Файл: Общественная опасность легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма.docx
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 154
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ РАНХиГС
Факультет экономики
Кафедра налогообложения и бухгалтерского учета
Специальность 38.05.01 Экономическая безопасность
Специализация «Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине Организация противодействия легализации доходов и финансированию терроризма
на тему:
«Общественная опасность легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма»
Автор работы:
студент 3 курса группы СЭБС-431
заочной формы обучения
Хашиев Мухаммад Султанович
подпись_________________________
Научный руководитель курсовой
работы:
к.э.н., преподаватель
Сильченко Татьяна Юрьевна
Подпись ________________________
«___» ___________20____ г.
г. Ростов-на-Дону, 2023 г.
Введение 3
1.Теоретические основы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма 5
1.1 Основные понятия, определения и сущность проблемы 5
1.2 Нормативно-правовое обеспечение ПОД/ФТ 8
2 Общественная опасность легализации доходов полученных преступным путем 13
2.1 Инструменты и механизмы легализации преступных доходов 13
2.2 Общественная опасность легализации преступных доходов 16
3 Незаконное обналичивание денежных средств как угроза обществу и проблема уголовно-правовой квалификации 20
Заключение 26
Список использованных источников 28
Введение
Актуальном данной темы обусловлена тем, что экномическая безопасность с учетом требований ПОД/ФТ выступает гарантом безопасной и экономически эффективной деятельности организаций, поскольку вовлечение субъектов финансово-кредитной системы в противозаконную деятельность порождает вероятность исходов реализации рисковых событий, таких как финансовые убытки, снижение деловой репутации, конкурентоспособности, ликвидности организации, потери доли на рынке, партнеров и клиентов
.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение негативного влияния легализации доходов полученных преступным путем и механизмы легализации.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
-
Рассмотреть теоретические основы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма; -
Изучить основные понятия, определения и сущность проблемы; -
Проанализировать общественную опасность легализации доходов полученных преступным путем; -
Рассмотреть незаконное обналичивание денежных средств как угрозу обществу и проблему уголовно-правовой квалификации.
Объектом исследования является система противодействия легализаци доходов полученных преступным путем.
Предметом исследования являются уголовно-правовые нормы, регулирующие ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, полученных в результате совершения преступления, нормативно- правовые акты регулирующие деятельность Федеральной службы по финансовому мониторингу.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания правовых явлений: сравнительно-правовой при анализе объективной стороны с нормами международного права; системный при сопоставлении норм общей и особой частей уголовного права, норм гражданского и уголовного права.
В работе использованы труды таких ученых как: А.Т.Марванов, Д.И.Прохоров, Н.А.Липницкий, Д.Е.Харамов, О.Е.Асланукаева, А.И.Тропина, Н.И.Корочинская,А.К.Лушпин.
Структура работы состоит из введения, трех глав, четырех параграфов, заключения и списка использованных источников.
1.Теоретические основы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма
1.1 Основные понятия, определения и сущность проблемы
Легализация (отмывание) денег стала одной из проблем глобального характера конца ХХ и начала ХХ1 века, к решению который привлечены ведущие страны мира. Борьба с легализацией преступных доходов является одним из важнейших стратегических направлений экономической безопасности страны.
Термин «отмывание денег» появился в США в 1930-х годах. Это было связано с введением «сухого закона», который запрещал оборот алкогольных напитков, что привело к массовой контрабандной деятельности. Средства, полученные незаконным путем, отмывались путем инвестирования в строительство «сети» отмывания в стране. Таким образом, эти средства становились легальными. Несмотря на то, что «запрет» в США был отменен, этот термин остается актуальным и сегодня. В 1980-х годах он использовался по отношению к доходам от незаконного оборота наркотиков. Законодательство Российской Федерации (ст. 3 Федерального закона № 115-ФЗ) определяет легализацию (отмывание) доходов,
полученных преступным путем, как действия, совершаемые в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами и иным имуществом, полученными в результате преступной деятельности.
Федеральный закон № 115-ФЗ1 включает в сферу своего применения такие противоправные действия, как незаконный оборот наркотиков, торговля оружием, создание фирм-однодневок, рассредоточение персонала, финансовые махинации и другие уголовные преступления.
Понятие «финансирование терроризма» характеризуется как действия, направленные на накопление и передачу денежных средств или иного имущества лицам, осуществляющим террористическую деятельность, в целях создания или содержания террористических организаций либо совершения террористических актов и иной преступной деятельности, предусмотренной рядом статей уголовного кодекса российской федерации (статьи 205, 205.1 — 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360, 361).
К сделкам с денежными средствами или иным имуществом относятся любые действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом, совершаемые в целях возникновения, изменения или прекращения гражданских прав и связанных с ними обязанностей.
Чтобы избежать отмывания денег, полученных преступным путем, необходимо учитывать следующие понятия:
— внутренний контроль: организации, занимающиеся операциями с наличными или другими предметами, должны принимать меры по выявлению любых подозрительных операций, связанных с отмыванием денег.
— организация внутреннего контроля: фирмы должны создать свод правил, включая назначение специалистов для обеспечения соблюдения правил.
Организации должны внедрять правила внутреннего контроля и соблюдать требования законодательства в отношении признания клиентов, их доверенных лиц и бенефициаров. Необходимые шаги включают документирование данных и представление их в компетентный орган, сохранение записей и фактов, а также обучение и инструктаж персонала.
Лицо, в интересах которого клиент действует с помощью уполномочивающего документа, договора поручения, комиссии, доверительного управления при работе с деньгами или другим имуществом, является бенефициаром. Бенефициарный владелец — это физическое лицо, которое прямо или косвенно (через других лиц) владеет более чем 25% капитала клиента или способно контролировать действия клиента.
Комплекс мероприятий, направленных на сбор сведений о клиентах, агентах, бенефициарных владельцах и получателях; проверку достоверности этих данных с использованием оригинальных материалов или заверенных копий; блокировку (замораживание) безналичных источников или бездокументарных ценных бумаг, предназначенных для использования физическими лицами, организациями, другими физическими или юридическими лицами, включенными в список лиц, подозреваемых в участии в экстремистской деятельности или терроризме, или подозреваемых в терроризме.2
Неюридическое лицо, созданное по иностранному праву, это структура, не обладающая правосубъектностью, согласно законодательству соответствующего государства. Ей разрешено заниматься предпринимательской деятельностью с целью получения дохода для своих членов или других бенефициаров. Примерами таких организаций являются трасты, партнерства, фонды, доверительные фонды и управление имуществом.
Федеральное законодательство о противодействии отмыванию денег (ПОД) и борьбе с финансированием терроризма (ФТ) содержит различные идеи и объяснения. Закон «О противодействии терроризму» характеризует его как теорию жестокости и осуществление воздействия на политические решения государственных органов власти, местных органов управления или глобальных организаций с целью запугивания населения и других нелегитимных насильственных действий.
Хотя не существует единого определения терроризма, принятого международной и российской правовой и судебной системами, различные интерпретации этого термина обусловлены уникальными характеристиками региона — такими как культурные, национальные и исторические обычаи — а также экономической, политической и социальной стабильностью той или иной страны.
Предотвращение и выявление операций по отмыванияю денег требует не только понимания терминов, законов и нормативных актов, связанных с этой темой, но и приобретения знаний в области банковского дела, финансов, бухгалтерского учета и других экономических областей. Поскольку отмывание денег является финансовым делом, те, кто его совершает, используют сложившиеся финансовые и деловые практики.
1.2 Нормативно-правовое обеспечение ПОД/ФТ
Действия отдельных физических или группы лиц, отдельных экономических субъектов, направленные на легализацию доходов, полученных преступным путем и финансирование терроризма, представляют существенную угрозу социально-экономической и финансовой безопасности Российской Федерации. Это обусловливает разработку и принятие безотлагательных мер, со стороны органов государственной власти, по совершенствованию законодательной базы и пресечению незаконных действий, направленных на получение преступных доходов и финансирование терроризма.
3
К нормативно-правовым актам обеспечения ПОД/ФТ относят все норы, содержащиеся в законодательных и нормативных документах, регламентирующих правоотношения между связанными сторонами и определяющих меры государственного и административного принуждения, санкции к физическим и юридическим лицам их нарушающим.
Правовая база имеет сложную структуру. Многообразие правовых и нормативных документов можно представить в виде нескольких групп, а именно:
1. Федеральные законодательные акты специального назначения в области борьбы с легализацией преступных доходов, и финансированием терроризма.
2. Нормативно-правовые акты, раскрывающие функции и методологические основы по противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма в сфере деятельности финансовых институтов.
3. Нормативно-правовые акты, регламентирующие действия государственных органов по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Рассмотрим подробно выделенные группы законодательных актов. Федеральный закон специального назначения «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (ФЗ № 115-ФЗ). Основная задача, принятия данного закона, заключается в создании системы предупреждения отмывания преступных доходов и финансирования терроризма.
Особое место, среди законодательных актов специального назначения отведено Федеральному закону «О противодействии терроризму». В законе дано определение терроризма и определены виды преступлений, относящиеся к террористической деятельности, а также охарактеризованы субъекты террористических атак и средства для их проведения, сформулированы цели террористических угроз и другие важные правовые аспекты. Терроризм представляет серьезную социально-экономическую угрозу национальной безопасности России
В законе установлены следующие субъекты террористических действий:
-
убийцы одиночки; -
преступные сообщества; -
религиозные секты; -
этнические кланы; -
спец. службы государств; -
экстремистские политические объединения; -
международные террористические организации.
Средства, которые могут быть использованы террористами для проведения террористических актов:
-
огнестрельное оружие; холодное оружие; -
взрывчатые вещества; -
отравляющие, биологические и радиоактивные вещества; -
ядерные заряды как средства массового уничтожения; -
излучения электромагнитных импульсов.