Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Розничная торговля в России ориентируется на торговлю в странах, где активно внедряются технологии, достижения науки, сосредоточены большие людские ресурсы и привлекаются значительные финансовые ресурсы, т.е. на страны с развитой рыночной экономикой. В таких странах доля розничной и оптовой торговли превышает в общей занятости 20% от общей численности трудоустроенного населения.

Западные страны характеризуются постоянным притоком рабочей силы в торговлю. Такая ситуация объясняется тем, что в сфере торговли возникает необходимость в новых видах коммерческой деятельности, обеспечивающих максимальную эффективность процесса реализации товаров.

Создаются спецслужбы для прогнозирования и изучения спроса потребителей, анализа и определения эффективности методов и форм торговли, контроля деятельности магазинов, проектирования и разработки новых типов изделий по результатам прогнозов и анализа вероятного спроса, введения систематизации информации о потребительских свойствах и качестве существующих и новых товаров.

А также для улучшения такого вида услуг, как послепродажное обслуживание, на которое приходится около 5% оборота фирмы. На сегодня широко распространены и создаются все новые фирмы, специализирующиеся на послепродажном обслуживании технически сложной продукции.

В торговле таких стран отмечается укрупнение магазинов за счет закрытия мелких неэффективных магазинов и строительства новых более крупных объектов26. На сегодняшний день наблюдается широкое развитие магазинов, работающих по системе супер- и гипермаркетов со средней торговой площадью, от 1500 м2 до 10000 м2. Очевидны преимущества таких магазинов.

Большая площадь магазинов способствует высокой скорости товарооборота и низким издержкам обращения. В среднем расходы на заработную плату в супермаркетах ниже на 10-20%, чем в обычных магазинах. На долю супермаркетов в Западной Европе приходится более половины оборота продовольственной торговли, а в США – две трети.

Наиболее распространенный метод торговли - самообслуживание. При переходе на систему самообслуживания меняется состав розничных работников на предприятии: востребованы продавцы-консультанты, а число традиционных продавцов сокращается. Доля технического персонала, обслуживающего торговое оборудование, ремонтников, механиков, конторских служащих - растет. С внедрением электронных устройств, новых способов оплаты через терминал, пэйпал и др. растет спрос на специалистов- программистов, кассиров-контролеров.


Наиважнейшим условием успешной коммерческой деятельности, направленной на продажу товаров в розничной сети является прогнозирование и определение потребительского спроса. В розничной торговле эта работа направлена на изучение ассортиментной структуры спроса. Данные о неудовлетворенном спросе, продажах, запасах и многом другом отражают внутригрупповую и ассортиментную структуру спроса.

Спрос в розничной торговле изучается такими специалистами, как: коммерсантами коммерческих фирм, крупных магазинов, экономистами и маркетологами. Основные первичные данные о внутригрупповой структуре спроса можно получить только на розничных торговых предприятиях. Для отслеживания первичных данных о внутригрупповой структуре спроса следует организовать учет продажи продукции, отслеживать требования покупателей к качеству отдельных видов товаров. Обработка, сбор и анализ - сложная и трудоемкая задача. Это в первую очередь связано с величиной ассортимента товаров каждого магазина.

Насчитываются десятки тысяч разновидностей товаров. Лишь с использованием компьютерной техники возможен учет такого огромного ассортимента. В подавляющем большинстве развитых стран большая часть продовольственных товаров в каждой товарной единице отмечается единым универсальным товарным штрих-кодом, который и служит идентификатором товара, а для непродовольственных товаров используются специальные этикетки для автоматического считывания.

Благодаря кассовым терминалам в магазине автоматически считывается код и записывается характеристика товара. Информация о продаже товара в магазине передается в центральный вычислительный центр торговой компании и вычислительный центр распределительного склада.

Такая система обеспечивает сбор, обработку и изучение реализованного спроса и дает возможность специалистам по закупкам сообщать поставщикам товаров заказы на поставку товаров в полном соответствии с требуемыми размерами продажи товаров и уже имеющимися запасами.

Более мелкие предприятия розничной торговли могут использовать немеханизированные методы учета внутригрупповой структуры для реализуемого спроса. Для учета такого типа используются данные о поступлении и запасах товаров, а также на основании материалов инвентаризации определяется фактическая реализация отдельных товаров за большие периоды и оборот по продажам.

Таким образом, подводя итоги первой главы можно сказать о том, что на сегодняшний день коммерческая деятельность понимается как совокупность коммерческих процессов, направленных на получение прибыли путем заключения успешных сделок, доведения товара до потребителя в соответствии с его требованиями и уровнем спроса. Эффективное ведение коммерческой деятельности на предприятии необходимо для минимизации рисков, затрат и становится основой труда работников, занятых в сфере розничной торговли.


В первом параграфе были рассмотрены основные понятия и сущность коммерческой деятельности, а также ее цели, задачи, принципы и этапы. А во втором параграфе рассмотрены отличительные особенности коммерческой деятельности на предприятии розничной торговли, ее основные функции и этапы формирования.

Глава 2. Анализ коммерческой деятельности магазина АО «Тандер»

2.1. Организационно-экономическая характеристика магазина АО «Тандер»

Акционерное общество «Тандер» зарегистрировано Регистрационной палатой г. Краснодара от 28.06.1996 г. № 4452, свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002 г. серия 23 № 003042166, ОГРН 1022301598549 ИНН 2310031475.

Полное фирменное наименование Общества — акционерное общество

«Тандер». Юридический адрес: РФ, Краснодарский край, 350002, г. Краснодар, ул. Леваневского, д. 185. Ростовский филиал – 34415, г. Ростов- на-Дону, ул. Доватора, 150.

Первый продовольственный магазин компания открыла в 1998, а за ним последовали все новые и новые, преимущественно в небольших городках, чтобы обойтись без конкуренции с другими более крупными торговыми сетями. Магазины открывали небольшие, площадью примерно в 400 кв. м, а со временем объединялись в торговую сеть.

Компания «Тандер», учрежденная в 1995 году, за пару десятилетий превратилась в один из ведущих продуктовых ритейлов России. «Магнит» – это более 10 700 «магазинов у дома», 237 гипермаркетов, 189 «Магнитов семейных» и за 3100 «Магнитов Косметик» в больше чем 2 500 больших и малых городах в самых разных субъектах РФ: от Брянска до Красноярска, от Мурманска до Владикавказа.

Мощная система логистики позволяет обеспечить бесперебойную и эффективную поставку товаров по всей сети. Деятельность всех 35-ти распределительных центров дистрибьюторской сети направлена на обеспечение качественного сохранения продуктов питания и их упорядоченной поставки в торговые точки посредством своего автопарка, насчитывающего больше 6 000 автомобилей.


И это не говоря уже о том, что АО «Тандер» и его розничная сеть «Магнит» обеспечивает рабочими местами более 270 000 наших соотечественников и каждую неделю открывает новые рабочие места (до 300), что позволяет считать его крупнейшим из российских работодателей.

Миссия компании: «Мы работаем для повышения благосостояния наших покупателей, сокращая их расходы на покупку качественных товаров повседневного спроса, бережно относясь к ресурсам компании, улучшая технологию и достойно вознаграждая сотрудников».

Цель компании - обеспечение высокой степени жизнестойкости и конкурентоспособности компании посредством поддержания систем жизнеобеспечения на необходимом уровне, своевременной и качественной адаптации представляемой услуги к требованиям изменяющегося правопорядка и приоритетов потребителей.

Основным видом хозяйственной деятельности АО «Тандер» является розничная и оптовая торговля продуктами питания, парфюмерно- косметической продукцией и другими аналогичными товарами.

Розничная торговля осуществляется через сеть магазинов, работающих под торговой маркой «Магнит», «Магнит Косметик».

По данным на начало 2020 года, сеть компании включала 19 223 магазинов, из них: 13 909 магазина в формате «у дома», 467 супермаркетов, 4847 магазинов дрогери и 4 847 магазинов «Магнит Косметик». Торговые точки расположены в 2 808 населѐнных пунктах Российской Федерации. У компании имеется собственный автопарк, насчитывающий около 6 тысяч автомобилей. На сегодняшний день общая численность сотрудников компании составляет более 270 тысяч человек. Штаб-квартира в городе Краснодар.

В конце декабря 2008 года сеть «Магнит» вошла в список компаний, которые имели право на государственную поддержку в период кризиса. В 2010 году компания начала развивать сеть магазинов «Магнит Косметик». В 2012 году компания создала собственную энергосбытовую компанию

«МагнитЭнерго», которая, как планируется, будет обслуживать магазины сети. В 2015 году «Магнит» входит в тройку крупнейших частных компаний России.

В 2016 году «Магнит» обновил концепцию магазинов формата «у дома». Первая торговая точка в редизайне открылась в Краснодаре. В 2016 году «Магнит» стал одним из первых российских ритейлеров, который предоставил покупателям возможность оплачивать товар с помощью мобильных устройств Apple.

В 2017 году «Магнит» открыл 16 000-й магазин.

В 2018 году «Магнит» запустил новый формат «Магнит Аптека». В 2018 году обновилась концепция магазинов формата «Магнита Семейный». В 2018 году началось тестирование нового формата магазинов «Магнит- Опт». В 2018 году «Магнит» открыл один из крупнейших в России грибных комплексов по выращиванию шампиньонов. В 2018 году «Магнит» в рейтинге 100 инновационных компаний мира по версии журнала Forbes.


16 февраля 2018 года на инвестфоруме в Сочи было подписано соглашение о покупке банком ВТБ 29,1 % акций компании у Сергея Галицкого за 138 млрд. руб., который сохранил у себя 3 %.

В начале июня 2019 года «Магнит» сообщил о начале переговоров с «СИА групп» о покупке фармдистрибьютора. В октябре того же года решение о приобретении было принято на заседании совета директоров компании. Отмечалось, что сумма сделки — не более 5,7 млрд. рублей, будет выплачиваться в форме ценных бумаг «Магнита». Так же, по договору «СИА групп» обязуется не продавать акции «Магнита», в течение не менее чем 3-х лет после завершения сделки. Приобретение входило в стратегию по развитию бизнес-направлений «Магнит Косметик» и «Аптеки».

В июне 2019 года «Магнит» совместно с «Почтой России» начал продажи в тестовых точках на базе почтовых отделений в Москве, Краснодарском крае и Рязанской области.

Среднесписочная численность работников Общества за 2019 год составила 190 842 человек.

Органами управления Общества являются:

- общее собрание акционеров;

- единоличный исполнительный орган (генеральный директор). Учредителем АО «Тандер» по состоянию на 31.12.2019 г. является ПАО «Магнит», которое владеет 100% акций компании.

Уставный капитал Общества составляет 100 000 тыс. руб. и состоит из 10 000 000 тыс. штук обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 0,01 руб. каждая.

АО «Тандер» отвечает за контроль торгового блока Группы компаний «Магнит». В рамках данной практики анализ будем проводить на основе финансовых данных АО «Тандер», которое является собственностью ПАО «Магнит» (100% акций АО «Тандер» принадлежат ПАО) и приносит ей основные доходы. Так как руководство торговой сети происходит централизованно, что информация приходит из головного офиса для региональных центров торговой сети, в нашем случае это Ростовский филиал АО «Тандер», расположенный по адресу 344115, г. Ростов-на-Дону, ул. Доватора, 150, и затем непосредственно распространяется по торговым точкам.

Общая организационная структура процесса управления Ростовским филиалом АО «Тандер» при условии принятия решений из головного офиса сведена на рисунке 1.

Работа Совета директоров Общества ведется в соответствии с ГК РФ, ФЗ «Об акционерных обществах», Уставом Общества, Положением о Совете директоров ПАО «Магнит», Положением о Комитетах Совета директоров.

Рисунок - Организационная структура управления Ростовским филиалом АО «Тандер»