Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы коммерческой деятельности предприятия
Значение и роль коммерческой деятельности на предприятии
Глава 2. Анализ коммерческой деятельности магазина АО «Тандер»
2.1. Организационно-экономическая характеристика магазина АО «Тандер»
2.2. Конкурентное положение магазина АО «Тандер» на рынке розничной торговли
2.3. Рекомендации по повышению коммерческой деятельности и конкурентоспособности АО «Тандер»
Дадим экономическую характеристику АО «Тандер» в таблице 1.
Таблица
Размеры деятельности организации
Показатели |
2017 |
2018 |
2019 |
2019 г. в % к 2017 г. |
Общая величина имущества (средняя) |
377605 |
413785 |
442352 |
17,17 |
Капитал и резервы (средняя величина) |
82088 |
55069 |
115147 |
40,27 |
Среднегодовая балансовая стоимость основных средств |
186082 |
198557 |
231924 |
24,64 |
Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ и услуг |
917788 |
886694 |
963071 |
4,93 |
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг |
1175193 |
1180335 |
1280930 |
9,00 |
Балансовая прибыль |
60885 |
44804 |
46560 |
-23,53 |
Среднесписочная численность работников, чел. |
211509 |
224978 |
224403 |
6,10 |
По данным таблицы 1 можно сделать вывод об увеличении всех показателей, за исключением балансовой прибыли, которая в 2019 году сократилась на 14 325 млн. рублей, то есть на 23,53% по отношению к 2017 году. Это связано с падением чистой прибыли в 3 квартале 2018 года на 54%. В связи с этим цена акций также сократилась на 12%. Это произошло благодаря тому, что в магазинах «Магнит» проходил редизайн и их пришлось временно закрыть, то есть прибыль недополучили. Кроме этого открыли новые магазины и запустили комплекс по выращиванию грибов.
Также необходимо отметить, что в АО «Тандер» за рассматриваемый период наблюдается рост среднегодовой балансовой стоимость основных средств на 24,64%. Это связано с постоянным расширением сети.
Магазин «Магнит» АО «Тандер» по форме розничного торгового предприятия относится к универсаму (супермаркету), т.е. является предприятием розничной торговли, реализующим продовольственные товары универсального ассортимента и непродовольственные товары частого спроса преимущественно по форме самообслуживания, торговой площадью от 400 м2. Общая площадь всего рассматриваемого магазина, включая подсобные и складские помещения, составляет 416,7 м2.
Для него свойственен универсальный ассортимент продовольственных товаров, а также широкий ассортимент непродовольственных товаров частного спроса. Далее наиболее детально рассмотрим структуру товарной продукции конкретного магазина «Магнит», представленную в таблице 2.
Таблица
Размер и структура товарной продукции
Вид продукции |
Выручка, млн. руб. |
Структура, % |
||||
2017 |
2018 |
2019 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
Продукты питания |
41,90 |
47,54 |
52,50 |
56,62 |
55,93 |
57,69 |
Алкоголь |
11,60 |
13,56 |
12,70 |
15,68 |
15,96 |
13,96 |
Сигареты |
4,80 |
5,40 |
5,90 |
6,49 |
6,35 |
6,48 |
Непрофиль (бытовая химия, товары для дома и автомобиля, товары для детей и др.) |
15,70 |
18,50 |
19,90 |
21,22 |
21,76 |
21,87 |
Всего по организации |
74,00 |
85,00 |
91,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
В структуре товарной продукции АО «Тандер» магазина «Магнит» наибольший удельный вес занимают продовольственные товары, их доля колеблется от 55,93 до 57,69%. Удельный вес на другие виды продукции изменяется незначительно.
В целом необходимо отметить, что за рассматриваемый период наблюдается рост размеров деятельности организации.
На рисунке 2 рассматривается структура аппарата управления рассматриваемого магазина АО «Тандер» «Магнит».
Рисунок – Структура аппарата управления магазином (филиал)
В магазине «Магнит» используется линейная структура управления. Для этой структуры характерно сосредоточение всех функций управления в руках директора. Как видно из данной схемы, в структуре управления отсутствует штатная единица, отвечающая за маркетинговую деятельность филиала. Подробнее о необходимости такой должности будет сказано позже, а пока остановимся на характеристике персонала.
Он делится на примерно равные части. Работники выполняют примерно одинаковые действия.
2.2. Конкурентное положение магазина АО «Тандер» на рынке розничной торговли
Проведем SNW – анализ АО «Тандер». При SNW-анализе оценивается состояние внутренней среды предприятия по ряду позиций. Каждая позиция получает одну из трех оценок:
1) Сильная (Strength);
2) Нейтральная (Neutral);
3) Слабая (Weakness).
Ниже приведены результаты SNW-анализа для организации АО «Тандер».
Главная задача деятельности АО «Тандер» – координация и управление крупнейшей торговой розничной сетью России в формате «дискаунтер» –«Магнит».
Таблица
Среднерыночное состояние АО «Тандер»
Наименование стратегической позиции |
Качественная оценка позиции |
||
Сильная (S) |
Нейтральная (N) |
Слабая (W) |
|
Стратегия предприятия |
Х |
||
Бизнес-стратегии |
Х |
||
Организационная структура |
Х |
||
Финансы |
Х |
||
Продукт (услуги) как конкурентоспособность |
Х |
||
Структура затрат |
Х |
||
Дистрибуция как система реализации продукции (услуг) |
Х |
||
Информационная технология |
Х |
||
Инновации как способ к реализации на рынке продуктов (услуг) |
Х |
||
Дополнительные стратегические позиции (с учетом специфики предприятия) |
Х |
В настоящее время в соответствии с Уставом основной деятельностью АО «Тандер» являются:
– розничная торговля продуктами питания (мясо, мясные продукты, молочные продукты, пищевые масла и жиры, сахар, кондитерские изделия, кофе, чай, какао, специи, рыба, морепродукты, детское питание, диетическое питание, мука, макароны, крупы, соль и др. продукты питания);
– розничная торговля безалкогольными и алкогольными напитками;
– розничная продажа чистящих средств, парфюмерии и косметики;
– розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия;
– прочая розничная торговля в неспециализированных магазинах;
– осуществление всех видов внешнеэкономической деятельности в порядке, установленном применимым законодательством;
– координация деятельности дочерних компаний (в частности, привлечение финансовых ресурсов и предоставление денежных средств дочерним компаниям);
– другие виды деятельности, которые не противоречат закону.
Предприятие разрабатывает бизнес-план, который содержит информацию о деятельности за текущий финансовый год.
Разработана стратегия, запланированные доходы и расходы, источники притока денежных средств, рынок сбыта, распределение кредитных ресурсов и ожидаемая прибыль.
В рамках среднесрочной перспективы развития компания определяет следующие направления развития:
1. Дальнейшее расширение сети за счет увеличения охвата ключевых рынков присутствия, а также органического развития в наименее развитых регионах.
2. Разработка многоформатной бизнес-модели благодаря активному внедрению формата гипермаркета.
3. Формирование высокого уровня лояльности к бренду от ключевой аудитории.
4. Достижение и сохранение лидирующих позиций в отрасли с точки зрения затрат.
Основной целью предприятия является достижение максимальной эффективности его финансово-экономической деятельности и повышение имиджа как фактора конкурентоспособности. Это определяет уровень деловой активности и финансового положения предприятия.
Рассмотрим характеристики предприятий конкурентов.
X5 Retail Group N.V. – крупнейшая в России по объемам продаж продуктовая розничная компания. Работает под брендами «Пятерочка» и «Перекресток». 18 мая 2006 г. Произошло слияние компаний «Пятерочка» и «Перекресток» с целью создания ведущей компании на рынке продуктовой розничной торговли России. X5 Retail Group представлена в 45 городах европейской части России и Урала, и так же в Украине, и управляет 1 372 магазинами, торговой площадью 1 063 тыс.кв. метров.
Сеть включает в себя 1 039 магазинов «Пятерочка» формата «мягкий дискаунтер», 275 супермаркетов «Перекресток» и 58 гипермаркетов
«Карусель». X5 Retail Group управляет 23 РЦ (в 11 городах) общей складской площадью 309 тыс. кв. м. в Московской и Пермской областях, Санкт- Петербурге, Воронеже, Ростове-на-Дону и Казани.
Metro Cash &Carry управляет 52 торговыми центрами в 35 регионах, суммарные торговые площади компании составляют 461,3 тыс.кв.м. Объем продаж по всему миру снизился на 3,6 % и составил 65,5 млрд. евро. Ашан управляет 38 торговыми объектами. 24 гипермаркета «Ашан» открыты в 11 регионах
Общая торговая площадь магазинов сети составляет около 386,6 тыс. кв.м.
Таблица
Конкурентная среда АО «Тандер»
Наименование предприятия |
Место расположения |
Производимая продукция |
Доля рынка, % |
АО «Тандер» и ПАО «Магнит» |
Россия: Краснодар |
Продовольственные и непродовольственные товары |
52,83 |
X5 Retail Group |
Россия: Москва |
Продовольственные и непродовольственные товары |
43,62 |
Metro Cash &Carry |
Германия: Дюссельдорф Россия: Москва |
Продовольственные и непродовольственные товары |
1,24 |
Ашан |
Франция: Лилль Россия: Москва |
Продовольственные и непродовольственные товары |
2,29 |
Итого |
100,00 |
Основным конкурентом АО «Тандер» является X5 Retail group, основными преимуществами которого являются высокое качество товаров, наличие сертификатов качества. На основе данных построим многоугольник конкурентоспособности.
Рисунок – Многоугольник конкурентоспособности
Рассмотрим недостатки и сильные стороны АО «Тандер».
Таблица
Матрица SWOT-анализа АО «Тандер»
SWOT-анализ |
Сильные стороны S |
Слабые стороны W |
Известная торговая марка, рыночная структура отдела продаж. |
Проблемы с качеством продаваемой продукции и товаров; выcокая текучесть кадров. |
|
Возможности O |
SO-стратегия |
WO-стратегия |
Рост внутреннего рынка, выход на внешний рынок, поддержка правительства |
Использование возможностей, благоприятствующих для выхода на международный рынок. Стратегическое направление – открытие магазинов в городах с населением менее 500 тыс. человек – где проживает 73% городского населения России |
Рациональное использование торговых ресурсов. |
Зарубежные рынки, конкуренция |
Создание ритейлеров странах СНГ. Наличие достаточных средств, обеспечивающих открытие не менее 250 магазинов в год. |
Создание совместных торговых сетей с западноевропейскими Партнерами. |
Слабые стороны торговой активности для ОАО «Тандер» – проблемы качества продукции и товаров (качество ниже среднего).
Высокие показатели оборота, неэффективное использование производственных мощностей и мощностей, неэффективная деятельность в совместных предприятиях с западноевропейскими партнерами.
Нельзя не отметить его сильные стороны это: известная торговая марка, наличие большого количества дилерских соглашений с известными фабриками, эффективная структура рынка отдела продаж, наличие собственного сайта и сервис-центра.
Стратегическое направление – открытие магазинов в городах с населением менее 500 тысяч человек, где проживает 73 % городского населения России, разработка стратегии снижения цен на региональную экспансию.
Практически любое направление бизнеса в наше время характеризуется высоким уровнем конкуренции. Для сохранения своих позиций и достижения лидерства компании вынуждены постоянно развиваться, осваивать новые технологии, расширять сферы деятельности. В подобных условиях периодически наступает момент, когда руководство компании понимает, что дальнейшее развитие невозможно без правильно организованной финансовой деятельности организации. Привлечение инвестиций в организацию дает ей дополнительные конкурентные преимущества и зачастую является мощнейшим средством роста.