ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

— проведение законодательными органами предварительного отбора финансируемых программ с конкретными объемами финан­сирования;

— определение по установленному объему финансирования конкретных параметров закупок — объемов, цен, сроков, постав­щиков;

— предоставление участникам прошедших тендеров возможно­сти улучшить характеристики предложений, не исключается и вступление в борьбу новых участников, способное повысить кон­куренцию и облегчить закупки;

— окончательное определение условий и утверждение плана за­купок и ассигнований законодательным органом.

После этого могут быть заключены контракты между уполномо­ченными государственными органами и поставщиками.


2. Национальные счета как инструмент прогнозирования и регулирования темпов, структуры и пропорций экономики.

Прогнозирование темпов роста, пропорций, структуры и эффек­тивности экономики страны или отдельного региона осуществляет­ся на основе системы национальных счетов или системы регио­нальных счетов. При разработке прогнозов создаются математиче­ские модели, переменные моделей определяются в рамках системы национальных счетов, взаимосвязи переменных устанавливаются в виде тождеств и функциональных структурных уравнений. Предва­рительно определяют вид уравнений, отражающих причинно-следственные связи между переменными, а затем с помощью эконометрических методов оцениваются параметры.

Получаемая таким образом эконометрическая модель описывает количественное изменение переменных, вызванное изменениями в других переменных, характеризующих экономическую политику и внешние условия функционирования экономической системы.

Модель позволяет определить значения переменных экономиче­ской политики, которые отражают желаемое изменение перемен­ных разрабатываемого плана. Модели включают экзогенные — внешние и эндогенные — внутренние переменные.

Экзогенные переменные разделяются на заданные переменные, например, объем мировой торговли, численность населения, и пе­ременные экономической политики, например, государственные расходы, процентные ставки.

Вначале определяются значения экзогенных переменных, при­чем заданные переменные, а также переменные экономической по­литики не являются независимыми. После этого рассчитывают па­раметры уравнений модели и в результате одновременного решения уравнений модели находят значения эндогенных переменных, на­пример, валовой национальный продукт, занятость, цены.

Эндогенные переменные, тесно связанные с экономической по­литикой, называются переменными плана. Поскольку переменные плана зависят от переменных экономической политики, то органы, ответственные за экономическую политику, могли бы получать же­лательные прогнозируемые значения переменных плана при соот­ветствующих величинах переменных экономической политики.

Параметры моделей разделяют на две группы. Некоторые пара­метры могут устанавливаться органами власти, например ставки налогов, и называются параметрами экономической политики. Дру­гие параметры уравнений моделей принято называть структурными параметрами.


Прогнозирование и планирование с помощью эконометрических моделей связано с тем, что предсказываемые величины эндогенных переменных зависят от вводимых значений экзогенных перемен­ных. Поэтому различные величины экзогенных переменных порож­дают различные величины эндогенных переменных.

Количественные ошибки в экзогенных переменных и парамет­рах могут быть выявлены по расхождениям между величинами эн­догенных переменных, рассчитанных с помощью модели, и их из­вестными значениями. В случае заметных расхождений следует уточнить значения экзогенных переменных и параметров уравне­ний модели на основе новой информации. Таким образом, можно постоянно улучшать модель и совершенствовать проводимую эко­номическую политику.

В условиях кризисов и неустойчивости развития в моделях мо­гут наблюдаться не только количественные ошибки. Изменение структуры и траектории развития экономической системы может привести к необходимости изменения структуры и количества уравнений модели для обеспечения удовлетворительной точности прогнозов.

Система национальных счетов, основываясь на агрегировании экономических показателей, не охватывает всех деталей экономи­ческой реальности. В системе счетов находят отражение макроэко­номические процессы и процессы, наблюдаемые в масштабах от­раслей. В ней отражаются масштабные явления, происхождение которых относится к более или менее отдаленному прошлому и которые во многих случаях потеряли свою динамичность. В развитии могут наблюдаться менее масштабные факты — предвестни­ки будущих тенденций.

Потому, особенно в условиях неустойчивого развития, необхо­димо, с одной стороны, сокращать горизонты прогнозирования и планирования, основанного на применении национальных счетов и эконометрических моделей, с другой стороны, дополнять про­цедуры прогнозирования, планирования анализом ситуации и пер­спектив развития, используя экспертные методы, методы теории ка­тастроф, выявление скрытых факторов.

Прогнозирование темпов роста, пропорций, структуры и эффек­тивности экономики на основе системы национальных счетов и эконометрических моделей делится на долгосрочное, среднесроч­ное и текущее, макроэкономическое и балансовое. Па практике мо­дели этих прогнозов должны сочетаться. В сочетании моделей эн­догенные переменные одних моделей могут быть экзогенными переменными других моделей.

Прогнозирование темпов роста, пропорций, структуры экономи­ки регионов строится на основе системы региональных счетов.


Система национальных счетов основана на балансовом методе и представляет собой адекватный рыночной экономике националь­ный учет, который на макроуровне завершается набором показате­лей, характеризующих результаты экономической деятельности, структуру экономики, совершаемые в процессе осуществления хозяйственной деятельности операции, имеющиеся в стране ресурсы и их использование. Система национальных счетов построена в форме балансовых таблиц и счетов, создающих макет функционирования звеньев народного хозяйства.

Систему национальных счетов можно охарактеризовать как макростатистическую модель экономики и как механизм, обеспечи­вающий единство разработки планов и контроля за их выполнени­ем. С помощью системы национальных счетов органы управления и планирования разрабатывают прогнозы, проекты программ и пла­нов, оценивают результаты воздействия на экономику, контроли­руют выполнение планов.

В качестве первичных элементов в системе национального сче­товодства выступают экономические операции и экономические агенты. Под экономической операцией понимается процесс, в кото­ром одна из участвующих сторон передает или продает, а другая получает или покупает материальные и финансовые ценности или услуги. Юридические и физические лица, осуществляющие эко­номическую операцию, являются экономическими агентами.

Экономические операции фиксируются в счетах, построенных на принципе двойной записи, в соответствии с которым каждая операция фиксируется дважды — в разделе «ресурсы» и в разделе «использование». По каждому счету выводится балансирующее сальдо — разность между ресурсами и их использованием. При из­бытке ресурсов сальдо записывается в раздел «использование», при недостатке — в разделе «ресурсы».

Счета составляются как для экономических операций, так и для экономических агентов. В целях использования данных для анализа и прогнозирования счета объединяются в группы по видам деятель­ности и институциональным секторам народного хозяйства.

Центральное место в системе показателей системы националь­ных счетов занимает показатель валового национального продукта, являющийся стоимостным эквивалентом рыночных стоимостей всех произведенных в течение года товаров — продуктов и услуг. При расчете производственным методом он исчисляется как сумма валовой добавленной стоимости в отраслях народного хозяйства. При расчете методом распределения доходов — как общая сумма доходов хозяйственных звеньев от всех видов экономической дея­тельности и амортизационных отчислений. При расчете методом конечного использования — как сумма величины конечного по­требления благ и услуг, капитальных вложений, прироста матери­альных оборотных средств и сальдо внешнеторговых операций.


Другими помимо валового национального продукта важными и часто используемыми показателями системы национальных сче­тов являются следующие показатели:

— валовой внутренний продукт — рыночная стоимость конеч­ных товаров и услуг, произведенных в течение года экономически­ми агентами, являющимися резидентами данной страны;

— чистый внутренний продукт — валовый внутренний продукт за вычетом потребления основных фондов;

— чистый национальный доход — валовый национальный про­дукт за вычетом потребления основных фондов;

— располагаемый национальный доход — чистый националь­ный доход плюс поступившие из-за границы пожертвования, даре­ния, гуманитарная помощь за вычетом аналогичных передач за гра­ницу;

— конечные потребительские расходы — расходы на приобре­тение товаров и услуг домашними хозяйствами, конечные потребительские расходы органов государственного управления и частных некоммерческих организаций,

Переход от централизованного управления к рыночной модели хозяйствования, необходимость общаться с другими странами на едином экономическом языке вызвали потребность внедрить в Рос­сии систему национальных счетов. В октябре 1992 г. была утверж­дена Государственная программа перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему национального счетоводства и принято постановление Правительства по вопросам ее реализации.

Внедряемая в России система национальных счетов базируется на стандартах по национальному счетоводству ООН и Европейской системы интегрированных экономических счетов.

В системе национальных счетов Российской Федерации выде­ляются следующие сектора и подсектора экономики:

— предприятия по производству товаров и услуг, кроме финан­совых услуг (нефинансовые предприятия);

— финансовые учреждения: центральные банковские учрежде­ния, другие финансовые институты, другие кредитные институты, страховые предприятия;

— органы государственного управления: федеральное прави­тельство, местное правительство, фонды социального обеспечения;

— общественные некоммерческие организации, обслуживаю­щие домашние хозяйства;

— домашние хозяйства;

— внешнеэкономические связи («остальной мир»): страны — члены СНГ, институты СНГ, третьи страны и международные орга­низации.

Система национальных счетов (СНС) Российской Федерации содержит в себе счета для внутренней экономики и счета внешне­экономических связей («остального мира»). К счетам для внутрен­ней экономики относятся счет продуктов и услуг (сводный), счет производства, счет образования доходов, счет распределения дохо­дов, счет использования доходов, счет капитальных затрат, финан­совый счет. Счета внешнеэкономических связей представлены сче­тами текущих операций, капитальных затрат и финансовым счетом.