Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 722
Скачиваний: 14
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА
1.1. Цели разработки и назначение бизнес-плана
1.2 Бизнес-планирование и структура бизнес-плана
1.3 Этапы разработки бизнес-плана
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНА ПРОКАТ АВТОМОБИЛЕЙ
2.1 Описание бизнеса, продукта или услуги
2.2 Факторы по предоставлению услуг автопроката
2.3 Рынок сбыта и план производства
Также неплохим рекламным ходом будет участие компании в различных региональных деловых конференциях, посвященных теме развития региональной экономики, малого и среднего бизнеса, где кроме непосредственной рекламы, фирма может в тоже время получить своих прямых клиентов.
3. Программы стимулирования продаж и лояльности. Основными методами стимулирования продаж на рынке автопроката является установление доверия между клиентом и фирмой, развитие долгосрочных партнерских отношений, особенно если клиент пользуется услугами фирмы не первый раз. Кроме этого, эффективным инструментом для стимулирования продаж служит учет, по возможности, индивидуальных запросов клиентов, их замечаний и просьб. Что касается таких методов, как предоставление скидок, использование абонементного обслуживания, то их предполагается применять только для тех клиентов, которые пользуются услугами компании не реже одного раза в неделю.
Для распространения рекламы и использования технологий продвижения услуг рекламный бюджет компании будет составлять минимум 70 000 — 80 000 руб. в месяц.
2.3 Рынок сбыта и план производства
Для того, чтобы полностью реализовать концепцию и практическую схему бизнес-плана компании по прокату автомобилей, как минимум, необходимо знать основные характеристики рынка, на котором придется оказывать услуги.
К таким базовым характеристикам рынка автомобильного проката в России относятся следующие типы данных:
1. Объем рынка автопроката, его динамика и региональная специфика.
Российский рынок проката автомобилей берет свое начало в самом начале 2000-х гг.
За более чем 15 летний период рынок проката автомобилей превратился из узко сегментированной ниши, ориентированной на состоятельных клиентов г. Москвы и г. Санкт-Петербурга, в развитую сеть специализированных сервисных фирм, как отечественных брендов, так и компаний, работающих по франчайзинговым договорам иностранных прокатных корпораций во многих городах страны.
На текущий момент общий объем рынка услуг автопроката составляет не менее 150 — 200 млн. долларов в год. Причем динамика развития этого сегмента транспортных услуг растет последние несколько лет темпами не ниже 15-20%. Такие темпы обусловлены тем, что рынок пока еще имеет небольшую капитализацию, и сказывается, как говорят специалисты, эффект низкой базы. Т.е. это ситуация, когда даже в крупных российских городах работает не более десятка прокатных фирм, имеющих парк более 10-20 машин, каждая. Общая же оценка парка автомобилей в России, работающих в сфере автопроката, составляет пока не более 50-70 тысяч автомобилей, что в десятки раз меньше чем, например, в Европе, где прокатный парк составляет не менее 2 млн. единиц автотранспорта.
Спецификой рынка автопроката в России является и тот факт, что географическая концентрация компаний, оказывающих подобные услуги, в основном сосредоточена в Москве и г. Санкт-Петербурге (почти 70% рынка), а также в традиционных туристических регионах — Краснодарский край, Сочи, районах, прилегающих к туристическим кластерам: Байкал, Алтайский край, Камчатка, Приморский край. Здесь надо отметить, что в регионах, где в основном туризм представлен как экологический (природный), сектор спроса на услуги аренды сконцентрирован на предоставлении в прокат автомобилей высокой проходимости — джипы, а также сервис автокемпинга (включая аренду автодомов).
2. Структура рынка. Структура рынка проката автомобилей строится на основных категориях клиентов. Это люди, ездящие в деловые командировки, туристы, корпоративные клиенты. Большую долю занимают клиенты, у которых нет своего автомобиля в данный момент, и туристы.
Поскольку рынок автопроката в России пока еще слабо развит, он имеет сильно сегментированный характер. Т.е. нет пока что достаточного количества сильных игроков, способных как-кто структурировать и окончательно сформировать рынок. На рынках автопроката, особенно региональных, есть большое количество мелких игроков, которые либо работают на очень узкий сегмент клиентов, либо оказывают услугу автопроката как дополнительную (это больше всего относится к гостиницам, туристическим базам и кемпингам).
Кроме того, во многих крупных городах России активно стали появляться представительства мировых автопрокатных компаний, таких, например, как Avis, Herz, Europcar, Rental Cars, Сar Booking и других. Наиболее востребованные услуги — аренда автомобиля без водителя в деловых и личных целях, в т. ч. с выездом за границу, а также аренда представительских машин с водителем.
Здесь также надо отметить, что все большую конкуренцию стандартному формату проката автомобилей представляют каршеринговые компании, которые могут в то же время являться и обычными прокатными фирмами, активно диверсифицирующими свой бизнес. Например, если принять в расчет данные исследований, проведенных аналитиками банка Морган Стенли, то к 2030 году каршеринг займет минимум 25% всего рынка автопроката.
В качестве наглядного примера можно привести статистику по г. Москве — в системе столичного каршеринговый уже зарегистрировались более 280 тыс. абонентов. Количество поездок с сентября 2015 года превысило 1,3 млн. Каждым прокатным автомобилем в среднем пользуется 8 клиентов за период 24 часа. По данным аналитического агентства «Делимобиль», средняя продолжительность пути составляет 37 минут.
Таким образом, можно сделать вывод, что постепенно прокатный бизнес будет смещаться в сторону применения комбинированной бизнес-схемы, как органичного сочетания традиционного формата предоставления автомобиля в аренду, так и использования каршеринговых схем предоставления услуг клиентам.
Организационно-производственная схема создания фирмы по прокату автомобилей в среднем по масштабам России в городском поселении (от 500 тыс. чел) состоит из трех основных компонентов:
Юридическое оформление.
Рынок автопроката в российских городах пока еще далек от своего окончательного формирования и поэтому однозначного выбора в пользу той или иной схемы организации бизнеса не существует. Все зависит от выбранной целевой аудитории и конкретных местных условий. Оптимальный вариант — первое время использовать стандартную юридическую форму ИП (с упрощенной системой налогообложения с налогом в 6% от полученных доходов), как наиболее гибкий метод приспособиться к рынку, наработать клиентуру и обучить сотрудников компании.
Регистрацию ИП можно осуществить предпринимателем (учредителем), как самостоятельно, так и через специализированные юридические или аудиторские фирмы. Стоимость государственной регистрации составит примерено бюджет в 10 тысяч рублей с учетом оплаты государственной пошлины. Полная же подготовка пакета документов на организацию компании потребует бюджета в 100 тысяч рублей.
Регистрация производится в отделении ФНС по месту нахождения автопрокатной фирмы или места жительства учредителя. Срок оформления ИП — 3 рабочих дня. Есть также альтернативные варианты регистрации такие, например, как через портал «Госуслуги» или через отделения МФЦ, которые есть в каждом районе города.
При подаче соответствующего заявления в ФНС предприниматель должен в обязательном порядке указать требуемую кодификацию видов предпринимательской деятельности.
Каких-либо специальных лицензий на осуществление деятельности по оказанию услуг проката автомобилей нет, если только не предусматриваются пассажирские перевозки на транспорте компании, численностью пассажиров более чем 8 человек.
Кроме регистрации компании потребуется также:
1. Постановка на учет и регистрация транспорта в ГИБДД, получение соответствующих документов — ПТС и талонов ТО.
2. Страхование автомобилей и получение полисов КАСКО и ОСАГО
3. Оборудование транспорта системой мониторинга — ГЛОНАСС.
Общая сумма средств, необходимая для оформления пакета документов для регистрации компании, составляет порядка 100 000 рублей, не считая оформления страховок и регистрации подвижного состава, которые следует принять примерно из расчета в среднем 200-300 тысяч рублей для автопарка, состоящего из 10 автомобилей.
Материальная база компании, предоставляющей услуги проката автомобилей, состоит из двух важных частей — офис компании и автомобильный парк.
Офисное помещение.
Офисное помещение должно выполнять две функции. Первая — это служить эффективной рекламой компании, выражения ее стиля, респектабельности и уважения к клиенту. Помещение должно быть просторным, светлым и комфортным. Располагаться офис по возможности должен в деловой части города и вблизи мест наибольшей концентрации потенциальных клиентов — гостиницы, деловые и общественные учреждения. В качестве оптимального варианта можно выбрать офисное помещение, либо в одном из имеющихся бизнес-центров города, либо в непосредственной близости к городским гостиницам, аэропортам.
Общая площадь помещения офиса должна быть не менее 40-50 кв. м. Он должен быть оборудован не только офисной техникой, но и комфортной зоной приема гостей, небольшим буфетом.
В рамках данного бизнес-плана арендуемое помещение имеет эффективную рабочую площадь 40 кв. м, расположенное в холле одной из крупнейших в городе гостиниц, на ее первом этаже.
Оборудование и автопарк.
Основа бизнеса проката авто — это автомобили. Данным бизнес-планом предполагается использовать автопарк из 10 автомашин — представительского (люксового), среднего и бюджетного классов. Машины приобретаются только новые по лизинговой схеме у официальных дилеров с соответствующими гарантиями и ТО.
- а\м «Mercedes Benz», C class
- а\м «Toyota Camry»
- а\м VW Polo
- а\м Hyundai Solaris
- а\м Kia Rio
- офисное оборудование (компл.)
- противопожарное оборудование (компл)
- хозяйственное и бытовое оборудование (компл.)
В качестве дополнительного оборудования можно предусмотреть приобретение минивэна (микроавтобуса) вместимостью до 8 чел. для оказания услуг коллективного трансфера, как с водителем компании, так и самостоятельная аренда клиентами.
2.4 Оценка и исследование бизнес-плана
Для того чтобы цели, поставленные бизнес планом реализовались в полной мере, необходим персонал, не только успешно разбирающийся в автомобилях, но и умеющий найти нужный подход к каждому клиенту. Оптимальная схема и численность персонала для прокатной фирмы с автопарком 10 машин может выглядеть следующим образом:
Таблица 1.
Схема персонала для прокатной фирмы с автопарком 10 машин.
Постоянные расходы |
Оклад |
Количество сотрудников |
Сумма |
Средняя з/п в месяц на сотрудника |
Директор |
35 000 |
1 |
35 000 |
49 757 |
Менеджер-администратор |
30 000 |
1 |
30 000 |
44 757 |
Клиент-менеджер |
28 000 |
2 |
56 000 |
28 000 |
Юрист |
30 000 |
1 |
30 000 |
30 000 |
Техник-механик |
27 000 |
2 |
54 000 |
27 000 |
Страховые взносы |
36 300 |
|||
Итого постоянная ФОТ |
241 300 |
Вывод: Ориентировочна сумма оклада сотрудников, страховых взносов и возможность премиальной оплаты труда.
В данной схеме штатного расписания предусмотрено следующее распределение обязанностей среди персонала:
1. Директор — общее руководство компанией, взаимодействие с ключевыми клиентами, поставщиками, сервисными компаниями и центрами.
2. Менеджер-администратор. Основные обязанности — это повседневная и текущая организация работы офиса компании, контроль за выполнением рабочего графика, ведение учета рабочего времени, деловой переписки и документации, при необходимости работает с клиентами. Также на этой штатной единице лежит ответственность за работу интернет-сайта компании, управление рекламным бюджетом.
3. Клиент-менеджер — непосредственно работает с клиентами, принимает от них заявки, производит оформление документов при сдаче и приемке автомобиля, выполняет все необходимые расчеты, принимает оплату.
4. Юрист. На юристе лежит полная ответственность за всю претензионную работу, связанную с арендой автомобилей — это и оформление соответствующих страховок, работа со страховыми компаниями. Также в обязанности юриста входит представление интересов компании при разбирательствах в судах, органах ГИБДД при различных ситуациях, связанных с эксплуатацией автомобилей компании.
5. Техники-механики — выполняют задачу по поддержанию исправного технического состояния автомобилей, своевременного ТО. Также техники-механики непосредственно участвуют при приеме-сдаче автомобилей клиентам, для оценки и фиксации каких-либо неисправностей, некомплекта оборудования и запчастей.