Файл: Взгляды В.А. Сухомлинского на обучение и развитие детей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 155

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Историю народной педагогики труд­но представить без педагогического наследия В.А.Сухомлинского (1918- 1970). Среди его публикаций такие, как: «Сердце отдаю детям», «Как воспитать настоящего человека», «Рождение гражданина», «Родина в сердце», «Мудрость родительской любви» и многие другие, и практи­чески каждая из них пронизана иде­ями народной педагогики. Кроме педагогических сочинений он писал и рассказы и сказки для детей. Он является активным пропагандистом включения устной народной поэзии в педагогику, продолжателем идей С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко и других крупнейших отечественных педаго­гов. В то же время, имея свой само­бытный, оригинальный творческий почерк, Сухомлинский пошел дальше в развитии их идей.

Целью данной работы является исследование взглядов В.А. Сухомлинского на обучение и развитие детей, для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи:

- рассмотреть педагогические взгляды В.А.Сухомлинского;

- изучить интерпретацию педагогических взглядов В. А. Сухомлинского в контексте субъектно-развивающей социализации обучающегося;

- рассмотреть развитие взглядов В.А. Сухомлинского на начальную школу в практике современного учителя;

- изучить актуальность взглядов В.А. Сухомлинского в современном нравственно-патриотическом воспитании дошкольников через проектную деятельность.

Объект исследования – В.А. Сухомлинский.

Предмет исследования - исследование взглядов В.А. Сухомлинского на обучение и развитие детей.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области педагогики, материалы периодических изданий и сети Интернет.

ГЛАВА 1 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ В. А. СУХОМЛИНСКОГО И ИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ СУБЪЕКТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ


1.1 Педагогические взгляды В.А.Сухомлинского

В.А.Сухомлинский был вдумчивым исследователем детской души, чут­ким наставником молодежи, прекрас­ным высокоодаренным воспитате­лем, который органически соединял в своей деятельности теорию с практикой. Он достаточно полно рас­крыл основные стороны народной педагогики, способствующие ста­новлению личности: трудовое, физи­ческое, эстетическое, нравственное, умственное воспитание; говорил о роли игры, природы, эмоций и семьи в формировании человека.

Сухомлинский считал, что для под­готовки к жизни настоящего человека необходимо воспитать в нем такие качества, как гуманность, справедли­вость, патриотизм, умение дорожить святынями Отечества, как личност­ными ценностями; гармоническое единство общественного и личного в духовной жизни человека, богатство духовного мира, духовных интере­сов, запросов и потребностей; уме­ние пользоваться духовными ценно­стями и дорожить ими; потребность человека в человеке как носителе ду­ховных ценностей; умение не только видеть добро и зло, но и близко при­нимать все вокруг происходящее; идейную убежденность, готовность бороться за свои убеждения; чувство человеческого достоинства; посто­янное стремление к нравственному совершенству.

Сухомлинский, опираясь на народ­ные традиции, значительное внима­ние уделял трудовому воспитанию как важнейшему элементу нравствен­ного, интеллектуального и эстети­ческого воспитания, практической подготовке молодежи к жизни. Он считал, что труд и трудовое воспи­тание стоят рядом с учением, нрав­ственным воспитанием и развитием.

По мнению Сухомлинского, вос­питание трудолюбия невозможно без межпоколенной связи. Чтобы установить тесную постоянную связь между предками и потомками, между отцами и сыновьями, надо укреплять ее общим трудом поколений, надо поставить воспитание так, чтобы сын продолжал дело отца и передавал эстафету труда своим детям. Иде­алы народного воспитания требуют, писал В.А.Сухомлинский, чтобы уже пятилетний, ребенок в трудовой се­мье стал помощником старших, а 12-13-летний подросток оглядывал мысленным взором, что он сделал для семьи и общества. «Детство и отрочество, - писал педагог,- можно назвать творением доброго имени человека, формированием самосо­знания»[1].

Труд Сухомлинский связывал с заботой о здоровье и физическом воспитании, ибо «хорошее здоровье, ощущение полноты, неистощимости, физических сил - важнейший источник жизнерадостного мировосприятия, оптимизма, готовности преодолеть любые трудности»[2].


Важнейшей составляющей народ­ной педагогики Сухомлинский счи­тал нравственное воспитание, оно диктуется социальным назначением человека. Воспитание нравственно­сти всегда ставилось во главу угла отечественной системы формиро­вания подрастающего поколения. Эта проблема постоянно беспокоила и В.А.Сухомлинского, который пи­сал: «Дети должны стать людьми с ясным разумом, благородным серд­цем, золотыми руками и возвышен­ными чувствами»[3]. Педагог сформулировал общечеловеческие нормы как основу нравственности, азбуку моральной культуры, в основе которой лежит народное начало. Они оформлены как обращение умудрен­ного опытом человека к молодому поколению:

«1. Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом; к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо;

  1. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди, дают тебе счастье детства. Плати им за это добром.
  2. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нель­зя честно жить. Учение - твой пер­вый труд. Идя в школу, ты идешь на работу.
  3. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и безза­щитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца - они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хо­тят, чтобы ты стал честным гражда­нином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.
  4. Не будь равнодушен к злу. Борись против зла, обмана, не­справедливости. Будь непримирим к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет, зло другим людям, обкрадывает общество»[4].

Важным компонентом народной педагогики Сухомлинский считал эстетическое воспитание, приоб­щение подрастающего поколения к народной эстетике, формирование чувства прекрасного. Данная тема отражена и в научно-практической деятельности В.А.Сухомлинского, ко­торый полагал, что важным условием богатства эстетических потребно­стей, чувств, переживаний является глубокое интеллектуальное развитие личности. «Восприятие, осмысление красоты, - писал он, - это основа, стержень эстетического образова­ния, сердцевина той эстетической культуры, без которой чувства оста­ются глухими ко всему прекрасному»[5].

По мнению педагога, с воспри­ятия и познания красоты начинается воспитание эстетической культуры, воспитание чувств. Важно, писал он, чтобы чувство прекрасного было присуще каждому ребенку, чтобы оно претворялось в эстетическую культу­ру человека и культуру нравственных отношений между людьми. Красота является источником нравственного богатства индивида. Обобщая эту мысль, В.А.Сухомлинский писал: «Красота - могучий источник нрав­ственной чистоты, духовного богат­ства, физического совершенства». И далее он подчеркивал: «Важнейшая задача эстетического воспитания - научить ребенка видеть в красоте окружающего мира духовное благо­родство, доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в самом себе».


Важное значение в воспитании де­тей народная педагогика придавала семье и родителям. Эта проблема за­нимала значительное место и в науч­но-педагогической деятельности В.А. Сухомлинского. Она затрагивается в разных работах педагога, таких как «Родительская педагогика», «Как вос­питать настоящего человека», в кото­рых представлены интересные мысли о воспитании подрастающего поколе­ния, о нравственных основах семьи и ее позиции. Эти мысли актуальны и сегодня. Он подчеркивал, что человек смертен, но бессмертен народ, а бо­гатства народной души хранятся в па­мяти людей, в поступках старших по­колений. Поэтому почитание старших должно стать законом нашей жизни, ибо они - частица нашей истории, они мудрое, духовно богаче молодежи, и ей надо учиться у старших, особенно это важно учитывать в семье.

Особенно бережно и внимательно В.А.Сухомлинский призывал отно­ситься к матери. Как образец чутко­сти и бескорыстной преданности материнского сердца Сухомлинский приводит в книге «Мудрость роди­тельской любви» украинскую леген­ду о безграничной и всепрощающей материнской любви.

Сухомлинский пишет, что эта леген­да, созданная народной мудростью, утверждает, что «нет любви сильнее материнской, нет нежности нежнее ласки и заботы материнской, нет тре­воги тревожнее бессонных ночей и несомкнутых глаз материнских.

Сыновняя благодарность... Нет выше радости для человека, чувству­ющего приближение сумерек своей жизни, чем признательность детей за добро и благо, созданные родителя­ми во имя их, сына и дочери, добра и блага. И нет горше и скорбнее чувств для отцовского и материнского серд­ца, чем чувствовать, что сын или дочь равнодушны, бессердечны, что они забыли обо всем добре, сделанном для них матерью и отцом»[6].

Многолетний педагогический и жизненный опыт Сухомлинского по­мог ему выработать в этическом вос­питании учащихся «Десять НЕЛЬ­ЗЯ», которые сформулированы в духе народной педагогики. Ниже приводим их:

Нельзя вести праздный образ жиз­ни, нельзя бездельничать.

Нельзя смеяться над старостью; в мире есть три вещи, которые ни при каких условиях не могут быть подвер­гнуты осмеянию - патриотизм, насто­ящая любовь к женщине и старость.

Нельзя вступать в пререкания со старшими; во всех делах быть выдержанным» рассудительным, предупредительным.

Нельзя выражать недовольство ро­дителям, от них ты не имеешь право требовать ничего.

Нельзя допускать, чтобы мать да­вала тебе то, что она не дает себе.


Нельзя делать то, что осуждают старшие; нельзя нарушать уста­новленные нормы нравственности.

Нельзя оставлять человека в беде, оставлять старших родных в одиночестве.

Нельзя собираться в дорогу, не спросив разрешения у старших, родителей.

Нельзя садиться обедать, не при­гласив старших членов семьи. Нель­зя сидеть, когда стоит взрослый, осо­бенно пожилой человек, тем, более женщина; ты должен первым привет­ствовать старшего[7].

В.А.Сухомлинский считал, что важ­нейший человеческий долг детей - платить родителям за их заботу, любовь уважением и преданностью. Большое значение имеет духовное соучастие ребенка во всех делах се­мьи. Следует не забывать, напомина­ет педагог, что особое место в семье имеет мать, ибо она является твор­цом человеческой личности, челове­ческого рода. Он призывает к тому, чтобы ребенок был достоян и своего отца, и достоинство и честь роди­телей надо умножать и оберегать. Важно, чтобы дети чувствовали тон­чайшие душевные движения родите­лей и уважали их, т.к. в недалеком будущем они сами станут отцами и матерями.

Большую роль в системе народной педагогики играет семья, выполняю­щая функцию первичной социали­зации, где дети получают сведения об окружающей среде, природе и ее красоте, где впервые входят в мир сказок; в семье они получают осно­вы умственного, эстетического, тру­дового и нравственного воспитания. По этому поводу В.А.Сухомлинский писал: «Подлинная школа воспита­ния сердечности, душевности и от­зывчивости - это семья: отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, систрам является испыта­нием человечности». Перед родителями стоит ответственная задача по подготовке детей к жиз­ни. «И оттого, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и серд­це из окружающего, мира - от этого в решавшей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний ма­лыш».

В.А.Сухомлинский отмечает, что на­род является творцом и хранителем идей огромной силы, а бесценное наше сокровище есть Родина, наше Отече­ство - земля наших предков, которая дает нам хлеб и хранит их прах. Знание истории нашей страны даст возмож­ность каждому человеку подняться до понимания своей роли в обществен­ном развитии». Особо следует от­метить, что идеи народной педагогики Сухомлинский использует и в граждан­ском воспитании. Идея формирования гражданственности пронизывает все педагогическое творчество В.А.Сухомлинского. Одна из важнейших задач в его деятельности - донести до ученика понимание величия, духовной красоты, героизма, благородства, преданности человека высоким идеалам и на этой основе утвердить чувство самоуваже­ния и ответственности за все, что де­лает сейчас и что предстоит ему сде­лать в будущем.