ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Счет продуктов и услуг служит для отображения формирования ресурсов продуктов и услуг посредством их производства и импор­та, а также использование продуктов и услуг на конечное потребле­ние, накопление и экспорт.

Счет производства отражает все операции, связанные с произ­водственным процессом на предприятиях, в организациях и у от­дельных производителей в отраслях материального производства и нематериальных услуг.

Счет образования доходов охватывает распределительные про­цессы, связанные с производством и приводящие к образованию первичных доходов участников производственного процесса — ва­ловой прибыли предприятий, оплаты труда, чистых налогов на про­изводство, смешанных доходов населения.

Счет распределения доходов характеризует общий размер дохо­дов, которые были получены и переданы хозяйственными единица­ми в результате производственной деятельности, владения собст­венностью и перераспределения.

Счет использования располагаемого дохода отражает расходы на конечное потребление домашних хозяйств, государственных уч­реждений, негосударственных некоммерческих (общественных) орга­низаций и валовое сбережение.

Счет капитальных затрат показывает образование ресурсов для капитальных затрат и использование этих ресурсов для накопления основных фондов и материальных оборотных средств, приобрете­ния земли и нематериальных активов.

Финансовый счет занимает особое положение в системе счетов для внутренней экономики. Он показывает изменение финансовых активов и пассивов, движение капиталов, характеризует финансо­вое состояние экономики. В составлении этого счета участвуют Министерство финансов, Центральный банк.

В счете текущих операций представлено движение продуктов, услуг и доходов, в счете капитальных затрат — движение капитала, в финансовом счете — изменение финансовых активов и пассивов.

В системе национальных счетов Российской Федерации преду­смотрена возможность разработки, наряду с основными счетами, дополнительных аналитических таблиц и счетов по более широко­му кругу отраслей, с большей детализацией показателей и т.д.

Схемы счетов, составляемых на разных уровнях управления, идентичны, что существенно облегчает их агрегирование в целях анализа и прогнозирования и делает СНС сквозной системой.

С точки зрения отображения социально-экономических процессов их прогнозирования в условиях перехода к рынку СНС как модель народного хозяйства обладает рядом преимуществ. Во-первых, она дает характеристику функционирования всего экономического организма, включая сферу нематериальных услуг, занимающую значительный, постоянно возрастающий удельный вес в развивающейся рыночной экономике. Во-вторых, система национальных счетов адекватно отображает реальное взаимодействие хозяйственных единиц в условиях рыночных отношений. В-третьих, в модель системы национальных счетов органично вписаны такие инструменты регулирования государством социально-экономического развития, как бюджет, налоги, финансирование и др. В-четвертых, система национальных счетов представляет большие возможности для анализа и прогнозирования финансовых процессов функционирования кредитно-денежного механизма в стране и тесной взаимосвязи с общеэкономическими процессами. В-пятых, в системе национальных счетов отражение закономерностей в развитии экономики, связанных с отраслевой спецификой хозяйственной деятельности, органично сочетается с приоритетом отражения закономерностей кругооборота стоимости, имеющего в условиях рыночной системы первостепенное значение.


Переход к использованию системы национальных счетов в качестве исходной базы разработки прогнозов и формирования на их основе государственной социально-экономической политики в пол­ой мере соответствует плановой модели индикативного стратегического планирования, применяемой во многих развитых странах со мешанной рыночной экономикой. При этом обеспечивается воз­можность расчета трех блоков показателей:

— общеэкономических индикаторов, отражающих основные пропорции и структурные сдвиги в народном хозяйстве и важнейшие факторы их формирования;

— показателей целевого воздействия государства на развитие отдельных сфер, отраслей и региональных звеньев экономики через антрактную систему;

— основных экономических регуляторов, с помощью которых государство оказывает влияние на темпы, пропорции и тенденции социально-экономического развития страны.

Система национальных счетов позволяет прогнозировать важнейшие пропорции и структурные сдвиги в экономике в категориях формирования совокупного спроса и предложения. При этом ис­пользуется схема расчетов, включающая следующие стадии:

— оценку структуры совокупного спроса и предложения на ос­нове показателя валового национального продукта, исчисляемого тремя методами;

— оценку факторов, влияющих на величину совокупного спроса и предложения: процентной ставки, цены, обменного курса, сбережений, финансовой и денежной систем;

— оценку факторов, определяющих структуру совокупного спроса и предложения: доходов населения, предприятий и государ­ства;

— оценку спроса и предложения на отдельных рынках товаров и услуг в разрезе институциональных секторов экономики с выде­лением трех классов производителей — товаров, государственных некоммерческих услуг и частных коммерческих услуг.


3. Система балансовых межотраслевых моделей прогнозов.

В современной практике прогнозирования и планирования при­меняется широко разветвленная система балансовых моделей, включающих в себя балансы вещественных элементов производст­ва, потребления и накопления (естественных ресурсов, производст­венных мощностей, основных фондов, материальные балансы, ба­лансы капитальных вложений), трудовые балансы и финансовые балансы.

Балансовые модели в нашей стране начали применяться в пла­новой практике с момента составления первых хозяйственных пла­нов в конце 1917 — начале 1918 годов. Это были балансы металла, топлива, фуража, продовольствия, а также рабочей силы. В услови­ях централизованного государственного управления экономикой балансовая работа стала основой планирования. На базе балансовых расчетов осуществлялось планирование материально-технического обеспечения народного хозяйства. Государственный плановый ко­митет и Государственный комитет по снабжению разрабатывали и утверждали балансы по нескольким тысячам видов продукции. На их основе составлялись планы распределения материальных ре­сурсов по потребителям на планируемый период.

С переходом к рынку необходимость в централизованном обеспечении производства материально-техническими ресурсами отпала. Однако это не означает, что следует отказаться от использования балансов в плановой работе. Система балансовых моделей является одним из прогрессивных достижений мирового хозяйственного опыта. Она достаточно широко применяется в качестве ин­струмента регулирования рыночной экономики. В западноев­ропейских странах разрабатывается несколько сотен различных ба­лансов, а в Японии их количество превышает тысячу.

Система балансовых таблиц, объединяющих взаимосвязанную совокупность синтетических экономических показателей, которые дают обобщенную характеристику народного хозяйства, получили название «баланс народного хозяйства».

Схема, показатели и методология составления баланса народно­го хозяйства были разработаны экономистами и статистиками на­шей страны в 20-х годах. С 30-х годов в отечественной практике начала складываться и утверждаться особая система статистическо­го учета в форме баланса народного хозяйства как инструмента го­сударственного планирования и контроля за сбалансированностью социально-экономического развития. Баланс народного хозяйства выступал в качестве средства координации всей экономической статистики в стране. С его помощью формировался и согласовывался понятийный аппарат, давались определения и классификации, применяемые в различных взаимосвязанных разделах, что обеспе­чивало плановым работникам возможность проводить комплексный анализ хозяйственной деятельности. В настоящее время в Россий­ской Федерации применяется система балансовых моделей, позволяющая лучше удовлетворять потребности индикативного плани­рования и регулирования экономики с помощью финансово-кредитных рычагов. Эта система включает в себя совокупность ба­лансовых таблиц, взаимосвязано отражающих процесс расширен­ного воспроизводства:


— баланс производства, потребления и накопления обществен­ного продукта;

— баланс производства, распределения, перераспределения и конечного использования национального дохода;

— баланс валового внутреннего продукта в структуре формирования доходов и его конечного использования;

— баланс национального богатства;

— баланс финансовых ресурсов;

— баланс трудовых ресурсов.

Баланс экономики разрабатывается дан отчетного и планового периодов. В целях научного обоснования оптимальных темпов и пропорций общественного производства в прогнозном периоде разрабатывается провизорный баланс.

Провизорный баланс хозяйства страны представляет собой эко­номико-математическую модель народного хозяйства страны в про­гнозном периоде. Эта модель включает в себя сравнительно не­большую группу наиболее тесно связанных между собой показате­лей, абсолютные значения которых даются на начало и конец прогнозного периода. Выявляются также среднегодовые изменения этих показателей.

В плановой практике применяются три основных метода разра­ботки провизорного баланса, которые дополняют и контролируют друг друга:

1) метод баланса накопления;

2) метод баланса труда;

3) метод баланса потребления.

Первый метод основывается на расчетах объективно возможно­го объема производственного накопления и фондоемкости произ­водства. При этом исследуются тенденции и определяются возмож­ные изменения нормы производственного накопления и эффектив­ности накопления в перспективном периоде.

Второй метод исходит из расчетов численности занятых в мате­риальном производстве и возможных темпов роста производитель­ности труда. Учитывается влияние на производительность труди изменения технической и энергетической вооруженности, квалифи­кации работающих и баланса рабочего времени в перспективном периоде.

Третий метод основан на расчетах объема фонда потребления и размеров необходимого накопления предметов потребления, ко­торые определяют объем продукции второго подразделения обще­ственного производства, а также коэффициентов связи между пер­вым и вторым подразделениями, на базе которых исчисляется вели­чина всего общественного продукта. При этом методе осуществляется анализ и разработка планового потребительского бюджета населения. Модель экономики страны, составленная в ви­де провизорного баланса, разворачивается в систему балансов с по­мощью разработки планового межотраслевого баланса производст­ва и распределения продукта. Разработка межотраслевого баланса позволяет оценить влияние на экономику последствий различных изменений в технологии, объемах и структуре производства, потребительском спросе, соотношениях цен и доходов, внешней торговле и других областях хозяйственной жизни. С помощью расчетов по межотраслевому балансу прогнозируются последствия в экономике, вызываемые проведением различных вариантов налоговой, денеж­но-кредитной, инвестиционной, внешнеэкономической и т.д. поли­тики государства.


В основе межотраслевого баланса лежит метод «затраты — вы­пуск», разработанный американским экономистом, лауреатом Но­белевской премии В.В. Леонтьевым. Метод «затраты — выпуск» исходит из представления плана на перспективу в виде результата численного решения системы уравнений общего равновесия. Неиз­вестными в системе уравнений выступают выпуск и затраты това­ров и услуг, произведенных и, соответственно, использованных в каждой отрасли экономики. В целях упорядочения первичных данных, предназначенных для построения уравнений, составляются таблицы межотраслевых потоков товаров. Система уравнений об­щего равновесия позволяет определить, какими должны быть вы­пуск и затраты в каждой из множества отраслей данной экономики, чтобы обеспечить производство конечного продукта заданного объ­ема и структуры.

Основные элементы межотраслевого баланса в нашей стране впервые были разработаны при составлении первого баланса на­родного хозяйства на 1923—1924 гг. Во второй половине 50-х годов идеи межотраслевого баланса получили дальнейшее развитие. В 1959 г. был разработан отчетный межотраслевой баланс в стои­мостном выражении по 83 отраслям народного хозяйства, а также первый в мировой практике межотраслевой баланс в натуральных измерителях по 157 позициям. В 1962 г. на основе использования результатов широко развернувшихся прикладных исследований в центральных плановых органах и их научных организациях были построены первые плановые межотраслевые балансы в натураль­ном и денежном выражении. В конце 60-х годов группа ученых за исследования в области межотраслевых балансовых моделей была удостоена Государственной премии. В этот период в нашей стране сложилась отечественная научная школа межотраслевых исследо­ваний. Межотраслевой баланс позволял в условиях союзного госу­дарства давать комплексную характеристику межреспубликанских экономических связей и внешнеэкономических связей отдельных республик.

Межотраслевой баланс в системе моделей баланса хозяйства страны представляет собой дальнейшее развитие и детализацию сводного раздела материального баланса. Его схема имеет форму шахматной таблицы, в графах и строках которой перечислены в одинаковой последовательности отрасли материального произ­водства. После перечня отраслей в строках шахматной таблицы приведены статьи, характеризующие отдельные элементы чистой продукции — оплата труда, прибыль и др., а в графах — элементы конечного использования продукции на непроизводственное по­требление, накопление и другие цели. В результате в каждой строке отражается сводный материальный баланс продукции отрасли, от­ражающий ее использование на производственное потребление в разрезе отраслей-потребителей, непроизводственное потребление, накопление и др. В каждой графе таблицы показан состав продук­ции отрасли по стоимости.