Файл: Исследование стратегии поведения подростков в конфликтных ситуациях.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 173
Скачиваний: 2
г) потребности в эмансипации от семьи и независимости;
д) потребности в развитии собственного «Я» и самореализации;
е) потребности в проверке своих возможностей, успехе[11].
В подростковом возрасте можно выделить следующие виды конфликтного поведения:
1. Деструктивное поведение. Причиняет вред только личности, оно не соответствует общепринятым социально-нравственным нормам – мазохизм, накопительство, конформизм и т.п.
2. Асоциальное поведение. Причиняет вред личности и социальным общностям (компания друзей, семья) и проявляется в наркомании, алкоголизме, самоубийстве (авитальное, аддиктивное) и т.п.
3. Противоправное поведение. Нарушение моральных и правовых норм, выражается в убийствах, грабежах и др. преступлениях (делинквентное поведение)[12].
Отклонения в поведении подростков можно рассмотреть с различных сторон:
1. Биологические факторы. Существование неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма подростка, которые затрудняют его социальную адаптацию. К ним можно отнести:
- Генетические - передаются по наследству. Это могут быть дефекты зрения и слуха, нарушения умственного развития, повреждения нервной системы, телесные пороки.
- Физиологические, включающие в себя внешнюю непривлекательность, дефекты речи, недостатки конституционно-соматического склада, вызывающие негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников.
- Психофизиологические. Связаны с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, новых видов энергии, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, которые приводят к разным токсическим, соматическим, аллергическим заболеваниям[13].
2. Психологические факторы. Наличие у ребенка акцентуации отдельных черт характера или психопатологии. Отклонения выражаются в неврастении, нервно-психических заболеваниях, психопатии, пограничных состояниях, которые повышают возбудимость нервной системы обусловливающих неадекватные реакции подростка.
В каждый период развития ребенка, формируются психические качества, черты характера и личности. У подростка наблюдается 2 процесса развития психики: либо приобщение к той социальной среде, где он живет, либо отчуждение. Характерологические подростковые реакции, такие как протест, отказ, группирование, являются следствием дисгармоничных, эмоционально зависимых семейных отношений. В случае несформированности системы нравственных ценностей подростка, сфера его интересов принимает корыстную, паразитическую, насильственную или потребительскую направленность. Для таких подростков характерны примитивность в суждениях, инфантилизм, преобладание развлекательных интересов. Эгоцентрическая позиция ребенка с демонстрацией пренебрежительного отношения к существующим нормам и правам другого человека приводит к «отрицательному лидерству», навязыванию физически более слабым сверстникам системы их «порабощения», низкой ответственности за свое поведение, оправдыванию своих действий внешними обстоятельствами[14].
3. Социально-педагогические факторы. К ним относятся дефекты общественного, школьного или семейного воспитания, в основе которых лежат индивидуальные и половозрастные особенности развития детей, которые приводят к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта.
Важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребенка является неблагополучные семьи. Важно выделить стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию асоциального поведения несовершеннолетних:
- Дисгармоничный стиль внутрисемейных и воспитательных отношений. Сочетает в себе, с одной стороны, потворство желаниям ребенка, гиперопеку, а с другой - провоцирование ребенка на конфликтные ситуации; или характеризуется утверждением в семье двойной морали: для общества - одни правила поведения, для семьи - другие.
- Нестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раздельного проживания родителей и их детей.
- Асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье с систематическим употреблением наркотиков, алкоголя, криминальным поведением родителей, аморальным образом жизни, проявлениями маломотивированной «семейной жестокости» и насилия[15].
4. Социально-экономические факторы включают в себя:
- расслоение общества на бедных и богатых;
- социальное неравенство и безработица;
- обнищание большей массы населения, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка;
- социальная напряжённость[16].
5. Морально-этические факторы проявляются в низком морально-нравственном уровне современного общества, в утверждении психологии «вещизма», разрушении ценностей, падения нравов, в нейтральном отношении общества к проявлениям девиаций[17].
Конфликт в подростковом возрасте – это явление, выражающееся в непослушании, споре, навязывание своей точки зрения окружающим, недопонимании, высокомерном отношении к людям, не выполнении обязанностей, низкой успеваемости и лени.
Согласно исследованиям К. Томаса в конфликтной ситуации можно использоваться 5 стилей поведения (см. Рисунок 1).
Рисунок 1. Стили поведения в конфликтной ситуации[18].
Использование каждого из них определяется интересами сторон и желанием каждой из них достичь своей цели.
Стиль соперничества выбирают те подростки, которые пользуются авторитетом среди сверстников. У них отмечается твердость характера, сила воли, стремление удовлетворить собственные интересы, при этом интересы другой стороны их не интересуют[19].
Стиль сотрудничества подростки выбирают редко, в случае если не хотят портить отношения со сверстниками. Здесь обе стороны должны обладать дипломатическими способностями, то есть должны защищать свои интересы, уметь договариваться, учитывать интересы сверстника, сдерживать свои эмоции, обладать умением слушать. Отсутствие этих умений сделает данный стиль неэффективным[20].
В случае стиля компромисса, подростки договариваются между собой на ранних этапах конфликта, поскольку понимают, что противник имеет не менее убедительные аргументы и возможности для достижения поставленной цели.
Стиль избегания подросток выбирает в случае, если он не уверен в правоте, или когда проблема не стоит на первом месте. По истечении времени возникшие разногласия могут разрешиться сами по себе, либо подросток ищет выход из ситуации позже, когда у него будут возможности или дополнительная информация.
При стиле приспособления подросток не заинтересован защищать свои интересы, он идет на сделку с другими сторонами в ущерб себе, сохраняя дружеские отношения со своими сверстниками[21].
Подытожив можно сказать, что конфликтное поведение предстает собой реакцию на ненормальные для ребенка или группы подростков социальные или микросоциальные условия, в которых они оказались, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения недоступны или исчерпали себя. Кроме того, на физиологическом уровне в подростковый период происходит значительное усиление подкорковой активности - это приводит к неусидчивости, эмоциональной неустойчивости, гиперактивности (возбудимость превышает норму). А на социальном уровне, точнее в обществе, одна из основных потребностей - это чувство взрослости. Поэтому, важно учитывать все особенности и знать причины, по которым подросток становится конфликтным. Иначе, в «подростковом» социуме, расхлябанность вытеснит организованность, упрямство - настойчивость, ложная мораль вытеснит общественную; романтика, творчество, спортивная борьба, товарищеская взаимопомощь уступят место жаргону, грубой физической силы и правонарушениям.
2. ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
2.1 Характеристика исследуемой подростковой группы
Исследование проводилось в группе подростков (дети от 15-16 лет). В исследовании принимали участие 5 детей пубертатного периода.
Подростковая группа относится к «неформалам». Они слушают тяжелую музыку: рок, dram&bass и др. Собираются на «хате» - комната в общежитии, принадлежащая матери одному из подростов. Носят вызывающий стиль: преобладает черный цвет в одежде и макияже девочек. Употребляют алкогольные напитки, некоторые из подростков курят сигареты. Подросткам свойственно вызывающее, агрессивное поведение в обществе. К примеру, они рисуют граффити, разбивают бутылки на тротуарах. Им присущ сленг, они применяют матерные слова в разговорной речи. Один из мальчиков группы находится под наблюдением инспектора ПДН.
Анамнез.
1) Иван (15 лет): учится в 10 классе. Воспитывают 2 родителя. Средне-статистическая семья. Пьет алкоголь, курит сигареты. Скрывает свои пагубные привычки от родителей. Является парнем Дарьи.
2) Андрей (16 лет): учится в 10 классе. Оставался на 2-й год из-за неуспеваемости в школе. Воспитывается в асоциальной семье. Отец отсутствует, мать - злоупотребляет алкогольными напитками и редко бывает дома. Зачастую группа проводит время у него дома. Пьет алкоголь, курит сигареты. Находятся под наблюдением инспектора ПДН.
3) Максим (16 лет): учится в 11 классе. Лидер в группе. Воспитывают 2 родителя. Средне-статистическая семья. Пьет алкоголь, курит сигареты. Является парнем Алёны.
4) Дарья (15 лет): учится в 10 классе. Воспитывают 2 родителя. Средне-статистическая семья. Пьет алкоголь. Скрывает свои пагубные привычки от родителей. Является девушкой Ивана.
5) Алёна (15 лет): учится в 10 классе. Воспитывает 1 родитель - мать. Средне-статистическая семья. Пьет алкоголь, курит сигареты. Скрывает свои пагубные привычки от матери. Является девушкой Максима.
Группу подростков можно представить в виде схемы (см. рисунок 2).
Рисунок 2. Иерархия подростковой группы
2.2 Исследование стратегий поведения детей - подростков в конфликтах
Исследование стратегий поведения подростков в конфликтных ситуациях проводилось по методике тестирования.
В основу исследования лег личностный опросник, разработанный К. Томасом и предназначенный для изучения предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации (адаптация Н.В. Гришиной).
Каждому подростку был предоставлен бланк с вопросами, лист для ответов и ручка.
Время прохождения теста: 5 – 10 минут.
Тест включает в себя 30 пар суждений (см. Приложение 1). В каждой паре суждений нужно было выбрать то, которое является наиболее типичным для подростка.
Итак, по итогу тестирования, все исходные данные можно занести в общую таблицу 1.
Таблица 1.
Полученные результаты тестирования
№ вопроса |
Иван |
Андрей |
Максим |
Дарья |
Алена |
1 |
А |
Б |
Б |
А |
А |
2 |
Б |
А |
Б |
Б |
А |
3 |
А |
А |
А |
А |
А |
4 |
Б |
А |
А |
А |
Б |
5 |
А |
А |
Б |
Б |
Б |
6 |
Б |
Б |
Б |
Б |
Б |
7 |
Б |
А |
А |
Б |
Б |
8 |
Б |
А |
А |
Б |
А |
9 |
Б |
Б |
Б |
А |
А |
10 |
Б |
А |
А |
Б |
А |
11 |
А |
А |
А |
Б |
Б |
12 |
Б |
Б |
Б |
А |
Б |
13 |
А |
Б |
Б |
А |
Б |
14 |
Б |
Б |
Б |
А |
А |
15 |
Б |
Б |
А |
А |
Б |
16 |
Б |
Б |
Б |
А |
Б |
17 |
А |
А |
А |
Б |
А |
18 |
Б |
Б |
Б |
Б |
Б |
19 |
А |
А |
А |
Б |
А |
20 |
А |
Б |
Б |
А |
Б |
21 |
Б |
Б |
Б |
Б |
Б |
22 |
Б |
Б |
Б |
А |
Б |
23 |
Б |
А |
Б |
Б |
Б |
24 |
Б |
Б |
Б |
А |
Б |
25 |
А |
А |
А |
Б |
А |
26 |
Б |
Б |
Б |
А |
Б |
27 |
Б |
Б |
Б |
Б |
Б |
28 |
А |
Б |
А |
Б |
Б |
29 |
Б |
А |
Б |
Б |
А |
30 |
Б |
Б |
Б |
Б |
Б |