Файл: Исследование стратегии поведения подростков в конфликтных ситуациях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подросткам характерно развитие критичности, преднамеренности и до некоторой степени самостоятельности. Они способны учитывать предыдущий эмоциональный опыт, на основании которого у них формируются устойчивые эмоциональные отношения. В тоже время свойственная подросткам повышенная возбудимость, неуравновешенность с преобладанием возбуждения над торможением, накладывают отпечаток на характер протекания эмоциональных процессов.

Конфликтное поведение предстает собой реакцию на ненормальные для ребенка или группы подростков социальные или микросоциальные условия, в которых они оказались, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения недоступны или исчерпали себя. Кроме того, на физиологическом уровне в подростковый период происходит значительное усиление подкорковой активности - это приводит к неусидчивости, эмоциональной неустойчивости, гиперактивности (возбудимость превышает норму). А на социальном уровне, точнее в обществе, одна из основных потребностей - это чувство взрослости. Поэтому, важно учитывать все особенности и знать причины, по которым подросток становится конфликтным. Иначе, в «подростковом» социуме, расхлябанность вытеснит организованность, упрямство - настойчивость, ложная мораль вытеснит общественную; романтика, творчество, спортивная борьба, товарищеская взаимопомощь уступят место жаргону, грубой физической силы и правонарушениям.

Нами было проведено исследование стратегий поведения подростков в конфликтных ситуациях в группе (5 детей от 15-16 лет). Исследование стратегий поведения проводилось по методике тестирования, разработанной К. Томасом и предназначенной для выявления стилей поведения в конфликтных ситуациях. Исследование показало, что большинство участников группы применяют тактику соперничества в конфликтных ситуациях. Соперничество, т.е. конкуренция, дает им возможность добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другим. Результаты исследования подтверждают то, что в подростковом возрасте наблюдается повышенная агрессивность и конфликтность, что обусловлено спецификой протекания данного возрастного периода. В связи с этим были предложены рекомендации, которые помогут изменить стратегию поведения, а также способствуют снижению конфликтности и агрессивности в подростковом звене.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Асмолов А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. М.: Академия, 2013. 208с.
  2. Божович Л.И. Личность и формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. М.: Академия, 2014. 382 с.
  3. Выготский Л.С. Развитие личности  и  мировоззрения ребенка / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырея А.А. М.: Изд-во МГУ, 1982. 231 с.
  4. Гришина Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. СПб: Питер, 2013. 277 с.
  5. Гомелаури М.Л. Конфликты в подростковом возрасте и социальные ожидания / М.Л. Гомелаури. СПб: Феникс, 2016. 269 с.
  6. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 2016.№2. С. 21-26
  7. Данилова Е.А. Взаимосвязь конфликта самооценки и поведения младших подростков / Е.А. Данилова. Ярославль: СКМ, 2013. 355 с.
  8. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. М.: Логос, 2014. 239 с.
  9. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления / В.Г. Казанская. СПб: Питер, 2016. 297 с.
  10. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи: учебное пособие-практикум для студ. / А.Г. Лидерс. 2-е изд. М.: Академия, 2007. 432 с.
  11. Леонов Н.И Индивидуальный стиль поведения в конфликтной ситуации / Н.И. Леонов. М.: Академия, 2014. 271 с.
  12. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие / Р.В. Овчарова. М.: Сфера, 2001. 448 с.
  13. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. М.: Академия, 2014. 289 с.
  14. Реан A.A. Социальная психология / А.А. Реан. СПб: Сфера, 2014. 392 с.
  15. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. М.: Московский психолого-социальный институт, 2013. 228 с.
  16. Сорокина А.И. Конфликтность в поведении детей и подростков / А.И. Сорокина. Уфа: СПК, 2014. 173 с.
  17. Хухлаева О.В. Психология подростка / О.В. Хухлаева. М.: Генезис, 2012. 349 с.
  18. Цой Л.Н. Практическая конфликтология / Л.Н. Цой. М., 2011. 290 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Тест определения стратегии поведения в конфликте (К. Томас).

Тест адаптирован Н.В. Гришиной

Выберите, пожалуйста, в каждой паре суждений, то, которое является наиболее типичным для Вас.

1.

А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.

2.

А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я пытаюсь уладить дело, учитывая интересы другого и мои.


3.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

4.

А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5.

А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряженности.

6.

А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

Б. Я стараюсь добиться своего.

7.

А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Б. Я считаю возможным уступить, чтобы добиться другого.

8.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

9.

А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10.

А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

12.

А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

13.

А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14.

А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15.

А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16.

А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17.

А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18.

А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19.

А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.


20.

А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б. Я стремлюсь к лучшему сочетанию выгод и потерь для всех.

21.

А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22.

А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

Б. Я отстаиваю свои желания.

23.

А. Я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого.

Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24.

А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25.

А. Я пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов.

Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26.

А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

27.

А. Я избегаю позиции, которая может вызвать споры.

Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Улаживая ситуацию, я стараюсь найти поддержку у другого.

29.

А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий

30.

А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Ключ к тесту


п/п

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

1

А

Б

2

Б

А

3

А

Б

4

А

Б

5

А

Б

6

Б

А

7

Б

А

8

А

Б

9

Б

А

10

А

Б

11

А

Б

12

Б

А

13

Б

А

14

Б

А

15

Б

А

16

Б

А

17

А

Б

18

Б

А

19

А

Б

20

А

Б

21

Б

А

22

Б

А

23

А

Б

24

Б

А

25

А

Б

26

Б

А

27

А

Б

28

А

Б

29

А

Б

30

Б

А


  1. Асмолов А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. М.: Академия, 2013. С. 61

  2. Выготский Л.С. Развитие личности  и  мировоззрения ребенка / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырея А.А. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 49

  3. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления / В.Г. Казанская. СПб: Питер, 2016. С. 62

  4. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. М.: Академия, 2014. С. 49

  5. Реан A.A. Социальная психология / А.А. Реан. СПб: Сфера, 2014. С. 30

  6. Божович Л.И. Личность и формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. М.: Академия, 2014. С. 41

  7. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. М.: Логос, 2014. С. 117

  8. Хухлаева О.В. Психология подростка / О.В. Хухлаева. М.: Генезис, 2012. С. 135

  9. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. М.: Московский психолого-социальный институт, 2013. С. 28

  10. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие / Р.В. Овчарова. М., 2001. С. 183.

  11. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи : учеб. пособие-практикум для студ. / А.Г. Лидерс. 2-е изд. М., 2007. С. 376.

  12. Сорокина А.И. Конфликтность в поведении детей и подростков / А.И. Сорокина. Уфа: СПК, 2014. С. 52

  13. Гришина Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. СПб: Питер, 2013. С. 60

  14. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 2016.№2. С.21-26

  15. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 2016.№2. С.21-26

  16. Гришина Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. СПб: Питер, 2013. С. 92

  17. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. М.: Академия, 2014. С 71

  18. Цой Л.Н. Практическая конфликтология / Л.Н. Цой. М., 2011. С. 48

  19. Леонов Н.И Индивидуальный стиль поведения в конфликтной ситуации / Н.И. Леонов. М.: Академия, 2014. С. 73

  20. Гомелаури М.Л. Конфликты в подростковом возрасте и социальные ожидания / М.Л. Гомелаури. СПб: Феникс, 2016. С. 129

  21. Данилова Е.А. Взаимосвязь конфликта самооценки и поведения младших подростков / Е.А. Данилова. Ярославль: СКМ, 2013. 104-109