Файл: Лидерство и руководство как объективный и субъективный феномен.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Начать хотелось бы с обыденного, личностного определения лидера. Лидер – это тот человек, который вдохновляет, побуждает к действию. Лидер – это такой человек, за которым хочется следовать без принуждения, исключительно по своему желанию. Это такой человек, который может являться путеводной звездой.

Если описывать свойства лидера менее поэтично и более близко к общественным научным терминам, то можно выделить следующее определения: лидер – это человек, имеющий совокупность определенно значимых социальных черт, которые побуждают людей следовать своему сердцу.

Если определять лидера, приводя примеры, можно обозначить любого человека, состоявшего в малых группах от трех состоявших в ней людей, и заканчивая великими полководцами и политическими деятелями, руководящие войсками и государствами.

В современном мире лидером может быть глава компании, но не всякая глава компании может быть лидером. Исходя из истории, можно провести аналогичную параллель: лидер может быть правителем, но не каждый правитель может быть лидером.

Лидерами считаются в основном личности с определенными акцентуациями характера и стремлениями. Иногда лидерские качества могут проявляться в независимости от того, нацелены ли те или иные деяния на общие блага или нет. Такие лидеры могут воодушевлять людей, но в случае, если их деяния нацелены не на блага, их сила влияния может быть не только созидательной, но и разрушительной.

Лидерами в основном бывают молодые и активные люди. Роль лидера может брать на себя преподаватель. Лидером может быть мальчик, играющий в песочнице и предложивший перебраться на карусель. Лидировать можно в соревнованиях, когда первым достигаешь финишной черты. Исходя из этого можно сделать вывод, что лидером, может стать любой, взявший на себя какую либо ответственность, и выполняющий побудительную функцию к действию и обладающий стремлением к созданию чего-то нового.

Такое определение имеет место быть, ведь лидером, в большей части любых произведений, касающихся темы лидерства, в основном носят вдохновляющую функцию, функцию такого человека, который может донести правильную информацию в правильное время и в правильном месте, вдохнуть в людей жизнь, побудить их ко взаимному взаимодействию. Обычно это озвучка простых истин, которые затрагивают души людей.

Что побуждает людей к активному действию?

В антично исторические времена никто не спрашивал людей, хотят ли они следовать за теми или иными указами политического содержания или нет, не было определенных лидеров, активно протестующих за свободу личности и равноправие, все было тихо и мирно. Политики лишь контролировали население, путем угнетения, тирании. Население было удовлетворенно наличием хлеба и зрелищ; насилие и смерть не были чем-то аморальным и требуемым к внимательному нравственному рассмотрению со стороны населения, хотя такие философы как Сократ или Платон, вряд ли одобряли гладиаторские бои.


В современном мире напротив, лидер должен вдохновить народ, показывая проекции его будущего. Чья проекция наиболее правдоподобна и в большей степени соответствует желаниям большинства слушателей/избирателей становится лидером на ближайшие дни, года, времена. Напоминания что нравственно, а что безнравственно отходят на второй план и упоминаются тем реже, чем больше становится группа слушателей.

Главной задачей лидера так же является донести до каждого уха ту мысль, что властвует над его разумом, которая одновременно найдет оклик в сердцах других. Я начинаю с противопоставления древней Греции современному миру, потому что в разные времена исторических процессов, феномен лидерства динамично менялся в зависимости от временного этапа.

Психология людей так же менялась с течением времени. Люди начали познавать и ценить жизнь в большей степени, чем они делали это ранее. Ценность жизни возросла. Это не значит, что они до этого жизнь не ценили, просто менялись сами люди: объединялись, ссорились, что-то строили, делили, рушили, и началу каждого процесса предшествовал некий стимул, ведь не может же одна и та же мысль прийти в голову всем и сразу, а если и может, то должен же быть тот, кто ее озвучит. Наверное того, кто являлся тем, кто озвучивал ту или иную мысль и если мысль побуждал людей на действие, и если мысль предполагающая действие приходила в исполнение, то человека, давшего сигнал к началу процесса и указывающего на возможности реализации той или иной идеи/мысли, повернувшем что-либо в человеческой душе, заставив его оглянуться и осмыслить что-то, можно назвать руководителем или лидером. Если мысль и желание человека совпадет с мышлением и желаниями окружающих, если он получает взаимный сердечный отклик среди людей, заставляя их очнуться из зимней спячки, то такого человека можно назвать лидером.

Мой доклад будет разделен на две части, практическая и теоретическая. Теоретическая часть будет занимать много места, так как у меня в наличии большое количество информации о лидерстве как таковом. Из общих знаний будет приведены имена, занимающие в истории человечества важные места, будут приведены имена, касающиеся современного мира политики и инновационных технологий. Из определённых книг и учебников будут приведены некоторые советы по лидерству. Будет присутствовать информация, касающаяся пути становления лидера. В практической части будет приведены личностные наблюдения о феномене лидерства как таковом. Взаимодействия с лидерством. Непосредственно самостоятельный опыт в роли лидера.


ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Тема лидерства и руководства как субъективного и объективного феномена является интересной и многогранной темой исследования с точки зрения изучения психологии человека и социальной психологии.

Объектом этого исследования является любой лидер или руководитель в любой период исторического развития человеческой мысли.

Оценка взаимоотношений руководителя или лидера группы, или самой группы могут быть как объективными с точки зрения результатов проведенной работы той или иной группы людей, которыми руководят, так и субъективные, это отношения в самом коллективе, непосредственно формирующиеся во время взаимодействия человека и лидера, так и субъективные, формирующиеся непосредственно в результате общения человека с человеком, подчиненного и руководителя, лидера и группы.

Феномен, актуальность и интерес этой темы заключается в том, что лидером может быть любой участник группы, не занимающий руководящую должность, а любая занимаемая руководящая должность, не обязательно должна заниматься лидером.

Взаимоотношения лидера и руководства так же является интересной и спорной темой этого исследования, так как на сегодняшний день не все лидеры нашего и не нашего времени согласны с мнениями лиц, занимающих руководящие посты.

Из высказывания выше, можно сделать следующий вывод, который я буду приводить несколько раз в разных вариациях, общий смысл которой заключается в том, что: не каждый лидер может быть руководителем и не каждый руководитель может быть лидером. А так же, учитывая нынешние тенденции демократического государства, где феномен лидерства объединяется в «народ», а руководит народом правительство, можно углубиться в политологию и историю. Задачей исследования является как можно точнее изучить феномен лидерства и феномен руководителя. Более широко рассмотреть эти два понятия. Понять цели и пути взаимодействия этих двух сторон, если они не являются одним целым, а так же, одной из задач, поставленных мной является описание ситуации психологического влияния друг на друга феноменов лидерства и руководства в современных условиях образовательно-трудового рынка.

РОЛЬ ЛИДЕРА В ГОУДАРСТВЕ

Как долго люди объединялись вокруг отдельных личностей в общины, секты, группы, для чего, что это за процесс?

Тут хочется сказать немного о государстве.


Государство формулируется очень долго, плавно перерастая из групп семей в деревню, из деревни город, далее города объединяются, формируется государство. Если повезет, и государство сформируется мирно, лидером (князь, король, хан) может стать избранный народом, наиболее мудрый, сильный и политический подкованный правитель. Если государство формируется не мирным путем, а путем завоевания, то, лидером может стать человек, который привел свое государство к победе в войне. Иногда люди объединялись вокруг кого-либо для противостояния целому государству, сулившего населению лишь смерть и голод.

Для чего лидер нужен государству? Люди осознанно предоставляли те или иные приоритеты для лидера государства, не прося за это каких-либо доказательств божественности власти правителя, и, таким образом, сместив с себя узы ответственности за свою судьбу, так как необходимость в постоянной охоте уменьшилась, появилось сельское хозяйство, ремесло, собственно, чем заняться, продолжили мирное существование не волнуясь о территориях и безопасности, но внутренне нуждающихся в таком человеке, который, в случае чего, сможет собрать всех на бой, для защиты деревень и детей. – феномен лидерства, который является для меня наиболее логичным, но субъективным.

Иногда государством управляли личности, не имеющие ни каких либо выдающихся качеств, ни ума, ни харизмы, но имеющие за спиной свиту и божественно возносились церковью, тогда изначальная функция защитника и руководителя армии стирается, лидер государства носит исключительно символическую роль. На роль руководителя армией/свитой/дружиной назначается кто-то еще, осуществляющий такую функцию. - Если бы под такую формулировку подходила характеристика лидера, то такое слово не являлось бы термином, означающим то, что означает на сегодняшний день и на любой другой день в истории любого государства.

Как уже было обозначено выше, высказывание о том, что не каждый лидер может стать правителем, но и не каждый правитель может стать лидером. Из этого высказывания следует, что термины разные, а как следствие, и их определение. У правителя и лидера столько же общего, как у генно-модифицированного йогурта и йогурта натурального. Йогурт, содержащий ГМО, никогда не станет натуральным, а йогурт натуральный, не будет содержать ГМО, так как он «натуральный», где йогурт с ГМО – это обычный правитель, потому что, может быть не полезно, а натуральный – лидер, может быть полезен для общества. Или наоборот, убийственен.


ИСТОРИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН ЛИДЕРСТВА

Можно было бы начать и с каменных веков, когда, среди группы неандертальцев выделялся один, с наиболее высокой мышечной массой и наибольшей выносливостью. Тот, который показал другим своим соседям по пещере возможности, которые может предоставить палка и камень, если их потереть друг о друга. Или возможно, этот неандерталец был худеньким и костлявым. Не важно, или важно? Возможно, что важно, но формально нигде не закреплено. Является ли умственный труд чертой лидерства? Возможно, но больше ценилась мышечная масса. Но если этот человек не был обделен массой, да еще и тем, кто принес тепло в пещеры, наверное, скорее всего, практически, определённо, он был бы лидером, может и богом.

Древний мир руководствовался феноменом лидерства очень активно. Остался человек жив или умер зависело от того добыл он еду или нет: поел он или не поел и именно по этому древний мир можно было бы определить наиболее логичным временем для лидерства, так как люди в них нуждались непосредственно для того, что бы выжить. Наверное в этот период времени период лидерства наиболее объективен. Представим, что от уверенности и энергетики того или иного человека прямоходящего зависело решаться ли такие же древние млекопитающие завалить того же мамонта и поужинать, или остаться холодными и голодными, где и смерть не за горами. Есть цель – выжить, есть ресурсы – мамонт, не хватает лишь храбрости, уверенности.

Но опустим красочное описание древнего мира и перейдем к современности.

Казалось бы, что может быть объективного в лидерстве, приносящего лишь боль и страдания? Видимо что-то в этом было, видимо что-то вдохновляло людей в боли и страданиях других.

Примером хочу привести фашистскую Италию, (не подумайте, я очень люблю Италию, и люди мне итальянские нравятся и спагетти) лидером Италии на 1939 год пришелся Муссолини. Обаятельный и притягательный, умный, очаровательный, умеет повести за собой, настоящий лидер! Люди охотно и с песнями уходят из домов (по крайней мере, так описано в художественных фильмах), сражаться за лучшее будущее своего государства.

Так вот, не учесть того, что такой человек, как Муссолини, находящийся во главе власти не являлся лидером, действительно вдохновляющим и уводящим за собой, было бы глупо. То есть, если учесть такой факт, что он вдохновлял людей на убийства, все равно не делает его меньшим лидером, чем те, которые, скажем, их предотвращали, например тот же Рокоссовский, в глазах, естественно, наших соотечественников являющийся наиболее нравственным с субъективной точки зрения, наверное, всего человечества, это если на сегодняшний день. С точки зрения же итальянцев, на тот момент времени, их нравственном идеалом был тиран и фашист, но обладающий несомненно качествами, присущие настоящему лидеру.