ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.03.2024
Просмотров: 520
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
I. Организационно-методический раздел
5. Материально – техническое обеспечение дисциплины.
Раздел 2. Сущность и природа обычаев и традиций.
Тема 2.2 Обычаи и традиции в историческом процессе: прошлое, настоящее и будущее.
Раздел 3. Обычаи и традиции народов Европы.
Тема 3.1 Народы Западной, Северной и Южной Европы: обычаи и традиции.
Тема 3.2 Народы Восточной Европы: обычаи и традиции.
Раздел 4. Обычаи и традиции народов Америки.
Тема 4.1 Обычаи и традиции народов Северной Америки (сша и Канада).
Тема 4.2 Обычаи и традиции народов Южной (Латинской) Америки
Раздел 5. Обычаи и традиции народов арабского Востока
Тема 5.1 Роль ислама и суфизма в становлении обычаев и традиций народов арабского Востока
Тема 5.2 Проблема экспансии обычаев и традиций народов арабского Востока
Раздел 6. Обычаи и традиции народов Азии
Тема 6.1 Роль конфуцианства и синтоизма в становлении обычаев и традиций народов Китая и Японии
Тема 6.2 Буддизм в обычаях и традициях народов Азии.
Раздел 7. Проблемы сохранения традиций и межэтнических конфликтов в современном мире
Тема 7.1 Проблема сохранения обычаев и традиций современных народов мира в процессе глобализации
Тема 7.2 Проблема межэтнических конфликтов: сущность, содержание и пути разрешения
3. Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
4. Примерная тематика рефератов и докладов
III. Распределение часов курса по темам и видам работ
IV. Календарно-тематический план учебной дисциплины
VI. Учебно-методическое обеспечение курса
2. Рекомендуемая литература (дополнительная)
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЕЛИКОЛУКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе ВЛГАФК
___________________ Е.Ю. Андриянова
___________________________________
Кафедра гуманитарных и социально – экономических дисциплин
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по дисциплине «Традиции и обычаи народов мира»
основной образовательной программы направления подготовки
100100 - «Сервис»
по профилю подготовки социально-культурный сервис
степень (квалификация) выпускника - бакалавр сервиса
Форма обучения очная
Великие Луки, 2013.
Автор – разработчик: ст. преподаватель Гулин А. А.
Оглавление
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 3
1. Цель дисциплины 3
2. Задачи дисциплины 3
3. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы 3
4. Требования к результатам освоения дисциплины 3
5. Материально – техническое обеспечение дисциплины. 4
II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 4
1. Разделы дисциплины 4
2. Темы и их краткое содержание. 5
III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ 14
IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 16
V. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ 19
VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА 19
1.Рекомендуемая литература (основная) 19
2. Рекомендуемая литература (дополнительная) 19
3. Электронные ресурсы (официальные сайты организаций и учреждений, а также законодательно-нормативные источники в сфере сохранения традиций и обычаев). 20
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 20
Тематика контрольных работ 20
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 21
Конспекты лекций 21
I. Организационно-методический раздел
1. Цель дисциплины
Цель дисциплины – дать студентам представление о многообразии обычаев и традиций народов мира с учетом особенностей этнической истории, социально-экономического, политического и культурного развития современных этносов.
2. Задачи дисциплины
ПОЗНАКОМИТЬ студентов собычаями и традициями народов мира разных континентов;
РАЗЪЯСНИТЬ студентам основныеотличия понятий: народ и этнос;
ДОБИТЬСЯ осмысления основных отличий в традициях и обычаях в этнических культурах;
НАУЧИТЬ разбираться в особенностях отличий различных традиций и обычаев в культурах различных народов и этносов;
ВЫРАБОТАТЬ толерантное отношение к отличиям в традициях и обычаях в культурах различных народов и этносов.
3. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Дисциплина по выбору «Традиции и обычаи народов мира» относится к вариативной части профессионального цикла (Б. 3) основной образовательной программы.
- Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные студентами в результате изучения дисциплины «Культурология».
- Изучение дисциплины «Традиции и обычаи народов мира», наряду с другими дисциплинами профессионального цикла, является достаточной базой для подготовки выпускной квалификационной работы.
4. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
ОК – 1, ОК – 5, ОК – 7, ОК – 8, ПК – 1.
В результате освоения дисциплины студенты должны:
ЗНАТЬ:
- основные термины, относящиеся к традициям и обычаям в культурах различных народов и этносов;
- основные этапы развития мировых этносов, их основные классификации;
- основные этапы развития обычаев и традиций и их характеристики;
- обычаи и традиции народов современной России;
- основные причинымежэтнических конфликтов и пути их разрешения.
УМЕТЬ:
- разбираться в особенностях отличий различных традиций и обычаев в культурах различных народов и этносов;
- вести гармонический диалог и добиваться успеха в процессе коммуникации с представителями традиций и обычаев в других культурах;
- ориентироваться в современной отечественной и зарубежной исследовательской литературе в области этногенеза;
- применять полученные знания при прогнозировании возможных исторических перспектив, а также в будущей профессиональной деятельности.
ВЛАДЕТЬ:
- основной терминологией, относящейся к традициям и обычаям в культурах различных народов и этносов;
- навыком самостоятельного изучения исторической и культурологической литературы;
- методами прогнозирования социально-культурных взаимодействий;
- методами сбора и обработки информации о культурно-исторических традициях народов мира.
5. Материально – техническое обеспечение дисциплины.
Образовательный процесс происходит в учебных аудиториях. Помещения укомплектованы необходимой специализированной учебной мебелью и техническими средствами для представления учебной информации студентам (видеопроектор). Используются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающих показ тематических иллюстраций во время проведения занятий. Также во время проведения семинарских занятий используется оборудование компьютерного класса для обеспечения доступа к необходимым источникам - ресурсам Интернет.
II. Содержание дисциплины
1. Разделы дисциплины
Раздел 1. Понятие этнических общностей, классификация народов мира.
Раздел 2. Сущность и природа обычаев и традиций.
Раздел 3. Обычаи и традиции народов Европы.
Раздел 4. Обычаи и традиции народов Америки.
Раздел 5. Обычаи и традиции народов арабского Востока.
Раздел 6. Обычаи и традиции народов Азии.
Раздел 7. Проблемы сохранения традиций и межэтнических конфликтов в современном мире.
2. Темы и их краткое содержание.
Раздел 1. Понятие этнических общностей, классификация народов мира.
Тема № 1.1 Соотношение понятий «этнос» и «народ».
Лекция № 1. (2 часа) Категория этноса и его составляющие.Понятие «народ».
Сущность понятий «этнос» и «этничность». Проблемы этничности в современной науке.Основные теории этноса. Понятие «народ». Определение понятия "народ" и "нация" в документах Организации Объединенных Наций (ООН). Основные отличия в понятиях «Этнос» и «Народ».Коренные народы и этнические меньшинства, их роль в сохранении традиций и обычаев.
Семинарское занятие № 1 (2 часа)
Основные отличия в понятиях «Этнос» и «Народ».Определение понятия "народ" и "нация" в документах Организации Объединенных Наций (ООН).Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения от 20 октября 2005 года. Коренные народы и этнические меньшинства, их роль в сохранении традиций и обычаев.Постоянный Форум по Вопросам Коренных Народов ООН. ДекларацияООН о правах коренных народовот 13 сентября 2007 года. Основные положения о сохранении традиций и обычаев в Федеральном Законе от 20 июля 2000 N 104-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации".
Самостоятельная работа (8 часов).
По рекомендуемым источникам составьте конспект, отразив в нем следующие вопросы: Сущность понятий «этнос» и «этничность». Проблемы этничности в современной науке. Основные теории этноса. Понятие «народ». Определение понятия "народ" и "нация" в документах Организации Объединенных Наций (ООН). Основные отличия в понятиях «Этнос» и «Народ». Коренные народы и этнические меньшинства, их роль в сохранении традиций и обычаев. С помощью интернет – источников законспектируйте основные положения Конвенции об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения от 20 октября 2005 года и Декларации ООН о правах коренных народов от 13 сентября 2007 года. С помощью СПС КонсультантПлюс законспектируйте основные положения о сохранении традиций и обычаев в Федеральном Законе от 20.07.2000 N 104-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации".
Форма контроля: опрос на семинарском занятии, подготовка рефератов.
Тема № 1.2 Классификация этнических общностей и народов мира.
Лекция № 2 (2 часа)
Виды классификаций этнических общностей. Географическая классификация этнических общностей. Антропологическая классификация этнических общностей.
Семинарское занятие № 2 (2 часа)
Лингвистическая классификация этнических общностей. Хозяйственно-культурная классификация этнических общностей.
Семинарское занятие № 3 (2 часа)
Классификация этносов европейской части России, классификация этносов Поволжья, Урала, Сибири, Севера и Дальнего Востока современной России; малые народы России. Сету – малый народ Псковской области.
Самостоятельная работа (4 часа).
По рекомендуемым источникам составьте конспект, отразив в нем следующие вопросы: Виды классификаций этнических общностей. Географическая классификация этнических общностей. Антропологическая классификация этнических общностей.Лингвистическая классификация этнических общностей. Хозяйственно-культурная классификация этнических общностей. Классификация этносов европейской части России, классификация этносов Поволжья, Урала, Сибири, Севера и Дальнего Востока современной России; малые народы России.Сету – малый народ Псковской области.
Форма контроля: опрос на семинарском занятии, подготовка рефератов.