Файл: Исследование стратегии поведения подростков в конфликтных ситуациях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 167

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствии с ключом (см. Приложение 2) были обработаны полученные данные. За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому был начислен 1 балл, затем эти баллы суммировались в каждой колонке. Показатель определяет предпочитаемую стратегию поведения в конфликте: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление. Тип или типы, которые набрали больше всего баллов, является доминирующим.

Данные представлены в сводной таблице 2.

Таблица 2

Интерпретация данных

Иван

Андрей

Максим

Дарья

Алена

1

Избегание

Приспособление

Приспособление

Избегание

Избегание

2

Сотрудничество

Компромисс

Сотрудничество

Сотрудничество

Компромисс

3

Соперничество

Соперничество

Соперничество

Соперничество

Соперничество

4

Приспособление

Компромисс

Компромисс

Компромисс

Приспособление

5

Сотрудничество

Сотрудничество

Избегание

Избегание

Избегание

6

Соперничество

Соперничество

Соперничество

Соперничество

Соперничество

7

Компромисс

Избегание

Избегание

Компромисс

Компромисс

8

Сотрудничество

Соперничество

Соперничество

Сотрудничество

Соперничество

9

Соперничество

Соперничество

Соперничество

Избегание

Избегание

10

Компромисс

Соперничество

Соперничество

Компромисс

Соперничество

11

Соперничество

Соперничество

Соперничество

Приспособление

Приспособление

12

Избегание

Избегание

Избегание

Приспособление

Избегание

13

Компромисс

Соперничество

Соперничество

Компромисс

Соперничество

14

Соперничество

Соперничество

Соперничество

Сотрудничество

Сотрудничество

15

Избегание

Избегание

Приспособление

Приспособление

Избегание


Продолжение таблицы 2

16

Соперничество

Соперничество

Соперничество

Приспособление

Соперничество

17

Соперничество

Соперничество

Соперничество

Избегание

Соперничество

18

Компромисс

Компромисс

Компромисс

Компромисс

Компромисс

19

Сотрудничество

Сотрудничество

Сотрудничество

Избегание

Сотрудничество

20

Сотрудничество

Компромисс

Компромисс

Сотрудничество

Компромисс

21

Сотрудничество

Сотрудничество

Сотрудничество

Сотрудничество

Сотрудничество

22

Соперничество

Соперничество

Соперничество

Компромисс

Соперничество

23

Избегание

Сотрудничество

Избегание

Избегание

Избегание

24

Компромисс

Компромисс

Компромисс

Приспособление

Компромисс

25

Соперничество

Соперничество

Соперничество

Приспособление

Соперничество

26

Сотрудничество

Сотрудничество

Сотрудничество

Избегание

Сотрудничество

27

Приспособление

Приспособление

Приспособление

Приспособление

Приспособление

28

Соперничество

Сотрудничество

Соперничество

Сотрудничество

Сотрудничество

29

Избегание

Избегание

Избегание

Избегание

Избегание

30

Сотрудничество

Сотрудничество

Сотрудничество

Сотрудничество

Сотрудничество


Переведем интерпретацию данных в баллы (см. таблицу 3).

Таблица 3

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

Иван

10

8

5

5

2

Андрей

12

7

5

4

2

Максим

13

5

4

5

3

Дарья

2

7

6

8

7

Алена

9

6

5

7

3

Таким образом, тактику соперничества в конфликтных ситуациях применяют Иван, Андрей, Максим и Алёна. Соперничество, т.е. конкуренция дает возможность испытуемым добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другим. Дарья в одних конфликтных ситуациях применяет тактику избегания, в других – сотрудничает, а в третьих умеет приспосабливаться. То есть Дарья, в зависимости от предмета конфликта, лавирует и выбирает ту тактику, которая по ее мнению считается необходимой в конкретном конфликте. Важно отметить, что лидер группы (Максим) предпочитает тактику соперничества в конфликтах, поэтому большая часть группы также применяет данную стратегию поведения, поскольку подросткам свойственно подражание.

2.3 Методические рекомендации по предотвращению конфликтности в подростковой среде

Профилактика конфликтного поведения состоит в заблаговременном устранении, распознании или ослаблении конфликтогенных факторов и ограничении возможности их возникновения или негативного развития в будущем.

К практическим рекомендациям по предотвращению конфликтной ситуации, относятся нижеперечисленные правила.

1. В позиции слушающего:

- нужно проявлять терпимость: не прерывать, не мешать; прежде чем что-то сказать, нужно хорошо подумать, убедиться, что вы хотите сказать именно это;


- не давать оценку человеку: если вы будете оценивать чувства говорящего, то он станет защищаться или противоречить вам;

- не аргументируйте слишком рационально: не старайтесь разрешить, кто прав, а кто виноват, как можно изменить ситуацию;

- сосредоточьтесь на точке зрения говорящего в течение всего времени, пока вы слушаете;

- не давайте советов: помните, что лучшие решения в конфликте - это те, к которым участники приходят сами, а не те, которые им кто-то подсказал. Часто бывает трудно побороть желание дать совет, особенно когда собеседник может рассчитывать на него с самого начала.

2. В позиции говорящего:

- не обвиняйте! Не говорите, что все произошло из-за чьих-то недостатков, и не обвиняйте кого-то еще в том, что случилось;

- не придумывайте! Не говорите другому человеку, что вы думаете о том, каковы его мотивы и желания, раньше, чем он сам о них что-то скажет;

- не защищайтесь! Сначала расскажите о своих действиях и о своих мыслях и чувствах; сделайте это открыто и достаточно полно. И только после этого можете ждать, что-то же самое сделает и ваш оппонент;

- не характеризуйте! Не описывайте личность оппонента, тем более говоря «вы невнимательны, эгоистичны, неопытны, молоды и т.п.». Старайтесь говорить о том, что вас беспокоит по существу; Не обобщайте! Избегайте использования слов «всегда», никогда» в описании поведения вашего оппонента. Приводите конкретные факты и ситуации, которые вы оба с оппонентом хорошо помните.

К практическим рекомендациям взрослым (родителям, педагогам) для предотвращения конфликтности в подростковой среде можно отнести нижеперечисленные мероприятия.

1. Подростков необходимо понимать, принимать, а также сочувствовать им и оказывать поддержку. Дети не хотят в ответ на свою правду получать критические замечания и злые шутки. Подростки ждут от учителей и своих родителей предложения о решении проблем либо искреннее сочувствие. Однако зачастую они получают обратную реакцию, которая может привести к потере взаимопонимания и доверия. Если у взрослого не получается принять ребёнка таким, какой он есть, поддерживать в сложной ситуации, то подросток перестанет быть с ним искренним, поскольку он нуждается а в сочувствии и понимании.

2. Следует правильно выражать собственные эмоции, не нужно устраивать сцены и скандалы по поводу неудачных действий детей, также не прибегать к физической силе, показывая бессилие. Если взрослые люди способны прийти в ярость от неприятного известия, то дети не просто не сообщают о нём, они делают всё, чтобы скрыть правду. В результате взрослый узнает правду последним, как правило, тогда, когда ничего нельзя исправить.


3. Нельзя предъявлять к ребёнку завышенные требования. Совершенно естественно ждать успехов от подростков, однако нужно научиться справляться с его неудачами.

4. Нужно не торопиться искать виноватых. Попытка найти виноватого не приведет к решению проблем, она отнимет время и силы.

5. Нельзя афишировать беспомощность. Необходимо научиться решать проблемы, несмотря на их количество.

6. Нельзя торопиться наказывать детей, иначе правда для ребёнка теряет смысл, если с помощью молчания можно избежать наказания.

7. Не нужно быть унылым пессимистом. С тревогами и печалями не ходят к пессимистам, т.к. пессимизм заразителен, и тогда любая проблема становятся неразрешимой.

8. Следует научиться радоваться своим и чужим победам, а также учить этому подростка.

9. Следует стараться говорить правду детям, потому что они чутко распознают ложь. Стараться вести себя так, чтобы дети не боялись говорить правду.

10. Чтобы максимально избежать конфликтов с подростками, нужно применять определённые приёмы общения:

  • рассказ о схожем поступке;
  • остроумная шутка, замечание или ответ;
  • приём незамеченного оскорбления;
  • приём парадокса;
  • авансирование доверием, похвалой;
  • приём моральной поддержки;
  • приём незаслуженного одобрения и др.

Таким образом, нами было проведено исследование стратегий поведения подростков в конфликтных ситуациях в группе (5 детей от 15-16 лет). Исследование стратегий поведения проводилось по методике тестирования, разработанной К. Томасом и предназначенной для выявления стилей поведения в конфликтных ситуациях. Исследование показало, что большинство участников группы применяют тактику соперничества в конфликтных ситуациях. Соперничество, т.е. конкуренция, дает им возможность добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другим. Результаты исследования подтверждают то, что в подростковом возрасте наблюдается повышенная агрессивность и конфликтность, что обусловлено спецификой протекания данного возрастного периода. В связи с этим были предложены рекомендации, которые помогут изменить стратегию поведения, а также способствуют снижению конфликтности и агрессивности в подростковом звене.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подростковый возраст – это трудный период психического развития; он труден для самого подростка, он труден и при работе с ним. Клубок внутренних противоречий этого возраста, особенно остро проявляющихся на данном этапе, сопротивление подростков воспитанию приводят к появлению большой группы «трудных» подростков. Антисоциальное поведение взаимообусловлено влиянием факторов внешней социальной среды (микросреда), а также индивидуальными особенностями личности подростка, которые обуславливают его индивидуальное реагирование на различные «жизненные неудачи».