ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 639
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие для советского читателя
Часть I Бег трусцой с Лидьярдом Сердце в работе
Шумы в сердце и неадекватная сердечная деятельность
Познакомьтесь со своими врагами
Тучность, физическая подготовленность и утомление
Пульс — показатель вашего здоровья
Часть II Бег с Лидьярдом Физиология физических упражнений
Марафонская общеукрепляющая тренировка
Развитие скоростных и анаэробных способностей
Состязания в кроссах и кроссовая тренировка
Одежда и обувь для тренировок и соревнований
Температура тела, электролиты и бег
Кроссовки с рифленой синтетической подошвой идеальны для бега по траве и на просеках, но на проселочных дорогах и шоссе они быстро снашиваются и сцепление уменьшается. Чем больше поверхность сцепления при постановке стопы, тем лучше. Особенно тяжело бегать в туфлях с рифленой подошвой по мокрым дорогам, тогда сцепление еще больше снижается.
Для соревнований в кроссах нужны шиповки с более внушительными «гвоздями», чем для бега по дорожке стадиона, чтобы было легче преодолевать твердые участки грунта и грязь.
Для бега на средние и длинные дистанции, проводимого на дорожке стадиона, лучше подходят шиповки с подошвой, утолщенной к пятке, что предохраняет от сотрясений.
Если у вас шиповки с ввинчивающимися шипами, то помните, что шипы должны располагаться как можно ближе к большому пальцу, это придаст большую силу отталкиванию и сцепление с опорой будет лучшим. Шипы должны также располагаться по наружному краю передней части стопы — стопа будет перекатываться на наружный край свода, особенно при беге по повороту.
Шнуровка кроссовок и шиповок гораздо важнее, чем полагают многие бегуны. Такое простое действие, как шнуровка, может воспрепятствовать свободному движению стопы и даже нанести вред. Для того чтобы избежать перетяжек и лишнего давления на стопу, шнуровать туфли надо не перекрещивая шнурки сверху, а продергивая их вдоль языка туфли.
Наблюдайте за состоянием вашей обуви. Если пятки слишком стерты, это может привести к излишнему напряжению мышц бедра и голени.
Шорты (трусы) для бега должны сидеть удобно, но не тормозить движения ног, когда колено выносится вперед.
Мужские плавки отошли в прошлое, они натирают бедра. Гораздо удобнее пользоваться не специальными беговыми шортами, внутри которых пришиты плавки, а женскими трусиками.
Однажды во время тренировочного занятия, проводимого мною в США, около 30 человек в жаркий влажный день пришли на 34-километровую пробежку. Американские бегуны не скрывали своего удивления, когда увидели на мне женские трусики, но к концу дистанции я был единственным, кто не жаловался на потертости. На следующий день, когда около 30 ребят зашли в магазин женского белья и попросили для себя женские трусики, удивлению продавщицы не было предела. Пришлось ей объяснить, в чем дело.
Теплая куртка с капюшоном очень пригодится для тренировок в холодную сухую погоду и для разминки в холодные дни соревнований.
Тактика бега
Выступления в беге на средние и длинные дистанции зависят от нескольких элементов, которые можно отнести к разряду тактики.
1. Природные способности и уровень их развития у спортсмена. 2. Природная скорость или способность к ускорению. 3. Выносливость. 4. Способность поддерживать быстрый темп. 5. Умение варьировать скорость в забеге. 6. Наиболее приемлемая точка на дистанции для финишного рывка. 7. Способность контролировать бег. 8. Умение трезво оценивать возможности соперников. 9. Способность наблюдать, оценивать и использовать любые сильные и слабые стороны соперников. 10. Возможность увязывать собственные слабые и сильные стороны с возможностями соперника. 11. Правильная оценка темпа бега.
Надо быть реалистом, знать границы своих возможностей в беге на определенные дистанции и принимать во внимание все названные выше элементы, особенно природную скорость.
Некоторые бегуны находятся в невыигрышном положении, потому что не обладают хорошими природными скоростными данными и вынуждены (в силу необходимости) брать на себя бремя лидерства в большинстве соревнований. Они боятся финишного рывка соперников и должны очень напряженно работать на дистанции (т.е. поддерживать достаточно высокий темп бега), чтобы истощить их, не дать возможности ускориться в конце. Очень часто эта цель достигается, но бывают и исключения.
Например, если во время соревнований сильный ветер, быстрые бегуны могут «отсидеться» за тем, кто лидирует и задает темп, тогда весь ветер он примет на себя, в то время как те, кто за его спиной, сохранят силу для финишного ускорения, когда лидер устанет. В таких условиях обычно неразумно для типичных лидеров задавать слишком высокий темп. Лучше приберечь силы для довольно длинного ускорения, например, за 500 м до финиша или около этого, что явится серьезным испытанием выносливости соперников, возможно, ослабит их и у них уже не останется сил для заключительного рывка на последней прямой. Однако, если вы предполагаете использовать эту тактику, должны быть уверены, что у вас хватит для этого сил.
Предстоит много раз опробовать, какой по длине отрезок для вас оптимален при выполнении финишного ускорения. Некоторые бегуны быстро набирают скорость, другие — постепенно. Если вы можете ускориться быстро, то перед тем как начать финишное ускорение, можете спокойно находиться в группе лидеров или самому лидировать; в противном случае разумнее остаться немного позади лидеров для того, чтобы оставить себе расстояние, на котором можно набрать скорость, прежде чем обойти их. В обратном случае вы «потащите» их за собой и от этого не получите никакого преимущества, поскольку были первым, кто дрогнул.
Это та самая ситуация, в которой необходимо хорошо знать своих соперников: любого в забеге, тех, кто позади или впереди, кто из них способен выполнить быстрый рывок и оторваться от вас раньше, чем вы сами начнете ускорение. Опять метод проб и ошибок должен помочь вам определить наиболее подходящее расстояние, с которого в соответствии с вашими возможностями следует начинать финишное ускорение.
Бегуны, не обладающие слишком хорошей выносливостью, обычно стараются сбить темп, беря на себя лидерство и постепенно гася скорость. Иногда это может сработать, но чаще всего другие бегуны быстро осознают, что происходит, и обходят лидера для того, чтобы вновь взвинтить темп. Тогда бегуну, который снижал темп, следует попробовать опять выйти в лидеры. Это неизменно ведет к серии спуртов и ускорений, что предъявляет наибольшие требования к тому, у кого хуже выносливость, и снижает, а отнюдь не повышает его шансы на успех.
Обычно для такого бегуна лучше отсиживаться и стараться придерживаться бровки, надеясь, что темп по ходу бега не будет слишком высоким, так, чтобы на финише он мог использовать свой рывок.
Те, кто привык лидировать с самого начала, часто на бегу испытывают сомнения: смогут ли они поддерживать ими же самими заданную скорость, достаточно ли высока скорость или не слишком ли она высока, что происходит у них за спиной — все эти сомнения могут создать дополнительное психологическое напряжение, которое может сковывать бегуна. Когда наступит время грозного спринтерского рывка бегунов другого типа, он окажется на мели, — ему будет нечем ответить на вызов соперника и другие участники бойко обойдут его.
Очень немногие важные соревнования выигрываются с первой позиции, значит, гораздо разумнее оставаться сзади, если темп бега достаточно высок. Не начинайте своего рывка слишком рано. Очень немногие способны выполнить в одном забеге два ускорения по 100 и более метров, поэтому гораздо полезнее сберечь энергию, физическую и психическую, на один финишный рывок, когда вы сможете обойти любого.
Двадцать лет назад, когда большинство стайеров не обладали достаточной выносливостью, которая теперь типична для лучших спортсменов, бегун типа Владимира Куца мог выполнять несколько спринтерских ускорений по 50 м во время забега на 5000 м и так измотать соперников, что они были буквально деморализованы. Теперь такая тактика вряд ли принесет успех. Некоторые могут конечно «сломаться», если им будет предложено подряд несколько ускорений, но большинство, если они хорошо подготовлены, выдержат такие рывки так же легко, как и тот, кто их предложит.
Для того чтобы тактически грамотно построить бег, необходимо уметь чувствовать темп и контролировать его. Очень часто бегуны начинают слишком быстро для себя просто потому, что кто-то поступает именно так, а они достаточно глупы, чтобы следовать чужому примеру. У них слишком быстро образуется большой кислородный долг и к концу забега наступит расплата.
Если главное оружие бегуна — хорошая выносливость, ему иногда имеет смысл рисковать и довольно рано задавать высокий темп, при условии, что ветер не слишком сильный, надеясь, что более быстрые бегуны с худшей выносливостью окажутся настолько глупы, что поддержат предложенный им темп. Если же они обладают достаточным опытом, то могут этого и не сделать, в таких случаях имеет смысл иногда сделать небольшую передышку и затем опять предложить высокий темп.
Как можно внимательнее изучайте своих соперников — и местных, и из других районов, старайтесь узнать как можно больше об их сильных и слабых сторонах. Вы можете читать и о бегунах из других стран и учитывать их опыт, хотя и не можете заранее знать, когда придется с ними встретиться. Если же вы забудете то, о чем прочли когда-то, то будете за это наказаны: либо тем, что не сумеете воспользоваться слабостью своего соперника, о которой вам следовало бы помнить, либо, играя ему на руку, побежите именно так, как он любит.
Надо так планировать каждое свое выступление, чтобы ставить перед своими соперниками самые серьезные проблемы. Всегда помните, что самый короткий путь к финишу — по внутреннему краю дорожки, ближе к бровке. Всякий раз, удаляясь от нее, вы увеличиваете расстояние, которое предстоит преодолеть. Мудрые бегуны стараются все время держаться близко к бровке и меняют свое положение на дорожке только для того, чтобы обойти соперника или начать финишное ускорение.
В большинстве забегов на 800 м участники принимают раздельный старт, преодолевая первые 300 м каждый по своей дорожке и затем переходя на одну, общую. В этой точке вы обычно видите бегунов с крайних наружных дорожек, которые резко срезают путь, выходя к бровке и теряя таким образом шесть или более метров просто потому, что они не задумываются над тем, что делают. Если бы они нацелились на начало следующего поворота, то сберегли бы несколько дополнительных метров пути, которые позже на финише окажутся решающими при определении победителей.
Другая типичная привычка некоторых бегунов — неожиданные рывки из положения в середине группы, затем принятие нового положения за лидером и вновь отставание, т. е. передвижение внутри группы практически на прежнюю позицию. Это напрасная трата сил. Если вы намереваетесь изменить свое положение на дистанции, делайте это целеустремленно, а, добившись своей цели, не уступайте завоеванного места.
Существует великое множество примеров, когда спортсмены в соревнованиях, которые они должны были бы или могли выиграть или в которых должны были выступить лучше, этого не добились только из-за тактических ошибок или из-за бездумного бега.
Одним из них является выступление Дэвида Бедфорда* на чемпионате Европы в Хельсинки в 1971 г.
——-
* Известный английский стайер, который неоднократно улучшал европейский и мировой рекорды, но не выиграл ни одного крупного международного соревнования. — Прим, ред.
——-
Перед соревнованиями шведские физиологи, которые обследовали его, проверяя уровень подготовленности, определили, что уровень потребления кислорода у него очень высок: 87 мл/мин/кг, — один из самых высоких, если вообще не самый высокий, когда либо зарегистрированный учеными. Это привело к заявлениям о том, что Бедфорд почти непобедим, что, возможно, с физиологической точки зрения и соответствовало действительности. Эксперты, однако, не принимали во внимание другие факторы, такие, как тактика, которые оказывают влияние на результаты соревнований.
Бедфорд был бегуном, который предпочитал тактику лидирования, истощая соперников высоким темпом, примерно к середине дистанции он от них избавлялся и затем практически без конкуренции продолжал путь к победе. К сожалению для него, в этом забеге на 10 000 м участвовало несколько бегунов, которые были хорошо подготовлены и могли выдержать предложенный им темп на первых 5000 м дистанции и на протяжении всего бега особенно не отставать от него. Бедфорд к тому же обладал не самой экономичной манерой бега. Когда он обнаружил, что хотя и сохраняет лидерство, но соперники не отстали слишком далеко, стало очевидно, что его нервное напряжение возросло. В момент, когда прозвучал колокол (т.е. спортсменам осталось пройти последний круг), сразу несколько бегунов предприняли финишный рывок и обошли его. Они финишировали, преодолев заключительный круг за 53 с, оставив позади спотыкавшегося Бедфорда, который не смог выдержать такого рывка.
Победитель финский спортсмен Вяятяйнен никогда и нигде не показывал таких отличных результатов, как Бедфорд, но тактически он в тот день был хозяином положения. Я уверен, что если бы Бедфорд не задался целью оторваться от соперников, которые на сей раз были очень сильны, в начале дистанции, а взял бы достаточно высокий темп, используя последние 5000 м для нагнетания напряжения, то он не приостановился бы, как это произошло на самом деле, и, возможно, добился бы большего.