Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 728
Скачиваний: 14
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА
1.1. Цели разработки и назначение бизнес-плана
1.2 Бизнес-планирование и структура бизнес-плана
1.3 Этапы разработки бизнес-плана
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНА ПРОКАТ АВТОМОБИЛЕЙ
2.1 Описание бизнеса, продукта или услуги
2.2 Факторы по предоставлению услуг автопроката
2.3 Рынок сбыта и план производства
Любой из девяти функций было бы достаточно для выбора бизнес-плана как инструмента при организации и развитии бизнеса.
1.3 Этапы разработки бизнес-плана
Существует несколько подходов к определению этапов разработки. Одни подходы основаны на очень подробной схеме составления бизнес-плана, и в этом случае этапов очень много – от 10 до 20 и более. Другие основаны на выделении крупных блоков в составлении бизнес-плана, и в этом случае этапов очень мало – пять.
Можно рассмотреть два подхода: более подробный и менее подробный.
При более подробном подходе алгоритм составления бизнес-плана содержит наиболее общие стадии процесса планирования нового дела. Данный алгоритм еще называют планом действий по разработке бизнес-плана. При достижении определенного опыта на основе данного алгоритма можно составить свой план действий (с учетом специфики сферы деятельности предприятия или проекта). Однако при разработке бизнес-плана в какой-либо новой сфере деятельности лучше придерживаться данного (или подобного) подробного варианта, так как он позволит наиболее всесторонне изучить новый объект приложения сил.
При детальном подходе выделяют следующие этапы в процессе разработки бизнес-плана:
Этап 1. Решение о начале деятельности в новом бизнесе или начале реализации нового проекта или разработке нового бизнес-плана.
Этап 2. Формирование цели нового бизнеса или нового проекта.
Этап 3. Формирование представлений о бизнес-плане и его структуре.
Этап 4. Поиск источников необходимой информации.
Этап 5.Анализ и оценка собственного потенциала (возможностей и способностей) для начала новой деятельности.
Этап 6. Выбор объекта, являющегося основой новой деятельности (профиля предприятия).
Этап 7. Исследование потенциального рынка сбыта.
Этап 8. Разработка предварительного прогноза продаж.
Этап 9. Территориального размещение бизнеса.
Этап 10. Разработка маркетингового плана.
Этап 11. Разработка календарного плана.
Этап 12. Разработка производственного плана.
Этап 13. Выбор организационно-правовой формы и юридического статуса.
Этап 14. Разработка организационного плана.
Этап 15. Принятие решения о персонале.
Этап 16. Разработка финансового плана.
Этап 17. Разработка плана страхования рисков деятельности.
Этап 18. Подготовка делового резюме бизнес-плана.
Этап 19. Оформление бизнес-плана.
Этап 20. Презентация бизнес-плана.
Этап 21. Принятие решения о начале деятельности.
При втором подходе, как же говорилось выше, выделяют более крупные блоки. Выделяют пять этапов:
На первом этапе подготовки бизнес-плана определяется миссия (философия, видение предприятия) – краткое описание хозяйственной единицы, ее основных целей, предназначения, сферы деятельности, норм поведения и роли в решении социальных задач региона, общества.
Второй этап – определение целей разработки бизнес-плана. Цель – это будущее желаемое состояние предприятия, мотив или повелитель поведения и действий его работников.
На третьем этапе после определения миссии, целей, стратегии предприятия, устанавливается общая структура самого бизнес-плана. На объем и структуру бизнес-плана влияют размеры предприятия и поставленные задачи. Для небольших фирм обычно составляют план упрощенной структуры – из двух частей: краткого описания проекта и основной части, содержащей более подробные расчеты и обоснования. Такая его структура вызвана тем, что резюме часто адресуется внешнему потребителю, к которому предприниматель обращается с предложением о партнерском участии или с просьбой о кредитах.
Четвертый этап бизнес-планирования состоит в сборе информации, необходимой для разработки каждого раздела плана. Это важная и весьма трудоемкая часть плановой работы. Источниками информации могут служить специализированные отраслевые справочники, нормативы проектных организаций, специализированные фирмы, материалы статистических органов, специальных исследований и наблюдений, знания высококвалифицированных экономистов, консультантов, а также работников предприятия, хорошо знающих внутреннюю среду фирмы и свое дело.
Пятый этап планирования – непосредственная разработка отдельных разделов и оформление всего бизнес-плана в виде единого документа.
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНА ПРОКАТ АВТОМОБИЛЕЙ
2.1 Описание бизнеса, продукта или услуги
Основной услугой компании, рассматриваемой в рамках данного бизнес-плана является предоставление в аренду автомобилей без водителя. В качестве предлагаемых для клиентов автомашин планируется использовать три основных типа:
1. Автомобили представительского класса — «Mercedes».
2. Автомобили среднего класса — типа «Toyota Camry» и «VW Polo»
3. Автомобили общего пользовательского класса — типа «Kia Rio».
Базовая тарификация услуг — посуточно.
Тарифные ставки проката имеют следующий вид.
1. «Toyota Camry» — 7000-8000 руб. в сутки
2. «Mercedes» — 15 000 руб. сутки
3. «Solaris» — 3000 руб. в сутки
4. «Kia Rio» — 2800 руб. в сутки
5. « VW Polo» — 3200 руб. в сутки.
При расчете общей схемы дохода применяется средний оптимальный вариант загрузки автопарка — 75 %,
В качестве дополнительных услуг корпоративным клиентам будут предлагаться услуги по индивидуальному заказу — в частности, доставка в гостиницу из аэропорта и обратно, сопровождение каких-либо частных или корпоративных мероприятий. Базовая ставка тарифа индивидуального трансфера — 3000 руб./час.
Сильные стороны проекта:
- постоянный растущий спрос на аренду;
- большой выбор каналов продаж и поставок услуг;
- быстрая адаптация к быстро меняющемуся рынку;
- возможность формирования индивидуального подхода к запросам корпоративных клиентов по ассортименту услуг и их объему.
Слабые стороны проекта:
- конкуренция со стороны локальных бизнесов, сетевых автопрокатных корпораций;
- некачественная работа персонала, нарушения технологического регламента обслуживания авто;
- риски частого повреждения и выхода из строя автомобилей;
Возможности проекта:
- расширение бизнеса за счет увеличения линейки сдаваемого в аренду автопарка, предоставление водителей, гидов - переводчиков;
- возможность работы с корпоративными клиентами;
- возможность создания сопутствующих видов бизнеса — например, автокемпинг, организация автотуров;
Угрозы проекта:
- относительно высокая конкуренция на рынке;
- повышение цен на автомобильные запчасти и топливо;
- повышение арендной платы или расторжение договора аренды места автостоянки, офиса;
- снижение покупательной способности, как населения, так и коммерческого сектора, общее снижение спроса на услуги аренды автомобилей.
2.2 Факторы по предоставлению услуг автопроката
Автомобиль в России, как и во всем цивилизованном мире, давно стал просто транспортным средством, необходимым инструментом для решения, как личных, так и деловых задач. Однако в отличие от других необходимых вещей таких, например, как мобильный гаджет, автомобиль не всегда бывает под рукой особенно в различных путешествиях, командировках. Для решения этой проблемы существует целая индустрия проката автомобилей, оборот которой в мире составляет миллиарды долларов.
В основу концепции создания бизнеса по предоставлению услуг автопроката (аренды автотранспорта) положены следующие: фундаментальные экономические и социальные факторы:
- рынок автоаренды в России недооценен по сравнению с его аналогом в Европе, как минимум, в несколько десятков раз. Так, сейчас на рынке автопроката в России используется примерно 50-70 тысяч единиц автотранспорта, в то время как в европейских странах эта цифра имеет значение порядка 2 млн. авто. Т.е. потенциал роста рынка автоаренды в нашей стране имеет неплохие перспективы, что, в частности, доказано его темпами расширения — по 15-20% в год.
- начиная с 2014-2015 гг. в России наметилась четкая тенденция роста интереса российских граждан и иностранных туристов к маршрутам и путешествиям по бескрайним просторам страны. Это выражено всплеском автомобильного туризма, как по традиционным российским туристическим кластерам — столичные города, южные курорты, так и расширения географии автомобильного туризма вплоть до Камчатки, Чукотки, Якутии, Приморского края и Сахалина. Это тенденция повлекла за собой рост рынка аренды специального туристического автотранспорта — в первую очередь внедорожники, джипы, а также транспорта для встречи туристов, трансфера из аэропортов и т.п.
- появление новых информационных технологий позволяет выйти на рынок таким новым форматам предоставления услуг автоаренды, как каршеринг. Такой тип услуги может стать не только конкурирующим бизнесом для традиционных автомобильных рантье, но и частью их бизнес-схемы. Например, можно временно простаивающий транспорт сдавать на условиях краткосрочной аренды или открыть отдельный каршеринговый бизнес на имеющейся материальной базе.
Ко всем перечисленным факторам также следует добавить, что кроме роста услуг по ренте пассажирских автомобилей, существенно растет парк арендуемой специальной автомобильной техники — начиная от грузовых машин и заканчивая автокранами.
Срок окупаемости составляет 27 месяцев.
Первоначальные вложения будут равны 11 220 000 руб.
Точка безубыточности достигается на 3 месяц работы автопрокатной фирмы. Средняя ежемесячная прибыль 421 254 рублей в месяц.
Продажи и маркетинг
При реализации проекта создания компании по аренде автомобилей, может быть использован несложный, но эффективный комплекс маркетинга. Этот комплекс состоит из трех основных информационных блоков.
1. Целевая аудитория бизнеса. Для того, чтобы бизнес проект вышел на заданную норму прибыли, необходимо концентрировать большинство усилий компании на удовлетворении требований основных категорий клиентов. Такими в прокатном бизнесе автомобилей являются:
1. Клиенты, имеющие свое собственное авто, но по каким-то причинам вынуждены искать временную замену. Это, как правило, либо поездка в другой город, либо отсутствие авто по причине ремонта. Таких клиентов наибольшее число в общей структуре спроса — порядка 43%, они принадлежат к социальной группе хорошо оплачиваемых специалистов, имеющих уровень зарплат не менее 40-50 тысяч рублей в месяц.
2. На втором месте по доле спроса на услуги проката авто являются те, кому нужен автомобиль для отдыха, путешествий, туризма. Таких клиентов порядка — 20-25%. Во многом портрет таких арендаторов авто имеет вид молодой семьи с одним — двумя детьми. Средний доход на каждого члена семьи — не менее 30 тысяч рублей.
3. На третьем месте по числу заказов на аренду автомобилей находятся корпоративные клиенты. Такие заказы в основном связаны со встречей каких-то деловых делегаций, представителей компаний, партеров и т.п.
Доля спроса корпоративных клиентов ограничена в среднем 14%. Однако такая малая доля спроса хорошо компенсируется уровнем цены среднего заказа, так как подобные клиенты предпочитают уровень сервиса бизнес-класса или люкс, т.е. дорогие автомобили представительского класса.
В немалой степени интересны также при анализе клиентского спроса и причины, по которым клиенты выбирают автопрокатную фирму. Основной мотив выбора услуг компании связан с уровнем цен на прокат автомобилей. Т.е. при реализации общей маркетинговой политики следует концентрироваться больше всего именно на факторе цены, как по уровню издержек бизнеса, так и по качеству предоставляемых услуг (соотношение цена/качество).
2. Реклама. Основными методами и инструментами распространения рекламы услуг фирмы по прокату автомобилей могут быть:
- реклама через информационные ресурсы, как сетевые, так и печатные, связанные с бизнесом, деловым этикетом, туризмом. Такими информационными ресурсами могут быть бизнес-журналы, деловые издания, ориентированные на обеспеченных клиентов;
- создание своего собственного сайта, который не только является хорошим каналом продаж. Это еще и эффективный инструмент позиционирования компании среди клиентов, партнеров и даже конкурентов;
- реклама через социальные сети, а также сетевые ресурсы прямой рассылки типа Яндекс Директ:
- размещение рекламных постеров в деловых центрах, гостиницах, транспортных узлах (ж/д вокзалы, аэропорты), возле офисов туристических фирм.