Файл: Общественная опасность легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Объектами воздействия могут быть:

  • физические лица;

  • транспортные средства;

  • общественные и жилые помещения;

  • промышленные объекты повышенной опасности;

  • магистральные трубопроводы;

  • продукты питания и напитки;

  • средства связи и управления.

К актам специального назначения необходимо отнести:

- Указ Президента РФ «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 1.11.2001 г. № 1263, в соответствии с которым, был образован Комитет РФ по финансовому мониторингу, преобразованный с 2004 года в Федеральную службу по финансовому мониторингу.

- Указ Президента РФ «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу» от 13.06. 2012 № 808. В нем определены функции, задачи и взаимодействия службы Финмониторинга с другими структурами как внутри страны, так и на международном уровне в рамках ПОД/ФТ. К данной группе относятся Постановления Правительства и иные специальные нормативные акты, разработанные в рамках исполнения Федерального закона № 115-ФЗ. 4

Неотъемлемой частью нормативного регулирования являются нормативно-правовые акты второй группы, которые регламентируют правоотношения между различными субъектами по обеспечению противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов, и финансированию терроризма в финансовой сфере. Особое внимание уделено такому способу легализации доходов, полученных преступным путем, как «отмывание» денежных средств путем совершения банковских и иных финансовых операций.

Другие нормативно-законодательные акты прямо или опосредованно раскрывающие функции кредитных организаций в рамках противодействия отмыванию преступных доходов. Законодательные акты, которые опосредованно взаимодействуют с вопросами названной темы, следующие: ФЗ «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ; ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996. Письмо ФСФР «О мерах предотвращения использования инструментов фондового рынка в схемах легализации денежных средств» от 09.02.2010 № 10-вм-04/2373 и др. К третьей группе правовых актов, регламентирующих функции государственных органов по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся. Законодательные акты данной группу определяют ответственность и меры наказания за совершение действий направленных на «отмывание» преступных доходов. К важным инструментам противодействия преступным доходам относятся организационные инструменты – организационная структура российской государственной системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, включая все подразделения, выполняющие соответствующие функции, а также комплекс мероприятий по их информационному взаимодействию с целью повышения эффективности борьбы с «отмыванием» преступных доходов. Ресурсное обеспечение включает все виды ресурсов материальные, финансовые, информационные, технические, интеллектуальные и другие, которые могут быть предоставлены органам, обеспечивающим пресечение легализации преступных доходов, и финансирование терроризма.

2 Общественная опасность легализации доходов полученных преступным путем




2.1 Инструменты и механизмы легализации преступных доходов


В схемах по легализации денежных средств для того, чтобы разорвать цепочку между конечным получателем средств и источником их происхождения, злоумышленники используют различные механизмы и инструменты.

Механизмы, наиболее часто используемые в схемах по отмыванию доходов:

Кредитные организации - банки находятся в зоне повышенного риска быть вовлеченными в схемы легализации доходов, так как так или иначе обеспечивают проведение всех финансовых транзакций;

Фирмы-однодневки - фиктивные компании являются одним самых распространенных элементов схем легализации доходов.

Офшорные компании и офшорные банки - также весьма часто вовлекаются в процессы легализации денежных средств.

Риэлторы и дилеры - эти посредники, особенно зарубежные, находятся в зоне повышенного риска быть вовлеченными на заключительном этапе легализации доходов, когда значительная часть отмываемых средств вкладывается в недвижимость и предметы роскоши (яхты, авто и пр.).

Отсутствие информации об источниках происхождения активов, а также не соблюдение требований стандартов ПОД/ФТ риэлторами и дилерами, весьма упрощает легализацию денежных средств. В зоне повышенного риска находятся юрисдикции, традиционно являющиеся привлекательными для покупки недвижимости: Франция, Испания, Монако, Италия, Кипр и пр., а также страны, демонстрирующие рост рынка недвижимости Болгария, Черногория, Хорватия, Турция, ОАЭ и пр.

Брокеры - также могут быть вовлечены в схемы отмывания доходов при условии несоблюдения брокерами требований ПОД/ФТ.

Крупные корпорации и промышленные предприятия -коммерческие компании также могут использоваться в целях отмывания доходов. Легализация в этом случае может проводиться путем вложения криминальных активов в покупку акций компаний, долей в уставном капитале.

Сферы общественного питания и массового обслуживания - криминальные доходы нередко легализуются злоумышленниками путем смешивания с законной выручкой, получаемой от работы ресторанов, гостиниц, кафе и подобных заведений.

5

Специалисты в области финансов — реализация планов по отмыванию доходов требует не просто интеллектуальных усилий со стороны «схемотехников», но и вовлечения в противоправные действия огромного количества других лиц — бухгалтеров, экономистов, финансистов. Без них очень трудно осуществить эффективное отмывание денег. Бухгалтеры и финансисты обладают оперативной информацией о том, где, сколько, когда и как были изъяты средства (при их непосредственном участии).

Наличные деньги — один из самых популярных вариантов в схемах отмывания денег. Это обычная практика для сокрытия происхождения законных доходов. Люди и организации, вовлеченные в эту схему, обычно переводят крупные суммы денег на свои счета по сфабрикованным контрактам. Затем они могут обналичить деньги по чеку или через банкоматы.

Отмывание денег, как правило, начинается с использования банковской системы, включающей банковские переводы и депозитные счета, что повышает фактор риска. Передовые платежные технологии предоставляют возможность совершать международные транзакции либо через банковский счет, либо с помощью электронных денег. Такие международные переводы обычно завершаются на стадии расслоения.

Правоохранительные органы сталкиваются с проблемой возврата незаконно полученных средств при осуществлении международных сделок. Цифровые и электронные валюты — это электронный способ перемещения ценностей. Эти системы обеспечивают более высокую степень анонимности и способствуют быстрому проведению безналичных платежей, поэтому они пользуются популярностью как у киберпреступников, так и у отмывателей денег.

Приобретение акций и высоколиквидных ценных бумаг на незаконные средства часто делается для их легитимации, либо на уровне стратификации, либо на уровне интеграции. Векселя часто используются для целей отмывания денег.

Причины, по которым сделки с векселями являются привлекательными для злоумышленников, могут быть следующие: это способ вывести деньги из безналичного, контролируемого оборота при покупке векселя; возможность быстро и конфиденциально сменить собственника векселя при передачи его другому лицу; это способ безналичного перемещения денег между счетами, маскируя транзакции сделками по купле/продаже векселей; отсутствует законодательно закрепленное условие, чтобы сумма, на которую выпущены векселя, соотносилась с величиной материальных активов, реально находящихся в распоряжении векселедателя операции с векселями не требуют гос. регистрации, выпуска и регистрации проспекта эмиссии. То есть лицо, выпускающее векселя не обязано раскрывать данные о себе, позволяющие подтвердить исполнение обязательств перед владельцами ценных бумаг.


Схемы с векселями также могут использоваться преступниками для уклонения от уплаты налогов, под операции с векселями, не подлежащие обложению НДС, маскируют хозяйственные операции.

Фиктивные договора, документы финансовой отчетности и т.п. поддельные документы, например, акты приемки выполненных работах, сметы, контракты, договора займов и прочее, представляют собой широко используемый инструмент при реализации схем отмывания доходов. Чем натуральнее будут эмитированы характер и процедуры законных правоотношений при отмывании денег, тем ниже вероятность выявления таких преступлений.6

В качестве иных инструментов, применяемых в схемах легализации доходов, злоумышленники могут использовать чеки, дебетовые и кредитные карты, электронные деньги, драгоценные металлы, недвижимость, предметы роскоши.

2.2 Общественная опасность легализации преступных доходов


Тяжкие преступления, такие как торговля наркотиками, оружием, людьми, часто служат источником преступных доходов.

Отмытые денежные средства спонсируют организованную преступность и террористические группировки, способствуют развитию коррупции, таким образом угрожая безопасности отдельных стран и международного сообщества в целом.

Масштабы легализации преступных доходов огромны. По оценке МВФ общий объем легализуемых средств составляет 2-5% от мирового ВВП, или от 0,6 до 1,5 трлн долл. в год.

Денежные средства, добытые преступным путем, перемещаются по секторам экономики и между странами, следуя не законам экономической логики, а сообразно интересам локализаторов.

Подобное экономически необоснованное международное движение больших объемов денежной массы существенно и отрицательно влияет на финансовую, экономическую, социальную и политическую ситуацию стран и даже регионов.

Финансовая подпитка предприятий и экономических структур за счет нелегальных денежных средств подрывает рыночные механизмы, основы конкуренции, закон спроса и предложения.7

Отмывание денег влечет за собой целый ряд макроэкономических последствий, таких как волатильность финансового рынка, неустойчивость национальной валюты, вывод из страны капитала, коррупция, уклонение от уплаты налогов. Терроризм также несет негативные последствия для международных отношений и международной торговли, так как увеличиваются трансакционные издержки и время на дополнительные проверки из-за возрастающих требований безопасности. Особенно это затрагивает страны с большой долей экспорта и импорта.8


В России преступники стремятся отмывать средства, добытые в результате деятельности организованных преступных групп, коррупции, мошенничества, распространения наркотиков, незаконной торговли оружием и боеприпасами, киднеппинга, эксплуатации проституции, производства и реализации контрафактной продукции, фальшивомонетчества, браконьерства, иной незаконной деятельности в различных отраслях экономики.

Легализованные преступные доходы, в свою очередь формируют материальную основу для воспроизводства организованной преступности, в том числе международной, и могут идти на финансирование терроризма.

Организованная преступность добивается полного контроля над финансовыми организациями, вовлекаемыми в отмывание доходов, а также и над целыми отраслями промышленности и секторами экономики отдельных стран при помощи инвестиций. В конкурентной борьбе за получение такого контроля привлекаются в первую очередь финансовые ресурсы, получаемые в результате преступной деятельности.

Идею о том, что криминальные активы после процедур «отмывания» перестают носить преступный характер и начинают служить развитию народного хозяйства, едва ли можно назвать состоятельной. Криминальные элементы сохраняют контроль над своими средствами и привносят в легальную экономику присущие им методы ведения дел, как-то мошеннические схемы, шантаж, рейдерство более тяжкие виды преступлений.

Криминализация экономики и поддержание благоприятных условий для легализации преступных доходов рано или поздно скажутся на международной репутации государства и его инвестиционной привлекательности.

По всем финансовым транзакциям из такого государства будут проводится различные проверки со стороны иностранных партнеров, а это неизбежно приведет к увеличению сроков осуществления операций и росту накладных расходов. Кроме того, иностранные партнеры могут предпочесть ограничить или вовсе прекратить корреспондентские отношения с резидентами «неблагонадежных» стран.

Легализация преступных доходов негативно влияет на систему нравственных ценностей, зарождает в общественном сознании лояльность к обогащению любыми средствами. Безнаказанное отмывание преступных доходов обесценивает труд, талант, образование, физические, интеллектуальные и предпринимательские способности, фактически приравнивает к ним навыки преступной наживы.