ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 0
Счет продуктов и услуг служит для отображения формирования ресурсов продуктов и услуг посредством их производства и импорта, а также использование продуктов и услуг на конечное потребление, накопление и экспорт.
Счет производства отражает все операции, связанные с производственным процессом на предприятиях, в организациях и у отдельных производителей в отраслях материального производства и нематериальных услуг.
Счет образования доходов охватывает распределительные процессы, связанные с производством и приводящие к образованию первичных доходов участников производственного процесса — валовой прибыли предприятий, оплаты труда, чистых налогов на производство, смешанных доходов населения.
Счет распределения доходов характеризует общий размер доходов, которые были получены и переданы хозяйственными единицами в результате производственной деятельности, владения собственностью и перераспределения.
Счет использования располагаемого дохода отражает расходы на конечное потребление домашних хозяйств, государственных учреждений, негосударственных некоммерческих (общественных) организаций и валовое сбережение.
Счет капитальных затрат показывает образование ресурсов для капитальных затрат и использование этих ресурсов для накопления основных фондов и материальных оборотных средств, приобретения земли и нематериальных активов.
Финансовый счет занимает особое положение в системе счетов для внутренней экономики. Он показывает изменение финансовых активов и пассивов, движение капиталов, характеризует финансовое состояние экономики. В составлении этого счета участвуют Министерство финансов, Центральный банк.
В счете текущих операций представлено движение продуктов, услуг и доходов, в счете капитальных затрат — движение капитала, в финансовом счете — изменение финансовых активов и пассивов.
В системе национальных счетов Российской Федерации предусмотрена возможность разработки, наряду с основными счетами, дополнительных аналитических таблиц и счетов по более широкому кругу отраслей, с большей детализацией показателей и т.д.
Схемы счетов, составляемых на разных уровнях управления, идентичны, что существенно облегчает их агрегирование в целях анализа и прогнозирования и делает СНС сквозной системой.
С точки зрения отображения социально-экономических процессов их прогнозирования в условиях перехода к рынку СНС как модель народного хозяйства обладает рядом преимуществ. Во-первых, она дает характеристику функционирования всего экономического организма, включая сферу нематериальных услуг, занимающую значительный, постоянно возрастающий удельный вес в развивающейся рыночной экономике. Во-вторых, система национальных счетов адекватно отображает реальное взаимодействие хозяйственных единиц в условиях рыночных отношений. В-третьих, в модель системы национальных счетов органично вписаны такие инструменты регулирования государством социально-экономического развития, как бюджет, налоги, финансирование и др. В-четвертых, система национальных счетов представляет большие возможности для анализа и прогнозирования финансовых процессов функционирования кредитно-денежного механизма в стране и тесной взаимосвязи с общеэкономическими процессами. В-пятых, в системе национальных счетов отражение закономерностей в развитии экономики, связанных с отраслевой спецификой хозяйственной деятельности, органично сочетается с приоритетом отражения закономерностей кругооборота стоимости, имеющего в условиях рыночной системы первостепенное значение.
Переход к использованию системы национальных счетов в качестве исходной базы разработки прогнозов и формирования на их основе государственной социально-экономической политики в полой мере соответствует плановой модели индикативного стратегического планирования, применяемой во многих развитых странах со мешанной рыночной экономикой. При этом обеспечивается возможность расчета трех блоков показателей:
— общеэкономических индикаторов, отражающих основные пропорции и структурные сдвиги в народном хозяйстве и важнейшие факторы их формирования;
— показателей целевого воздействия государства на развитие отдельных сфер, отраслей и региональных звеньев экономики через антрактную систему;
— основных экономических регуляторов, с помощью которых государство оказывает влияние на темпы, пропорции и тенденции социально-экономического развития страны.
Система национальных счетов позволяет прогнозировать важнейшие пропорции и структурные сдвиги в экономике в категориях формирования совокупного спроса и предложения. При этом используется схема расчетов, включающая следующие стадии:
— оценку структуры совокупного спроса и предложения на основе показателя валового национального продукта, исчисляемого тремя методами;
— оценку факторов, влияющих на величину совокупного спроса и предложения: процентной ставки, цены, обменного курса, сбережений, финансовой и денежной систем;
— оценку факторов, определяющих структуру совокупного спроса и предложения: доходов населения, предприятий и государства;
— оценку спроса и предложения на отдельных рынках товаров и услуг в разрезе институциональных секторов экономики с выделением трех классов производителей — товаров, государственных некоммерческих услуг и частных коммерческих услуг.
3. Система балансовых межотраслевых моделей прогнозов.
В современной практике прогнозирования и планирования применяется широко разветвленная система балансовых моделей, включающих в себя балансы вещественных элементов производства, потребления и накопления (естественных ресурсов, производственных мощностей, основных фондов, материальные балансы, балансы капитальных вложений), трудовые балансы и финансовые балансы.
Балансовые модели в нашей стране начали применяться в плановой практике с момента составления первых хозяйственных планов в конце 1917 — начале 1918 годов. Это были балансы металла, топлива, фуража, продовольствия, а также рабочей силы. В условиях централизованного государственного управления экономикой балансовая работа стала основой планирования. На базе балансовых расчетов осуществлялось планирование материально-технического обеспечения народного хозяйства. Государственный плановый комитет и Государственный комитет по снабжению разрабатывали и утверждали балансы по нескольким тысячам видов продукции. На их основе составлялись планы распределения материальных ресурсов по потребителям на планируемый период.
С переходом к рынку необходимость в централизованном обеспечении производства материально-техническими ресурсами отпала. Однако это не означает, что следует отказаться от использования балансов в плановой работе. Система балансовых моделей является одним из прогрессивных достижений мирового хозяйственного опыта. Она достаточно широко применяется в качестве инструмента регулирования рыночной экономики. В западноевропейских странах разрабатывается несколько сотен различных балансов, а в Японии их количество превышает тысячу.
Система балансовых таблиц, объединяющих взаимосвязанную совокупность синтетических экономических показателей, которые дают обобщенную характеристику народного хозяйства, получили название «баланс народного хозяйства».
Схема, показатели и методология составления баланса народного хозяйства были разработаны экономистами и статистиками нашей страны в 20-х годах. С 30-х годов в отечественной практике начала складываться и утверждаться особая система статистического учета в форме баланса народного хозяйства как инструмента государственного планирования и контроля за сбалансированностью социально-экономического развития. Баланс народного хозяйства выступал в качестве средства координации всей экономической статистики в стране. С его помощью формировался и согласовывался понятийный аппарат, давались определения и классификации, применяемые в различных взаимосвязанных разделах, что обеспечивало плановым работникам возможность проводить комплексный анализ хозяйственной деятельности. В настоящее время в Российской Федерации применяется система балансовых моделей, позволяющая лучше удовлетворять потребности индикативного планирования и регулирования экономики с помощью финансово-кредитных рычагов. Эта система включает в себя совокупность балансовых таблиц, взаимосвязано отражающих процесс расширенного воспроизводства:
— баланс производства, потребления и накопления общественного продукта;
— баланс производства, распределения, перераспределения и конечного использования национального дохода;
— баланс валового внутреннего продукта в структуре формирования доходов и его конечного использования;
— баланс национального богатства;
— баланс финансовых ресурсов;
— баланс трудовых ресурсов.
Баланс экономики разрабатывается дан отчетного и планового периодов. В целях научного обоснования оптимальных темпов и пропорций общественного производства в прогнозном периоде разрабатывается провизорный баланс.
Провизорный баланс хозяйства страны представляет собой экономико-математическую модель народного хозяйства страны в прогнозном периоде. Эта модель включает в себя сравнительно небольшую группу наиболее тесно связанных между собой показателей, абсолютные значения которых даются на начало и конец прогнозного периода. Выявляются также среднегодовые изменения этих показателей.
В плановой практике применяются три основных метода разработки провизорного баланса, которые дополняют и контролируют друг друга:
1) метод баланса накопления;
2) метод баланса труда;
3) метод баланса потребления.
Первый метод основывается на расчетах объективно возможного объема производственного накопления и фондоемкости производства. При этом исследуются тенденции и определяются возможные изменения нормы производственного накопления и эффективности накопления в перспективном периоде.
Второй метод исходит из расчетов численности занятых в материальном производстве и возможных темпов роста производительности труда. Учитывается влияние на производительность труди изменения технической и энергетической вооруженности, квалификации работающих и баланса рабочего времени в перспективном периоде.
Третий метод основан на расчетах объема фонда потребления и размеров необходимого накопления предметов потребления, которые определяют объем продукции второго подразделения общественного производства, а также коэффициентов связи между первым и вторым подразделениями, на базе которых исчисляется величина всего общественного продукта. При этом методе осуществляется анализ и разработка планового потребительского бюджета населения. Модель экономики страны, составленная в виде провизорного баланса, разворачивается в систему балансов с помощью разработки планового межотраслевого баланса производства и распределения продукта. Разработка межотраслевого баланса позволяет оценить влияние на экономику последствий различных изменений в технологии, объемах и структуре производства, потребительском спросе, соотношениях цен и доходов, внешней торговле и других областях хозяйственной жизни. С помощью расчетов по межотраслевому балансу прогнозируются последствия в экономике, вызываемые проведением различных вариантов налоговой, денежно-кредитной, инвестиционной, внешнеэкономической и т.д. политики государства.
В основе межотраслевого баланса лежит метод «затраты — выпуск», разработанный американским экономистом, лауреатом Нобелевской премии В.В. Леонтьевым. Метод «затраты — выпуск» исходит из представления плана на перспективу в виде результата численного решения системы уравнений общего равновесия. Неизвестными в системе уравнений выступают выпуск и затраты товаров и услуг, произведенных и, соответственно, использованных в каждой отрасли экономики. В целях упорядочения первичных данных, предназначенных для построения уравнений, составляются таблицы межотраслевых потоков товаров. Система уравнений общего равновесия позволяет определить, какими должны быть выпуск и затраты в каждой из множества отраслей данной экономики, чтобы обеспечить производство конечного продукта заданного объема и структуры.
Основные элементы межотраслевого баланса в нашей стране впервые были разработаны при составлении первого баланса народного хозяйства на 1923—1924 гг. Во второй половине 50-х годов идеи межотраслевого баланса получили дальнейшее развитие. В 1959 г. был разработан отчетный межотраслевой баланс в стоимостном выражении по 83 отраслям народного хозяйства, а также первый в мировой практике межотраслевой баланс в натуральных измерителях по 157 позициям. В 1962 г. на основе использования результатов широко развернувшихся прикладных исследований в центральных плановых органах и их научных организациях были построены первые плановые межотраслевые балансы в натуральном и денежном выражении. В конце 60-х годов группа ученых за исследования в области межотраслевых балансовых моделей была удостоена Государственной премии. В этот период в нашей стране сложилась отечественная научная школа межотраслевых исследований. Межотраслевой баланс позволял в условиях союзного государства давать комплексную характеристику межреспубликанских экономических связей и внешнеэкономических связей отдельных республик.
Межотраслевой баланс в системе моделей баланса хозяйства страны представляет собой дальнейшее развитие и детализацию сводного раздела материального баланса. Его схема имеет форму шахматной таблицы, в графах и строках которой перечислены в одинаковой последовательности отрасли материального производства. После перечня отраслей в строках шахматной таблицы приведены статьи, характеризующие отдельные элементы чистой продукции — оплата труда, прибыль и др., а в графах — элементы конечного использования продукции на непроизводственное потребление, накопление и другие цели. В результате в каждой строке отражается сводный материальный баланс продукции отрасли, отражающий ее использование на производственное потребление в разрезе отраслей-потребителей, непроизводственное потребление, накопление и др. В каждой графе таблицы показан состав продукции отрасли по стоимости.