Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 191
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы мотивации в современных организациях
1.1. Понятие и основные компоненты системы мотивации трудовой деятельности
1.2. Типы и виды мотивации в организации
Глава 2. Анализ особенности мотивации в МОУ «Гимназия №7»
2.1. Краткая характеристика деятельности организации
2.2. Методы мотивации труда персонала в МОУ «Гимназия №7»
2.3. Анализ проблем и резервов в системе мотивации МОУ «Гимназия №7»
Глава 3. Пути совершенствования системы мотивации в МОУ «Гимназия №7»
3.1. Разработка рекомендаций по повышению эффективности методов мотивации в организации
После того как определили, какой сотрудник и к какой категории он относится, можно определить наиболее действенный метод нематериального стимулирования. Данная система не может быть для всех категорий одинаковой, иначе она будет неэффективной. Система должна быть правильно проранжирована с учетом ценности каждого сотрудника с точки зрения эффективности работы компании и сотрудника, в частности.
В работе как с новыми, так и с уже действующими сотрудниками стоит учитывать, что тип ведущей мотивации обычно сохраняется на протяжении всей жизни. На него накладываются характер человека, его цели, требования, которые он предъявляет к компании и к себе лично, а также особенности поколения, к которому он принадлежит [13, с. 56].
Правильно выработанная система мотивации дает возможность работодателю сократить издержки на поиск и адаптацию сотрудников, четко согласовать цели работы каждого сотрудника, решить проблему с текучестью кадров, сформировать сплоченный коллектив. Такая система в конечном результате является инструментом, повышающим стоимость компании — через усиление эффективности работы целой команды.
Мотивация основывается на знании и понимании психологических и физиологических потребностей человека, поэтому для эффективного управления персоналом руководителю необходимо анализировать существующие мотивы работников, что помогает понять сотрудников, их решения на разных этапах трудовой деятельности, а также возможность использовать эти данные на практике.
Руководитель должен понимать мотивы своих сотрудников, чтобы влиять на эффективность работы в данной компании, создавать конкурентные условия для повышения эффективности работы персонала. Так как мотивация, это процесс, который оказывает влияние на качество работы, то необходимо знать, каким образом можно воздействовать на мотивацию персонала с позиции руководителя. Нужно очень тщательно подходить к выбору механизмов мотивации [13, с. 57].
Таким образом, можно сделать вывод, что предприятия должны установить систему мотивации, которая соответствует направлению их деятельности. Владельцы организации могут выбрать ее вид, поскольку в различных ситуациях действуют свои правила. Необходимо внимательно изучить особенности разнообразных вариантов, чтобы трудовой процесс был более эффективным.
Глава 2. Анализ особенности мотивации в МОУ «Гимназия №7»
2.1. Краткая характеристика деятельности организации
Исследование применения мотивации проведем на примере Муниципального общеобразовательного учреждения (сокращенно – МОУ) «Гимназия №7», расположенного по адресу: 142121 Московская область, г. Подольск, ул. Генерала Смирнова, д. 6.
МОУ «Гимназия №7»– один из развивающихся образовательных комплексов г. Подольск, в структуру которого входят дошкольное отделение, начальные классы, гимназические классы и отделение дополнительного образования.
Основные цели деятельности МОУ «Гимназия №7» представлены на рисунке 4.
Рис. 4. Цели деятельности МОУ «Гимназия №7»
Гимназия осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней образования (см. рис. 5).
Рис. 5. Ступени образования в МОУ «Гимназия №7»
Численность обучающихся по реализуемым программам на начало 2019-2020 учебного года представлено в таблице 4.
Таблица 4
Плановая численность обучающихся на 2019-2020 учебный год в МОУ «Гимназия №7»
Образовательная программа |
Классы |
Численность обучающихся |
Начальное общее образование |
1-4 |
436 |
Основное общее образование |
5,6,7,8,9 |
461 |
Среднее общее образование |
10,11 |
116 |
ИТОГО: |
1013 |
В 2017-2018 учебном году работа гимназии строилась согласно Программе развития, которая выступает в качестве документа, в котором фиксируется система необходимых стратегических изменений, определены приоритеты развития, основные направления, этапы и механизмы развития ОУ. Программа называется «СФЕРА» (Сотрудничество – Функциональность – Единство – Результат – Альтернатива).
В 2018-2019 учебном году в гимназии обучались 977 учащихся, из них освоили программу в полном объеме 960 человека, условно переведены в следующий класс 18 человек. Абсолютная успеваемость по итогам года составила 98%, а качественная - 47%.
Структура образовательной организации представлена на рисунке 6, а на рисунке 7 представлены органы управления учреждением. В настоящее время педагогический состав гимназии составляют 107 человек.
Рис. 6. Коллегиальные органы управления МОУ «Гимназия №7»
Рис. 7. Органы управления МОУ «Гимназия №7»
Следует отметить, что кадровый состав рассматриваемой организации в 2018-2019 году увеличился на 2 человека, но в настоящее время существует еще потребность в дух штатных единицах – учителях английского языка. На 97,44 педагогический коллектив гимназии состоит из женщин, мужчин в коллективе только 3.
Далее проедем анализ движения персонала в 2017-2018 и 2018-2019 учебных годах (см. таблица 5).
Таблица 5
Анализ показателей движения персонала МОУ «Гимназия №7»
Показатель |
2017-2018 уч. год |
2018-2019 уч. год |
Отклонение |
|
Абс. |
Относит, % |
|||
1. Состояло по списку на начало года, чел., Чнп |
115 |
116 |
1 |
100,87 |
2. Принято всего за год, чел., Оп |
3 |
4 |
1 |
133,33 |
3. Выбыло всего за год, чел., Оу: |
3 |
3 |
0 |
100,00 |
по собственному желанию |
3 |
3 |
0 |
100,00 |
за нарушение трудовой дисциплины, |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
Сокращение |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
4. Состояло по списку на конец года, чел., Чкп |
115 |
117 |
2 |
101,74 |
5. Проработали целый год, чел., Чп01г |
115 |
116 |
1 |
100,87 |
6. Среднесписочная численность, чел., Чсп |
115 |
116,5 |
1,5 |
101,30 |
7. Коэффициент оборота по приему, Кпр, % |
2,6 |
3,4 |
0,8 |
- |
8. Коэффициент оборота по выбытию, Кв, % |
2,6 |
2,6 |
0 |
- |
9. Коэффициент постоянства кадров, Кпк, % |
94,8 |
94,0 |
-0,8 |
- |
10. Коэффициент текучести кадров. Кт, % |
2,6 |
3,4 |
0,8 |
- |
В целом, в МОУ «Гимназия №7» невысокий показатель текучести кадров, не более 4%, что свидетельствует о постоянстве педагогического состава учреждения.
Большую часть рабочего дня учителя гимназии проводят в режиме интенсивного общения с учениками, двигаясь при этом по учебному классу, стоя у доски или сидя за рабочим столом. Другая часть его рабочего времени в той или иной степени бывает посвящена заполнению профессиональной документации, проверки тетрадей учеников, планированию содержания уроков на следующий день.
Главные средства труда учителя: его профессионализм, интеллектуальные способности и познания в предметной области. Также важным рабочим инструментом любого учителя являются голосовые связки. При этом бывают исключения. Так, в случае учителя физической культуры, танцев скорее стоит говорить о выраженной мобильности и физической нагрузке.
Из особых условий труда следует выделить высокую моральную ответственность за качество своей работы.
Норма часов педагогической работы, за выполнение которой установлена ставка заработной платы учителя (должностной оклад), составляет от 18 до 36 часов в неделю [4].
Рабочий кабинет учителей в МОУ «Гимназия №7» оборудованы надлежащим образом, исходя из особенностей преподаваемого предмета и всех требований ОТ.
За соответствие условий труда учителя нормам санитарно-эпидемиологическим отвечает руководство школы. Сам учитель также несет ответственность за это.
В МОУ «Гимназия №7» существуют определенные гигиенические требования в отношении вентиляции, размеров окон и форточек, температуры и влажности, поддерживаемых в классе. Также следует соблюдать нормативы по освещенности в учебных помещениях. В ходе проведения специальной оценки условий труда в школе эксперт и члены комиссии рассматривают условия на рабочих местах, опираясь на конкретные параметры. Их сравнительно немного. Прежде всего, оценке подлежат гигиенические условия, уровень освещенности и степень травмоопасности рабочих мест. Также обязательно проводятся замеры электромагнитного излучения от компьютеров и оргтехники, которыми оборудованы классы.
Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска, предоставляемого работнику, составляет 28 календарных дней. Основание – статья 115 Трудового кодекса РФ. Но для педагогов, в том числе учителей, законодательством предусмотрено предоставление ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска. Его продолжительность устанавливается Правительством РФ и составляет от 42 до 56 календарных дней (ст. 334 Трудового кодекса РФ) [1].
Педагогическая профессия, труд учителя относятся к интеллектуальным формам труда. С психофизиологических позиций это крайне ответственная, общественно значимая деятельность, в которой велик элемент творчества. Однако не все условия, в которых осуществляется педагогическая деятельность, можно признать благоприятными. Совершенно определенно некоторые их них содержат факторы риска и оказывают неблагоприятное воздействие на организм человека.
2.2. Методы мотивации труда персонала в МОУ «Гимназия №7»
Структура системы мотивации работников МОУ «Гимназия №7» представлена на рисунке 8.
Рис. 8. Структура системы мотивации и стимулирования работников МОУ «Гимназия №7»
Главная составляющая размера заработной платы учителя – база. Начисления этой категории зависят от количества уроков, проведенных за месяц, и учеников в каждом классе. К базе прибавляются постоянная нагрузка педагога – классное руководство, ответственность за собственный кабинет и обслуживание надомных учеников [20].
К компенсационным выплатам МОУ «Гимназия №7» в такие позиции в расчетном листке, как выплаты за:
- условия труда, не соответствующие норме – со сложными детьми, на дому;
- преподавателям химии, физики – за взаимодействие с вредными и опасными веществами;
- дополнительную нагрузку – проверку работ школьников.
К стимулирующим выплатам учителям в МОУ «Гимназия №7» относятся надбавки за стаж работы в педагогической сфере, результативность по итогам четвертей и года. Большинство из них прописываются в трудовом договоре при приме учителя на работу в образовательное учреждение.
Среднемесячная заработная плата учителей гимназии в 2018-2019 учебном году представлена в таблице 6.
Таблица 6
Среднемесячная заработная плата учителей МОУ «Гимназия №7» в 2018-2019 учебном году, руб.
Месяц |
Среднемесячная начисленная заработная плата учителей, руб. |
янв.19 |
39644,15 |
фев.19 |
38409,3 |
мар.19 |
38982,83 |
апр.19 |
38807,93 |
май.19 |
38807,93 |
июн.19 |
38807,93 |
сен.18 |
38807,93 |
окт.18 |
38785,63 |
ноя.18 |
37576,12 |
дек.18 |
37537,48 |
В среднем в учебном году |
38616,723 |