метода можно условно объединить их в три большие группы:

а) вариации созданные на основе изменения структуры или процедуры классического мозгового штурма;

б) вариации, подчеркивающие групповой характер генерации идей;

в). вариации построены на основе интеграции мозгового штурма с другими известными методами активизации творчества.

Среди основных преимущества мозгового штурма можно выделить:

1. Организационные.

а) простота овладения и использования. Это недорогой, простой метод, который требует небольших материальных ресурсов, а его правила легко понять, освоить и использовать;

б) незначительность затрат времени, необходимого для проведения «мозгового штурма»;

в) возможность использования всех имеющихся в аппарате управления специалистов.

2. Содержательные.

а). наличие правил и структурированной процедуры способствует его высокой эффективности;


б). множество идей может быть создано в короткое время, причем каждая новая идея может порождать другие идеи;

в) преодолевается лень, рутинное мышление, рационализм, внутренние и внешние барьеры, стереотипы и инертность мышления. Происходит выход за пределы стандартного мышления;

г) чужие идеи дорабатываются, развиваются и дополняются;

д) метод стимулирует творческое мышление, активизирует интуицию и воображение;

е) мозговой штурм развивает творческие способности и творческое мышление членов группы;

и) универсальность метода создает возможность его комбинирования с другими методами.

3). Командные.

а). создает дух сотрудничества и предоставляет возможность для широкого участия и вовлечения каждого участника;

б) активизируется работа всех участников процесса. Они глубоко вовлечены в ход генерирования идей и их обсуждения;

в) интерактивное взаимодействие порождает синергический эффект

г) он является демократическим, в котором каждый участник равноправен и каждая идея принимается;

д) уравнивает всех членов группы, так как авторитарность руководства в процессе его применения недопустима;

е) доброжелательный психологический микроклимат создает условия для раскованности, активизирует интуицию и воображение;

ж) генерирование идей происходит в условиях и комфортной творческой атмосферы;

з) метод приводит к совершенствованию социально-психологических внутригрупповых процессов.

2. Вторым «китом» процесса активизации творческого потенциала и решения творческих проблем является «Синектика».

Базовые положения метода синектики были предложены В. Гордоном и Д. Принцем в 1950 годах.

Синектика представляет собой метод групповой творческой активности, основанный на сознательном управлении подсознательной активностью и на целенаправленном использовании интуитивно-образного и метафорического мышления участников.

Методологической основой данного метода являются принципы единства мира, всеобщей связи и аналогии и теоретическое предположение, что все вещи, даже самые непохожие, каким-то образом связаны между собой, физически, психологически или символически.

В этом смысле синектика понимается как процесс открытия или создания новых связей, как синтез новых творческих идей и решений. Сущность синектики состоит в том, чтобы сделать незнакомое знакомым, а привычное новым и незнакомым.

При этом превращение давно знакомого в незнакомое осуществляется путем разрыва уже существующих смысловых связей и создания нового, "свежего" контекста. Для облегчения, алгоритмизации данного процесса в синектике используются два вида механизмов, приемов или операторов: