ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 114
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Безопасность жизнедеятельности
2. Методические указания к изучению дисциплины
3. Методические указания к выполнению контрольной работы
Выбор номеров вопросов к контрольной работе
Контрольные вопросы для подготовки к зачету
5. Требования к оформлению контрольной работы
Раздел 3.Защита человека от действия опасных и вредных производственных факторов.
Раздел 4.Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека.
Раздел 5.Психофизиологические и эргономические основы безопасности
Раздел 6.Управление безопасностью жизнедеятельности. Правовые вопросы охраны труда.
Раздел 7. Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации
Пример оформления титульного листа контрольной работы
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОЛОГОДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОЧНОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ Н.В. ВЕРЕЩАГИНА
Кафедра МЭЖ и БЖД
Безопасность жизнедеятельности
Методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения
Направление подготовки
Профиль подготовки
Молочное
2014Год
Составитель
Старший преподаватель Кружкова И.Н
Рецензент
канд.
Подготовлено на кафедре
МЭЖ и БЖД
Содержание
1.Общие положения ……………………………………………………...4
2.Методические указания к изучению дисциплины………….…….......7
3.Методические указания к выполнению контрольной работы……………………………………..……………………………….8
4.Контрольные задания……………………………………………….....10
5.Требования к оформлению контрольной работы…………………....15
6.Список литературы…………………………………………………….16
Приложение 1…………………………………………………………….19
Прилодение2……………………………………………………………...23
1. Общие положения
Безопасность жизнедеятельности наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания. Ее основная задача состоит в сохранении работоспособности и здоровья человека. Решение этой задачи достигается оптимальным выбором параметров состояния среды обитания; выявлением и идентификацией опасных, вредных и травмирующих факторов; принятием мер защиты от негативных факторов естественного и техногенного происхождения.
Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является обязательной общепрофессиональной дисциплиной, в которой рассматриваются вопросы современного состояния и тенденций изменения среды обитания, принципы обеспечения безопасного взаимодействия человека со средой обитания, вопросы охраны труда и защиты от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций, а также специфические проблемы обеспечения безопасности в отрасли.
Цель дисциплины – изучение опасностей в процессе жизнедеятельности человека и способов защиты от них в любых средах и условиях обитания (нормальных и экстремальных).
Изучением дисциплины достигается формирование у студентов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение здоровья и работоспособности человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.
Основная задача дисциплины – вооружить будущих специалистов теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:
создания оптимального или нормативного состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;
идентификации негативных воздействий среды обитания естественного и техногенного происхождения;
разработки и реализации эффективных мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;
социально-экономической оценки ущерба здоровью человека и среде обитания в результате техногенного воздействия;
определения затрат при стратегическом и оперативном планировании, повышения уровня безопасности;
обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;
прогнозирования развития и оценки последствий чрезвычайных ситуаций, а также принятия мер по ликвидации их последствий;
принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения.
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» обладает не только прикладной инженерной направленностью, но и способствует повышению гуманитарной составляющей подготовки специалиста. Она базируется на знаниях, полученных студентами при изучении естественнонаучных дисциплин «Теоретические основы прогрессивных технологий», «Концепции современного естествознания», «Экология», ряда экономических и гуманитарных дисциплин.
Для успешного усвоения данной дисциплины студенты должны владеть необходимыми знаниями по физике, математике, информатике, экологии, праву, экономике и организации производства, управлению и др.
В результате изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» студент должен знать:
теоретические основы обеспечения безопасности системе «человек – среда обитания»;
правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности;
экономические методы управления безопасностью человека и среды обитания;
основы физиологии труда и методы обеспечения комфортных условий деятельности человека;
анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих и вредных факторов производственной среды, поражающих факторов чрезвычайных ситуаций;
методы и средства повышения безопасности и экологичности технических систем и технологических процессов;
основные направления и способы повышения устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях;
основы организации и управления действиями производственного персонала в чрезвычайных ситуациях, ведения спасательных и других неотложных работ в очагах поражения;
Студент должен уметь:
оценивать параметры негативных факторов и степень их воздействия в соответствии с нормативными требованиями;
разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности с учетом их экономической эффективности;
планировать и осуществлять мероприятия по повышению устойчивости производственных систем и объектов;
эффективно использовать средства коллективной и индивидуальной защиты от негативных воздействий;
управлять действиями подчиненного персонала при чрезвычайных ситуациях.
Студент должен иметь навыки:
измерения параметров негативных факторов производственной среды;
использования средств индивидуальной и коллективной защиты в штатных и экстремальных условиях деятельности;
работы с приборами радиационной и химической разведки в чрезвычайных ситуациях;
оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при травмах.
Студент должен владеть: законодательными и правовыми актами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями к безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности; способами и технологии защиты в чрезвычайных ситуациях; понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности; навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды.
- Промежуточной формой контроля является зачет.,экзамен
2. Методические указания к изучению дисциплины
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» построена в соответствии с логическим принципом «от общего к частному». Это обстоятельство отражено в структуре курса, в котором выделены три раздела. В первом излагаются общетеоретические основы обеспечения безопасности в любых условиях деятельности, второй и третий разделы посвящены возможностям применения этой теории в условиях повседневной деятельности и в условиях чрезвычайных ситуаций, соответственно. Более подробное содержание разделов и тем дисциплины приведено в приложении 1 «Содержание дисциплины».
В соответствии с упомянутым выше принципом изучение дисциплины следует начать с уяснения смысла основных понятий дисциплины и взаимосвязи между ними. Необходимо обратить внимание на особенности количественного описания опасностей, способы получения их количественных оценок, принципы и методы обеспечения безопасности, возможности и алгоритм управления безопасностью.
Следующий этап изучения дисциплины – рассмотрение конкретных опасностей, объединенных в шесть основных групп: антропогенные, социальные, природные, биологические, техногенные и экологические. Изучение каждой опасности целесообразно проводить по схеме: сущность опасности – возможные последствия её воздействия – количественные характеристики опасности – допустимые уровни ее воздействия – способы и средства защиты.
Третий этап – изучение особенностей обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях. Логика рассмотрения отдельных видов чрезвычайных ситуаций аналогична логике изучения отдельных опасностей. При этом особое внимание следует обратить на возможные пути предотвращения чрезвычайных ситуаций и мероприятия по минимизации ущерба от них.
При изучении дисциплины необходимо активно пользоваться учебниками, нормативно-правовыми документами и методическими материалами, представленными в списке литературы, а также руководствоваться рекомендациями и указаниями, полученными во время аудиторных занятий.
3. Методические указания к выполнению контрольной работы
В соответствии с учебным планом заочной формы обучения по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» студенты должны выполнить контрольную работу. Контрольная работа включает три теоретических вопроса.