Файл: Традиции и обычаи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.03.2024

Просмотров: 485

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

100100 - «Сервис»

Оглавление

I. Организационно-методический раздел

5. Материально – техническое обеспечение дисциплины.

II. Содержание дисциплины

Раздел 2. Сущность и природа обычаев и традиций.

Тема 2.2 Обычаи и традиции в историческом процессе: прошлое, настоящее и будущее.

Раздел 3. Обычаи и традиции народов Европы.

Тема 3.1 Народы Западной, Северной и Южной Европы: обычаи и традиции.

Тема 3.2 Народы Восточной Европы: обычаи и традиции.

Раздел 4. Обычаи и традиции народов Америки.

Тема 4.1 Обычаи и традиции народов Северной Америки (сша и Канада).

Тема 4.2 Обычаи и традиции народов Южной (Латинской) Америки

Раздел 5. Обычаи и традиции народов арабского Востока

Тема 5.1 Роль ислама и суфизма в становлении обычаев и традиций народов арабского Востока

Тема 5.2 Проблема экспансии обычаев и традиций народов арабского Востока

Раздел 6. Обычаи и традиции народов Азии

Тема 6.1 Роль конфуцианства и синтоизма в становлении обычаев и традиций народов Китая и Японии

Тема 6.2 Буддизм в обычаях и традициях народов Азии.

Раздел 7. Проблемы сохранения традиций и межэтнических конфликтов в современном мире

Тема 7.1 Проблема сохранения обычаев и традиций современных народов мира в процессе глобализации

Тема 7.2 Проблема межэтнических конфликтов: сущность, содержание и пути разрешения

3. Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

4. Примерная тематика рефератов и докладов

5. Перечень вопросов к зачету

III. Распределение часов курса по темам и видам работ

IV. Календарно-тематический план учебной дисциплины

V. Форма итогового контроля

VI. Учебно-методическое обеспечение курса

2. Рекомендуемая литература (дополнительная)

3. Электронные ресурсы (официальные сайты организаций и учреждений, а также законодательно-нормативные источники в сфере сохранения традиций и обычаев).

Приложение № 1 Тематика контрольных работ

Приложение № 2

Конспекты лекций

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВЕЛИКОЛУКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе ВЛГАФК

___________________ Е.Ю. Андриянова

___________________________________

Кафедра гуманитарных и социально – экономических дисциплин

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине «Традиции и обычаи народов мира»

основной образовательной программы направления подготовки

100100 - «Сервис»

по профилю подготовки социально-культурный сервис

степень (квалификация) выпускника - бакалавр сервиса

Форма обучения очная

Великие Луки, 2013.

Автор – разработчик: ст. преподаватель Гулин А. А.

Оглавление

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 3

1. Цель дисциплины 3

2. Задачи дисциплины 3

3. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы 3

4. Требования к результатам освоения дисциплины 3

5. Материально – техническое обеспечение дисциплины. 4

II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 4

1. Разделы дисциплины 4

2. Темы и их краткое содержание. 5

III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ 14

IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 16

V. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ 19

VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА 19

1.Рекомендуемая литература (основная) 19

2. Рекомендуемая литература (дополнительная) 19

3. Электронные ресурсы (официальные сайты организаций и учреждений, а также законодательно-нормативные источники в сфере сохранения традиций и обычаев). 20

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 20

Тематика контрольных работ 20

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 21

Конспекты лекций 21

I. Организационно-методический раздел

1. Цель дисциплины

Цель дисциплины – дать студентам представление о многообразии обычаев и традиций народов мира с учетом особенностей этнической истории, социально-экономического, политического и культурного развития современных этносов.

2. Задачи дисциплины

ПОЗНАКОМИТЬ студентов собычаями и традициями народов мира разных континентов;


РАЗЪЯСНИТЬ студентам основныеотличия понятий: народ и этнос;

ДОБИТЬСЯ осмысления основных отличий в традициях и обычаях в этнических культурах;

НАУЧИТЬ разбираться в особенностях отличий различных традиций и обычаев в культурах различных народов и этносов;

ВЫРАБОТАТЬ толерантное отношение к отличиям в традициях и обычаях в культурах различных народов и этносов.

3. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Дисциплина по выбору «Традиции и обычаи народов мира» относится к вариативной части профессионального цикла (Б. 3) основной образовательной программы.

- Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные студентами в результате изучения дисциплины «Культурология».

- Изучение дисциплины «Традиции и обычаи народов мира», наряду с другими дисциплинами профессионального цикла, является достаточной базой для подготовки выпускной квалификационной работы.

4. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОК – 1, ОК – 5, ОК – 7, ОК – 8, ПК – 1.

В результате освоения дисциплины студенты должны:

ЗНАТЬ:

- основные термины, относящиеся к традициям и обычаям в культурах различных народов и этносов;

- основные этапы развития мировых этносов, их основные классификации;

- основные этапы развития обычаев и традиций и их характеристики;

- обычаи и традиции народов современной России;

- основные причинымежэтнических конфликтов и пути их разрешения.

УМЕТЬ:

- разбираться в особенностях отличий различных традиций и обычаев в культурах различных народов и этносов;

- вести гармонический диалог и добиваться успеха в процессе коммуникации с представителями традиций и обычаев в других культурах;

- ориентироваться в современной отечественной и зарубежной исследовательской литературе в области этногенеза;

- применять полученные знания при прогнозировании возможных исторических перспектив, а также в будущей профессиональной деятельности.

ВЛАДЕТЬ:

- основной терминологией, относящейся к традициям и обычаям в культурах различных народов и этносов;

- навыком самостоятельного изучения исторической и культурологической литературы;


- методами прогнозирования социально-культурных взаимодействий;

- методами сбора и обработки информации о культурно-исторических традициях народов мира.


5. Материально – техническое обеспечение дисциплины.

Образовательный процесс происходит в учебных аудиториях. Помещения укомплектованы необходимой специализированной учебной мебелью и техническими средствами для представления учебной информации студентам (видеопроектор). Используются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающих показ тематических иллюстраций во время проведения занятий. Также во время проведения семинарских занятий используется оборудование компьютерного класса для обеспечения доступа к необходимым источникам - ресурсам Интернет.

II. Содержание дисциплины

1. Разделы дисциплины

Раздел 1. Понятие этнических общностей, классификация народов мира.

Раздел 2. Сущность и природа обычаев и традиций.

Раздел 3. Обычаи и традиции народов Европы.

Раздел 4. Обычаи и традиции народов Америки.

Раздел 5. Обычаи и традиции народов арабского Востока.

Раздел 6. Обычаи и традиции народов Азии.

Раздел 7. Проблемы сохранения традиций и межэтнических конфликтов в современном мире.

2. Темы и их краткое содержание.

Раздел 1. Понятие этнических общностей, классификация народов мира.

Тема № 1.1 Соотношение понятий «этнос» и «народ».

Лекция № 1. (2 часа) Категория этноса и его составляющие.Понятие «народ».

Сущность понятий «этнос» и «этничность». Проблемы этничности в современной науке.Основные теории этноса. Понятие «народ». Определение понятия "народ" и "нация" в документах Организации Объединенных Наций (ООН). Основные отличия в понятиях «Этнос» и «Народ».Коренные народы и этнические меньшинства, их роль в сохранении традиций и обычаев.

Семинарское занятие № 1 (2 часа)

Основные отличия в понятиях «Этнос» и «Народ».Определение понятия "народ" и "нация" в документах Организации Объединенных Наций (ООН).Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения от 20 октября 2005 года. Коренные народы и этнические меньшинства, их роль в сохранении традиций и обычаев.Постоянный Форум по Вопросам Коренных Народов ООН. ДекларацияООН о правах коренных народовот 13 сентября 2007 года. Основные положения о сохранении традиций и обычаев в Федеральном Законе от 20 июля 2000 N 104-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации".


Самостоятельная работа (8 часов).

По рекомендуемым источникам составьте конспект, отразив в нем следующие вопросы: Сущность понятий «этнос» и «этничность». Проблемы этничности в современной науке. Основные теории этноса. Понятие «народ». Определение понятия "народ" и "нация" в документах Организации Объединенных Наций (ООН). Основные отличия в понятиях «Этнос» и «Народ». Коренные народы и этнические меньшинства, их роль в сохранении традиций и обычаев. С помощью интернет – источников законспектируйте основные положения Конвенции об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения от 20 октября 2005 года и Декларации ООН о правах коренных народов от 13 сентября 2007 года. С помощью СПС КонсультантПлюс законспектируйте основные положения о сохранении традиций и обычаев в Федеральном Законе от 20.07.2000 N 104-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации".

Форма контроля: опрос на семинарском занятии, подготовка рефератов.

Тема № 1.2 Классификация этнических общностей и народов мира.

Лекция № 2 (2 часа)

Виды классификаций этнических общностей. Географическая классификация этнических общностей. Антропологическая классификация этнических общностей.

Семинарское занятие № 2 (2 часа)

Лингвистическая классификация этнических общностей. Хозяйственно-культурная классификация этнических общностей.

Семинарское занятие № 3 (2 часа)

Классификация этносов европейской части России, классификация этносов Поволжья, Урала, Сибири, Севера и Дальнего Востока современной России; малые народы России. Сету – малый народ Псковской области.

Самостоятельная работа (4 часа).

По рекомендуемым источникам составьте конспект, отразив в нем следующие вопросы: Виды классификаций этнических общностей. Географическая классификация этнических общностей. Антропологическая классификация этнических общностей.Лингвистическая классификация этнических общностей. Хозяйственно-культурная классификация этнических общностей. Классификация этносов европейской части России, классификация этносов Поволжья, Урала, Сибири, Севера и Дальнего Востока современной России; малые народы России.Сету – малый народ Псковской области.

Форма контроля: опрос на семинарском занятии, подготовка рефератов.