Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 1
Теория Пономарева позволяет объяснить стадии творческого процесса. Вначале происходит подготовка - субъекта безрезультатно использует логические методы решения. Затем наступает фаза созревания: решающий оставляет сознательные попытки, однако взамен включается интуитивный уровень мышления. Эта фаза может завершиться эмоционально окрашенным озарением. Затем остается вновь провести логическую работу по реализации замысла. (9)
1.3 Отличительные особенности творческой личности
Способностью к творческому мышлению, в какой - то мере обладает, каждый человек. Но, тем не менее, не каждого человека можно назвать творческой личностью.
Творческим обычно называют человека, совершившего научное открытие, гениальное изобретение или создавшего произведение искусства, т.е. совершившего творческий акт, который был высоко оценен большинством, а также человека неординарного в своем восприятии действительности и реакции на нее.
Долгое время способности к интеллектуальному творчеству исследовались так, как подсказывал здравый смысл: чем выше уровень умственных способностей, тем больше творческая отдача человека.
Основоположником эмпирического подхода к исследованию индивидуальных качеств творческой личности является Ф. Гальтон(5) , который совместно с Ч.Пирсоном заложил основы психометрии и психодиагностики. А впервые применили психометрический метод для исследования креативности Дж. Гилфорд и Э.П. Торренс. Они провели ряд исследований взаимосвязи интеллекта и креативности с применением тестов, где под креативностью понималась, прежде всего, способность к дивергентному мышлению. В результате эмпирических исследований Гилфорд и Торренс сделали вывод о наличии положительной корреляции между уровнями IQ и креативности. При этом они утверждали, что более высокий уровень интеллекта, обуславливает большую вероятность того, что у испытуемого будут высокие показатели по тестам креативности, хотя у лиц, продемонстрировавших высокоразвитый интеллект, могут встречаться низкие показатели креативности. В то же время их исследования показали, что при низком IQ высокая дивергентная продуктивность никогда не обнаруживалась. Торренс даже предложил теорию интеллектуального порога, которая состоит в том, что при IQ ниже 115 - 120 баллов интеллект и креативность неразличимы и образуют единый фактор, а при IQ выше 120 - творческие способности и интеллект становятся независимыми факторами (5).
Позже Гилфорд выделил 6 параметров креативности:
· Способность к обнаружению и постановки проблем;
· Способность к генерированию большого числа идей;
· Гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи;
· Оригинальность - способность отвечать на раздражители нестандартно;
· Способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
· Способность решать проблемы, т.е. способности к синтезу и анализу.(5)
Более поздние исследования М. Воллаха и Н. Когана, которые также применяли тестовый метод, но при этом модифицировали его в соответствии со своим пониманием условий, благоприятных для проявления креативности: они сняли лимиты времени, вели к минимуму соревновательность участников в ходе выполнения тестов и сняли ограничение единственного критерия правильности ответа. В результате они пришли к выводу, что при соблюдении в ходе исследования условий, наиболее приближенных к обычным жизненным ситуациям, корреляция креативности и тестового интеллекта будет близка к нулю. Действительно, человек может быть интеллектуалом и не быть креативом, и наоборот. Так, например, Левинсон-Лессинг разделял творчески мало продуктивных ученых-эрудитов, называя их "ходячими библиотеками", и творчески продуктивных ученых, не отягощенных переизбытком оперативных знаний, обладающих мощно развитой фантазией и блестяще реагирующих на всякого рода намеки.(11) Кроме того, различными авторами разрабатывались различные модели креативной личности. Так, в гештальт-психологии считались обязательными следующие требования к умственному складу творца:
· не быть ограниченным, ослепленным привычками;
· не повторять просто и раболепно то, чему вас учили;
· не действовать механически;
· не занимать частичную позицию;
· не действовать со вниманием, сосредоточенным на ограниченную часть проблемной структуры;
· не действовать частичными операциями, но свободно, с открытым для новых идей умом оперировать с ситуацией, стараясь найти ее внутренние соотношения.
А. Маслоу указывает креативность в ряду 15 существенных черт самоактуализирующейся личности(8). Соответственно, можно считать, что наличие остальных 14 черт, по Маслоу, относятся к особенностям творческой личности.
По Стернбергу, творческая личность должна обладать следующими индивидуальными чертами:
· способность идти на разумный риск;
· готовность преодолевать препятствия;
· толерантность к неопределенности;
· готовность противостоять мнению окружающих.
А. Олах указывает на следующие личностные черты, присущие творческим людям(5):
· независимость - личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений
· открытость ума - готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;
· высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;
· развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.
Особый интерес, представляет взгляд Мак-Киннона, который выделяет в числе отличительных черт одаренных людей способность более эффективно оперировать противоречивой информацией. Сознательная настроенность человека на возможное допущение противоречия в собственном представлении мира уменьшает порог восприятия неосознаваемого, в результате чего данные подсознательной переработки информации оказываются более доступными осознанию. Поэтому внутренняя готовность субъекта принять противоречие, а не отбросить какую-либо информацию, при первом подозрении несоответствия ее действительности - является, по мнению Мак-Киннона, важнейшим эвристическим фактором, способствующим осознанию самой проблемы.(17)
Сложность, однако, заключается в том, что в случае наличия существенных расхождений между системами ценностей, действующими на уровне сознания и подсознания, проникновение компонентов подсознательного в сознание может поколебать или даже разрушить Я- концепцию данного индивида, что неизбежно приведет к необходимости переоценки и пересмотра всей картины мира и понимания своего места в ней.
А это, в свою очередь, затруднит адаптацию человека к условиям постоянно изменяющейся внешней среды и нарушит более или менее устойчивое равновесие, в условиях которого он жил. Такую дезадаптацию человека предотвращают механизмы психологической защиты, открытые З. Фрейдом. Действие этих механизмов препятствует проникновению на уровень сознания продуктов подсознательного, способных нарушить стабильность всей системы.(10)
На уровне подсознания происходит ослабление действия разного рода стереотипов, устойчивых представлений и т.п. В пользу этого утверждения свидетельствуют факты свершений открытия во сне или в переходном периоде между сном и пробуждением, творчества в измененных состояниях сознания (например, под воздействием гипноза, психотропных средств)(5)
Можно предположить, что для лиц с высоким творческим потенциалом изначально, или в результате индивидуального процесса становления личности, характерно ослабление механизмов психологической защиты. Таким образом, творческой личности требуется определенная смелость воспринимать и принимать образную информацию собственного подсознания, несоответствующую тем "правильным", "моральным" мотивам, которые признаются допустимыми в данной культуре и которые человек принимает и включает в свою систему ценностей. Сам Мак-Киннон говорит об этом так: «Наиболее выдающийся признак творческой личности, главная черта его внутренней сущности, как я это вижу, - это определенная смелость. Смелость личности, смелость разума и духа, психологическая и духовная смелость, которая является внутренним стержнем креативной личности: смелость подвергать сомнению общепринятое; смелость быть разрушительным для созидания лучшего; смелость думать так, как не думал никто; смелость быть открытым восприятию изнутри и извне; смелость следовать интуиции, а не логике; смелость вообразить невозможное и попытаться его реализовать; смелость стоять в стороне от коллективности и, если это необходимо, конфликтовать с ней; смелость становиться и быть самим собой» (17,стр.156)
Отдельные исследователи отводили ведущие роли таким особенностям творческой личности, как терпение и работоспособность. Например, А. Пуанкаре писал, что бессознательная работа "Возможна или, по крайней мере, плодотворна лишь в том случае, если ей предшествует и за ней следует сознательная работа"(15, с. 207). Большое значение он придавал и эстетическому чувству, которое служит своего рода фильтром при отборе бессознательных идей. В ходе исследований творческого мышления были выявлены условия, которые способствуют или препятствуют быстрому нахождению решения творческой задачи. Серьезные попытки найти ответ на вопрос, что мешает проявлению творческих способностей, предприняли Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон. Они обнаружили, что проявлению творчества мешает не только недостаточное развитие определенных способностей, но и наличие определенных личностных черт. Так, одной из ярких личностных черт, препятствующих проявлению творческих способностей, является склонность к конформизму. Данная черта личности выражается в доминирующем над творческими тенденциями стремлении быть похожим на других, не отличаться от большинства людей в своих суждениях и поступках. Другая близкая к конформизму черта личности, мешающая творчеству, это боязнь показаться глупым в своих суждениях. В этих двух характеристиках отражается чрезмерная зависимость человека от мнения окружающих. Существуют и другие черты личности, мешающие проявлению творческого мышления и также связанные с ориентацией на социальные нормы. К этой группе личностных черт относится боязнь критиковать других из - за возмездия с их стороны. Подобное явление обусловлено тем, что в процессе воспитания у детей чувства тактичности и вежливости по отношению к мнению других людей происходит формирование представлений о критике как о чем - то негативном. В результате опасение критиковать других часто выступает в качестве препятствия для появления творческого мышления. Проявлению творческих способностей нередко мешает завышенная самооценка значимости своих собственных идей. Иногда то, что мы сами придумали, нравиться нам больше идей других людей. В одном случае мы не принимаем более передовые идеи, чем наши собственные. В другом случае мы не желаем показать свою идею или вынести ее на обсуждение. Следующая причина, тормозящая проявление творчества, заключается в существовании двух конкурирующих между собой типов мышления: критического и творческого. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Человек, у которого в большей степени развит именно этот тип мышления, видит только недостатки, но не предполагает своих конструктивных идей, поскольку опять - таки замыкается на поисках недостатков, но уже в своих суждениях. С другой стороны, человек, у которого преобладает творческое мышление, стремится к разработке конструктивных идей, но при этом не уделяет должного внимания тем недостаткам, которые содержатся в них, что так же негативно отражается на разработке оригинальных идей. Выход из этого положения в том, чтобы у ребенка с самого детства развивать как критическое, так и творческое мышление, обращая внимание на то, чтобы они находились в равновесии, сопровождали и периодически сменяли друг друга в любом мыслительном акте. Если человеком высказывается собственная идея, то он сам должен ее сразу же критически осмыслить. Если оригинальная, новая мысль высказана кем - то другим, то наряду с ее критикой необходимо разумное сочетание творческого и критического мышления(9).
Условия, способствующие проявлению творческого мышления. Для проявления творческих способностей людей необходимо чувство успеха и ощущения правильности выполнения той или иной задачи. В ряде исследований было установлено, что эффективность в решении мыслительных задач достигается при наличии определенного эмоционального возбуждения, причем этот уровень для каждого человека сугубо индивидуален.
Еще одно, очень важное условие проявления творчества, это необходимо научиться предоставлять своим мыслям полную свободу и не пытаться направить их по определенному руслу. Следующее условие состоит в том, чтобы научиться самостоятельно находить путь решения той или иной задачи, не прибегая к посторонней помощи. Степень проявления творческих способностей зависит так же не только от одаренности, но и от внутренней и внешней мотивации. Под внешней мотивацией творчества понимается реакция социального окружения, как положительная (поощрение вниманием, признание, одобрение, а также материальное вознаграждение), так и отрицательная (резкая критика, наказание). Причем следует отметить, что значимость внешней мотивации проявляется наиболее полно лишь в случае, если она исходит от референтной группы. Существенность влияния внешней мотивации напрямую зависит от уровня внутренней мотивации, т.е. чем меньше уровень внутренней мотивации, тем существеннее сказывается мотивация внешняя.
Можно выделить следующие факторы, влияющие на уровень внутренней мотивации к творчеству:
· интериоризированные личностью ценностные - ориентационные установки;
· самооценка;
· стабильность эмоционального состояния.
1.4 Ниже приведены некоторые методы активизации творческого мышления. Итак, в качестве трех больших групп методов активизации творчества могут быть выбраны:
1. Базовые методы (три столпа активизации творчества).
2. Классические методы активизации творчества
3. Специальные и современные методы активизации творчества.
І. Три базовых метода или «три столпа» активизации творчества включают:
1. Классический мозговой штурм (Алекс Осборн)
2. Синектику (Уильям Гордон)
3. Морфологический анализ (Фриц Цвикки)