Файл: Общественная опасность легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма.docx
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 158
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Легализация доходов препятствует выявлению и расследованию предикатных (т.е. предшествующих отмыванию) преступлений, установлению причастных к ним лиц. Таким образом затрудняется реализация принципа неотвратимости наказания, нанося ущерб интересам правосудия.
Легализация доходов может стать преградой для обнаружения, изъятия из незаконного владения и возвращения законным собственникам противоправно добытого имущества, подлежащего взысканию или конфискации.
Таким образом, необходимым условием обеспечения национальной безопасности государства является работоспособная система противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма.
3 Незаконное обналичивание денежных средств как угроза обществу и проблема уголовно-правовой квалификации
Сегодня незаконное обналичивание денежных средств выступает одним из инструментов по использованию противоправного вывоза их за рубеж. Государству необходимо обращать особое внимание на такие сомнительные операции, так как они несут явные угрозы экономическому росту, а значит, и всей национальной экономике. Незаконное обналичивание широко используется для уклонения от уплаты налогов, легализации денежных средств, нажитых преступным путем, создания наличных денежных средств, не отраженных в бухгалтерских документах хозяйствующего субъекта, для подпитки криминальной среды, формируется теневой сектор экономики, сопровождаемый как общеуголовными, так и экономическими преступлениями. В результате государству наносится значительный ущерб в виде недополученных налогов и сборов, подрываются основы рыночных отношений, стабильность денежной системы. Все это негативно сказывается на инвестиционном климате и на развитии нормальной предпринимательской деятельности. 9
Неслучайно одной из основных задач, согласно «Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», является противодействие переводу безналичных денежных средств в теневой оборот наличных денежных средств и легализации доходов, полученных преступным путем от предикатных экономических преступлений. Сегодня, как отметил Президент Российской Федерации В.В. Путин, необходимо создавать «максимально благоприятные условия для развития экономики внутри страны. Эта задача государственная, общенациональная». Государственные структуры не в силах противодействовать этому процессу. Данный теневой «бизнес» не стоит на месте, он вышел на международный уровень. Выдвинутые со стороны США и Евросоюза санкции не способны остановить это общественно опасное явление, они смогут его только приостановить и то на некоторое время. На смену одним игрокам придут другие. Государство должно быть к этому готово. Нелегальный отток денежных средств из национальной экономики происходит противоправными действиями путем незаконного обналичивания.
В официальных нормативных документах сам термин «обналичивание» отсутствует, но воспринимается государством, обществом и гражданами как негативные операции с денежными средствами путем перевода безналичной в наличную форму. Перечисленные денежные средства обналичиваются и возвращаются за минусом процентов в виде комиссионных. Лица, занимающиеся такими финансовыми операциями, за свои услуги получают от 10 и более процентов в зависимости от суммы обналичивания. Такие финансовые операции могут состоять из одного или из нескольких действий. Основной объем осуществляется по стандартной схеме с использованием фиктивных договоров. Данный способ из года в год совершенствуется и усложняется, а для осуществления преступных замыслов привлекаются все новые и новые «игроки». Такие действия, как было отмечено выше, представляют опасность для экономического роста, а значит, и для всей национальной экономики. Они толкают на совершение других преступлений экономической направленности, которые связаны с незаконным обналичиванием денежных средств. Лица, совершающие такие действия, должны нести уголовную ответственность. На протяжении длительного времени «вне поля уголовно-правового регулирования остаются различные схемы обналичивания».
Для исправления этой ситуации необходимо принять комплекс уголовно-правовых норм, которые позволили бы правильно квалифицировать такого рода преступления. Незаконное обналичивание денежных средств объясняется тем, что оно обеспечивается совершением таких преступлений, как:
-
мошенничество (ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации); незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ); -
незаконная банковская деятельность (ст. 172 УК РФ); -
незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица (ст. 173.1 УК РФ); -
незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица (ст. 173.2 УК РФ); -
неправомерный оборот средств платежей (ст. 187 УК РФ); -
получение взятки (ст. 290 УК РФ); -
дача взятки (ст. 291 УК РФ); -
посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ); -
мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ); -
служебный подлог (ст. 292 УК РФ); -
уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица – плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов (ст. 198 УК РФ); -
уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией, – плательщиком страховых взносов (ст. 199 УК РФ); -
подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (ст. 327 УК РФ).10
Наиболее криминальной считается схема хищений бюджетных денежных средств с последующим их обналичиванием. Немаловажную роль здесь играет коррупционная составляющая. Широкое распространение такие действия получили при государственных заказах. Должностные лица перечисляют денежные средства на счет поставщика государственного заказа, те в свою очередь для сокрытия своих криминальных действий и исполнения своих «обязательств» привлекает «фирмы-однодневки» или «лжепредприятия», оформленные на подставных лиц, с использованием недействительных или поддельных паспортов. Так, например, в 2020 году возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 и ч. 2 ст. 292 УК РФ в отношении преступной группы. В ходе предварительного расследования установлено, что председатель комитета финансов Выборгского района Ленинградской области гражданин «Б» по предварительному сговору с другими лицами, используя подложные документы о выполнении работ по капитальному и текущему ремонту зданий и помещений, которые в действительности не выполнялись, в период с января по октябрь 2019 года перечислил на банковские счета предприятий, не осуществлявших финансово-хозяйственную деятельность, денежные средства, которые в последующем были обналичены. В результате бюджету района причинен ущерб в размере более 764 млн рублей. В Особенной части УК РФ отсутствует специальная норма, устанавливающая ответственность за подобные действия, «у ученых и правоприменителей нет общего согласия, касающегося применения той или иной уголовно-правовой нормы» [3, с. 358]. «Практика показывает различные точки зрения на идентичные ситуации, что говорит об отсутствии единообразия в правоохранительной деятельности, связанной с противодействием обналичиванию денежных средств, и бессистемности соответствующих законодательных положений».
Отсутствие единого подхода к юридической оценке указанных действий, бесспорно, сказывается на деятельности всей правоохранительной системы. Будет ошибкой утверждать, что такие действия, как нелегальное или незаконное обналичивание денежных средств, остались вне поля зрения исследователей, особенно по вопросу квалификации указанных преступлений. Да и правоприменитель ищет свои пути преодоления этой преграды, так как понимает, что таким незаконным действиям должна быть дана уголовно-правовая оценка.
На практике уголовно-правовая оценка таким действиям дается через составы преступлений, предусмотренных, как правило, ст. 171 «Незаконное предпринимательство»; ст. 172 «Незаконная банковская деятельность»; ст. 173.1 «Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица»; ст. 173.2 «Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица»; ст. 174 «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем»; ст. 174.1 Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления»; ст. 187 «Неправомерный оборот средств платежей»; ст. 327 «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков» УК РФ.
Применение такого количества уголовно-правовых норм приводит к определенным трудностям при квалификации незаконного обналичивания денежных средств, поскольку расширенное толкование или толкование в неполной мере норм уголовного права оказывает противодействие по делам такой категории. Специалисты отмечают, что «несмотря на обилие составов преступлений, предусматривающих ответственность за отдельные деяния при незаконном обналичивании, эффективность уголовно-правовых норм противодействия самому общественно вредному явлению крайне низкая. Используемые преступные схемы по незаконному обналичиванию денежных средств для обхода действующего законодательства постоянно совершенствуются, что делает возможным лицам безнаказанно совершать такие преступления.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод об отсутствии единообразного подхода, связанного с квалификацией преступных действий по незаконному обналичиванию денежных средств. Все это, бесспорно, сказывается на работе оперативных и следственных органов. В этой ситуации необходимо осмысление и принятие соответствующей уголовно-правовой нормы за незаконное обналичивание денежных средств, что позволит правильно квалифицировать такого рода преступления и улучшить работу правоохранительных органов по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений.
С учетом существующей практики, которая складывается сегодня на примере вышеуказанных статей УК РФ, и для совершенствования уголовного законодательства необходимо предусмотреть уголовную ответственность за рассматриваемые действия и дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации новой статьей 172.4 «Незаконное обналичивание денежных средств», которую изложить в следующей редакции: проведение финансовых операций, совершаемых в противоправных целях и причиняющих вред законным интересам, через расчетные счета юридических и физических лиц, а также с использованием банковских карт по незаконному переводу из безналичной в наличную форму за вознаграждение в любой форме – наказывается. Такие действия следует рассматривать как тяжкое преступление. Если же они причинили особо крупный ущерб или совершены организованной преступной группой, то деяние должно быть отнесено к категории особо тяжких.
Принятые меры окажут существенную помощь всей правоохранительной системе, в том числе и оперативно-розыскным и следственным органам, по противодействию данному общественно опасному явлению. Эффективность оперативной и следственной работы зависит от уголовно-правовой квалификации совершаемых действий, что позволит своевременно выдвинуть оперативные и следственные версии, а также спланировать как оперативно-розыскные мероприятия по документированию преступных действий, так и следственные действия для получения доказательств.
Заключение
Подводя итог и анализирую всю полученную информацию,можно сделать несколько выводов:
Общественная опасность отмывания денег вызывает серьезную озабоченность у правительства, финансовых учреждений и общественности. Отмывание денег, или процесс создания видимости того, что незаконно полученные деньги были получены законным путем, является серьезной глобальной проблемой. Она имеет серьезные социальные последствия, которые связаны не только с экономическими потерями, но и с более широкими последствиями, такими как угроза национальной безопасности.
Теоретические основы ПОД/ФТ. Основные понятия, определения и сущность противодействия отмыванию денег и борьбе с финансированием терроризма основаны на международных стандартах, установленных такими организациями, как ФАТФ. Их цель — защитить финансовые системы от злоупотреблений со стороны преступников, которые стремятся использовать их для незаконной деятельности, такой как отмывание денег или финансирование терроризма. Основное нормативное положение включает в себя идентификацию клиентов, мониторинг транзакций на предмет подозрительной деятельности, сообщение о подозрительных операциях властям в соответствии с действующим законодательством. Социальная опасность отмывания денег. Отмыватели денег используют различные инструменты и механизмы для сокрытия своих незаконно полученных доходов от правоохранительных органов, такие как подставные компании, оффшорные счета, фальшивые счета-фактуры и т. д. Это создает серьезную социальную опасность, включая повышение уровня преступности из-за доступности средств, используемых в незаконной деятельности; подрыв доверия общества к финансовым институтам; сокращение иностранных инвестиций; ослабление налоговой системы; коррупцию и др.