ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 0
Главным направлением повышения эффективности природопользования является ресурсосбережение. Альтернативные ресурсосберегающие технологии часто эффективны даже без учета их благотворного влияния на окружающую среду. Загрязнение и другие виды ущерба, причиняемого природной среде, являются в значительной мере следствием ресурсной расточительности.
Прогнозирование и планирование природопользования, по предложению Василия Леонтьева, должно осуществляться путем включения воспроизводства природных ресурсов как отдельной отрасли, наряду с традиционными отраслями хозяйства, в комплекс прогнозирования и планирования экономики в целом. При этом необходимо ввести в национальное и региональное счетоводство показатели, характеризующие эту новую отрасль.
Экологические проблемы российского народного хозяйства возникли давно, они обострялись под влиянием развития системы административного отраслевого управления. Возможность повышения эффективности природопользования связана с переходом к регулированию природопользования на основе правовых и рыночных методов управления.
Территориальный подход к проблемам природопользования. Необходимость территориальной ориентации в управлении природопользованием определяется следующими обстоятельствами.
Во-первых, ростом роли социальных проблем в развитии экономики. Для повышения качества жизни необходимо обеспечивать удовлетворение всего комплекса потребностей людей, включая экологическую безопасность, и управлять природопользованием на территории в целом.
Во-вторых, опыт, накопленный в мировом сообществе и в России, свидетельствует о том, что эффективное решение проблем природопользования возможно только при территориальном подходе, тогда как отраслевой подход, считавшийся ранее основным, как правило, не эффективен.
Чрезвычайная сложность и комплексность проблем природопользования, большое влияние окружающей среды на качество жизни населения определяют необходимость нормативного подхода к территориальному планированию природопользования. Такой подход должен обеспечивать взаимосвязь нормативов качества окружающей среды, определяющих уровень жизни населения, с системой конкретных природоохранных мероприятий. Нормативные, или целевые, прогнозы строятся исходя из необходимости достижения некоторого желаемого состояния природной среды во взаимосвязи с другими конечными целями социально-экономического развития в прогнозируемом периоде.
Можно выделить по меньшей мере два методологических подхода, позволяющих решать подобные задачи.
Сущность первого состоит в предварительном расчете экономического и некоторых видов социального ущерба, связанного с загрязнением окружающей природной среды на определенной территории. Сравнивая затраты на природоохранные мероприятия с величиной предотвращенного ущерба, можно получить данные об уровне экономической эффективности затрат на охрану окружаю щей среды.
Другой подход основывается на том, что при обосновании природоохранных решений необходимо учитывать экономическую, социальную, а также экологическую эффективность мероприятий. Однако такой подход осложняется тем, что единого критерия социально-эколого-экономической эффективности не существует. В условиях экономического кризиса, переживаемого страной, разнообразия региональных условий целесообразно сочетание рассмотренных подходов.
Стратегия решения территориальных социально-эколого-эконоических проблем может быть построена путем ранжирования целей социально-эколого-экономического развития региона. Всесторонний учет социально-эколого-экономических аспектов принимаемых решений возможен на основе нормативного программно-целевого подхода, суть которого применительно к решению региональных проблем природопользования сводится к анализу исходного состояния региона, выявлению проблем и формулированию генеральной цели программы, построению «дерева целей» сохранения и улучшения природной среды региона.
Для реализации программы необходимо детализировать ее в виде планов отдельных мероприятий, обеспечения их ресурсами, правил нормативно-законодательной базы и организационной структуры, обеспечивающей выполнение мероприятий.
В современных условиях важнейшую роль играют экономические рычаги охраны окружающей среды.
Экономический механизм включает следующие типы экономического воздействия:
— экологические налоги;
— субсидии;
— системы возврата задатка;
— формирование рынка выбросов;
— принудительные стимулы.
Экологические налоги могут рассматриваться как цена загрязнения окружающей среды. Существуют различные типы экологических налогов.
Налоги на выброс, сброс, складирование загрязняющих окружающую среду веществ. Такие налоги базируются на количестве, качестве выбрасываемых загрязнителей. Налоги на выброс имеют, как правило, наиболее выраженную финансовую цель, цель увеличения инвестиций, направляемых на охрану окружающей среды. Стимулирующая или регулирующая роль таких налогов зависит от величины ставки налога. Увеличение ставок вызывает оппозицию со стороны деловых кругов и требует значительных средств для организации контроля за выбросами и мониторинга. В Российской Федерации применяются следующие налоги на выбросы:
— плата за выброс загрязняющих веществ в атмосферу в пределах установленных норм;
— плата за сброс загрязняющих веществ в воды в пределах установленных норм;
— плата за размещение отходов в пределах установленных лимитов;
— плата за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов сверх установленных лимитов.
Очень большое количество видов загрязняющих веществ трудно или невозможно контролировать имеющимися в распоряжении уполномоченных на то административных органов техническими средствами, что снижает регулирующую роль налогов с установленными на них ставками.
Эти налоги следует рассматривать скорее как оплату услуг по уменьшению загрязнения, чем как элементы экономического механизма охраны окружающей среды. Однако применение таких налогов позволяет получать средства на природоохранные мероприятия, расходы за счет конкретных виновников загрязнения.
В развитых странах нашли применение так называемые экологические налоги на продукцию — дополнительные налоги на продукцию, которая загрязняет окружающую среду на стадии производства или потребления. Налоги на продукцию базируются на отдельных характеристиках продукции, например налог на содержание серы в нефти, или на продукцию, например на нефть, на смазочные масла, на одноразовую тару для напитков. Налоги на продукцию имеют как стимулирующую цель, так и цель сбора финансовых средств.
Стимулирующая цель осуществляется, когда увеличение цены за счет налога сокращает потребление продукции, что достигается при эластичности спроса от цены. Доходы от налогов на продукцию могут использоваться для финансирования мер по предотвращению или ликвидации загрязнения, связанного с экологическими характеристиками продукции, или других мероприятий по охране окружающей среды.
Дифференцированные налоги могут быть рассмотрены как специальная форма налога на продукцию, комбинирующая положительный и отрицательный добавочный налог — надбавка и скидка к цене — соответственно на загрязняющую продукцию и альтернативную продукцию, экологически чистую или менее экологически грязную. Административные налоги в основном представляют собой плату за регистрацию продукции и контроль. Уровень таких налогов, как правило, невысок, но они позволяют частично финансировать деятельность администрации, тем самым, ускоряя регистрацию и проведение контроля.
Субсидии — это общий термин для различных форм финансовой помощи, которая выступает как стимул для загрязнителя изменить его поведение и которая оказывается фирмам для приведения уровня их воздействия на окружающую среду в соответствие с установленными для них стандартами.
Имеется несколько видов финансовой помощи. Гранты — это не подлежащая возврату форма финансовой помощи, оказываемой загрязнителю, если он обязуется в конкретные сроки принять конкретные меры по уменьшению уровня загрязнения окружающей среды. Льготные кредиты — это кредиты, норма процента по которым устанавливается для предприятий, осуществляющих конкретные противозагрязняющие меры, ниже рыночной.
Налоговые льготы — это ускоренная амортизация или другие формы освобождения от уплаты налогов или снижения налоговых ставок, если загрязнитель осуществляет определенные противозагрязняющие меры.
Система возврата задатка. В системах возврата задатка сумма налога включается в цену продукции, являющейся возможным загрязнителем. Если удается избежать загрязнения среды посредством повторного использования такой продукции или она поступает в системы сбора отходов, следует возврат задатка.
Принудительные стимулы. Эта категория экономического механизма носит скорее правовой характер, чем экономический, и представляет собой систему санкций и штрафов, применяемых к предприятию-загрязнителю за нарушение правил и стандартов.