ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Главным направлением повышения эффективности природо­пользования является ресурсосбережение. Альтернативные ресурсосберегающие технологии часто эффективны даже без учета их благотворного влияния на окружающую среду. Загрязнение и дру­гие виды ущерба, причиняемого природной среде, являются в значительной мере следствием ресурсной расточительности.

Прогнозирование и планирование природопользования, по пред­ложению Василия Леонтьева, должно осуществляться путем вклю­чения воспроизводства природных ресурсов как отдельной отрасли, наряду с традиционными отраслями хозяйства, в комплекс прогно­зирования и планирования экономики в целом. При этом необходи­мо ввести в национальное и региональное счетоводство показатели, характеризующие эту новую отрасль.

Экологические проблемы российского народного хозяйства воз­никли давно, они обострялись под влиянием развития системы ад­министративного отраслевого управления. Возможность повыше­ния эффективности природопользования связана с переходом к ре­гулированию природопользования на основе правовых и рыночных методов управления.

Территориальный подход к проблемам природопользования. Необходимость территориальной ориентации в управлении приро­допользованием определяется следующими обстоятельствами.

Во-первых, ростом роли социальных проблем в развитии эконо­мики. Для повышения качества жизни необходимо обеспечивать удовлетворение всего комплекса потребностей людей, включая экологическую безопасность, и управлять природопользованием на территории в целом.

Во-вторых, опыт, накопленный в мировом сообществе и в Рос­сии, свидетельствует о том, что эффективное решение проблем природопользования возможно только при территориальном под­ходе, тогда как отраслевой подход, считавшийся ранее основным, как правило, не эффективен.

Чрезвычайная сложность и комплексность проблем природопользования, большое влияние окружающей среды на качество жизни населения определяют необходимость нормативного подхода к территориальному планированию природопользования. Такой подход должен обеспечивать взаимосвязь нормативов качества окружающей среды, определяющих уровень жизни населения, с системой конкретных природоохранных мероприятий. Нормативные, или целевые, прогнозы строятся исходя из необходимости достижения некоторого желаемого состояния природной среды во взаимосвязи с другими конечными целями социально-экономического развития в прогнозируемом периоде.


Можно выделить по меньшей мере два методологических подхода, позволяющих решать подобные задачи.

Сущность первого состоит в предварительном расчете экономического и некоторых видов социального ущерба, связанного с загрязнением окружающей природной среды на определенной территории. Сравнивая затраты на природоохранные мероприятия с величиной предотвращенного ущерба, можно получить данные об уровне экономической эффективности затрат на охрану окружаю щей среды.

Другой подход основывается на том, что при обосновании природоохранных решений необходимо учитывать экономическую, социальную, а также экологическую эффективность мероприятий. Однако такой подход осложняется тем, что единого критерия социально-эколого-экономической эффективности не существует. В усло­виях экономического кризиса, переживаемого страной, разнообразия региональных условий целесообразно сочетание рассмотренных подходов.

Стратегия решения территориальных социально-эколого-эконоических проблем может быть построена путем ранжирования це­лей социально-эколого-экономического развития региона. Всесто­ронний учет социально-эколого-экономических аспектов прини­маемых решений возможен на основе нормативного программно-целевого подхода, суть которого применительно к решению региональных проблем природопользования сводится к анализу исходно­го состояния региона, выявлению проблем и формулированию генеральной цели программы, построению «дерева целей» сохране­ния и улучшения природной среды региона.

Для реализации программы необходимо детализировать ее в ви­де планов отдельных мероприятий, обеспечения их ресурсами, правил нормативно-законодательной базы и организационной структу­ры, обеспечивающей выполнение мероприятий.

В современных условиях важнейшую роль играют экономиче­ские рычаги охраны окружающей среды.

Экономический механизм включает следующие типы экономи­ческого воздействия:

— экологические налоги;

— субсидии;

— системы возврата задатка;

— формирование рынка выбросов;

— принудительные стимулы.

Экологические налоги могут рассматриваться как цена загряз­нения окружающей среды. Существуют различные типы экологиче­ских налогов.

Налоги на выброс, сброс, складирование загрязняющих окру­жающую среду веществ. Такие налоги базируются на количестве, качестве выбрасываемых загрязнителей. Налоги на выброс имеют, как правило, наиболее выраженную финансовую цель, цель увели­чения инвестиций, направляемых на охрану окружающей среды. Стимулирующая или регулирующая роль таких налогов зависит от величины ставки налога. Увеличение ставок вызывает оппозицию со стороны деловых кругов и требует значительных средств для ор­ганизации контроля за выбросами и мониторинга. В Российской Федерации применяются следующие налоги на выбросы:


— плата за выброс загрязняющих веществ в атмосферу в преде­лах установленных норм;

— плата за сброс загрязняющих веществ в воды в пределах ус­тановленных норм;

— плата за размещение отходов в пределах установленных ли­митов;

— плата за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размеще­ние отходов сверх установленных лимитов.

Очень большое количество видов загрязняющих веществ трудно или невозможно контролировать имеющимися в распоряжении уполномоченных на то административных органов техническими средствами, что снижает регулирующую роль налогов с установ­ленными на них ставками.

Эти налоги следует рассматривать скорее как оплату услуг по уменьшению загрязнения, чем как элементы экономического меха­низма охраны окружающей среды. Однако применение таких налогов позволяет получать средства на природоохранные мероприятия, расходы за счет конкретных виновников загрязнения.

В развитых странах нашли применение так называемые экологические налоги на продукцию — дополнительные налоги на продукцию, которая загрязняет окружающую среду на стадии производства или потребления. Налоги на продукцию базируются на отдельных характеристиках продукции, например налог на содержание серы в нефти, или на продукцию, например на нефть, на смазочные масла, на одноразовую тару для напитков. Налоги на продукцию имеют как стимулирующую цель, так и цель сбора финансовых средств.

Стимулирующая цель осуществляется, когда увеличение цены за счет налога сокращает потребление продукции, что достигается при эластичности спроса от цены. Доходы от налогов на продукцию могут использоваться для финансирования мер по предотвращению или ликвидации загрязнения, связанного с экологическими харак­теристиками продукции, или других мероприятий по охране окру­жающей среды.

Дифференцированные налоги могут быть рассмотрены как специальная форма налога на продукцию, комбинирующая положительный и отрицательный добавочный налог — надбавка и скидка к цене — соответственно на загрязняющую продукцию и альтерна­тивную продукцию, экологически чистую или менее экологически грязную. Административные налоги в основном представляют со­бой плату за регистрацию продукции и контроль. Уровень таких налогов, как правило, невысок, но они позволяют частично финансировать деятельность администрации, тем самым, ускоряя регист­рацию и проведение контроля.


Субсидии — это общий термин для различных форм финансовой помощи, которая выступает как стимул для загрязнителя изме­нить его поведение и которая оказывается фирмам для приведения уровня их воздействия на окружающую среду в соответствие с уста­новленными для них стандартами.

Имеется несколько видов финансовой помощи. Гранты — это не подлежащая возврату форма финансовой помощи, оказываемой за­грязнителю, если он обязуется в конкретные сроки принять кон­кретные меры по уменьшению уровня загрязнения окружающей среды. Льготные кредиты — это кредиты, норма процента по кото­рым устанавливается для предприятий, осуществляющих конкрет­ные противозагрязняющие меры, ниже рыночной.

Налоговые льготы — это ускоренная амортизация или другие формы освобождения от уплаты налогов или снижения налоговых ставок, если загрязнитель осуществляет определенные противозагрязняющие меры.

Система возврата задатка. В системах возврата задатка сумма налога включается в цену продукции, являющейся возможным за­грязнителем. Если удается избежать загрязнения среды посредст­вом повторного использования такой продукции или она поступает в системы сбора отходов, следует возврат задатка.

Принудительные стимулы. Эта категория экономического меха­низма носит скорее правовой характер, чем экономический, и пред­ставляет собой систему санкций и штрафов, применяемых к пред­приятию-загрязнителю за нарушение правил и стандартов.