Файл: Обзорные лекции по теории и методологии 2014.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.04.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Функции моды: инновационная, регулятивная, психологическая, социальная, престижная, коммуникативная, экономическая, эстетическая, эротическая

Мода имеет свои функции и законы распространения. Одной из ведущих является функция обновления. Эта функция пред­полагает не только обновлять облик человека с целью следования суточным, сезонным, климатическим пере­менам и географическим условиям, но и стимулировать жизненные про­цессы, способствовать их нормально­му протеканию. Биоритм четко соот­ветствует смене природных ритмов.

Одна из основных общепризнанных функций моды — социальная.

Г. Дж. Блюмер различает семь аспектов социальной функции моды:

1) мода может выступать как безобидная игра фантазии, как кап­риз людей;

  1. мода дает возможность избе­гать тирании обычаев;

  2. мода является формой санк­ционированного риска, связанного с нововведением;

  1. мода есть форма, позволяющая индивиду отчетливо, выпукло, зримо демонстрировать свое "я";

  2. мода используется для замаски­рованного выражения сексуальных интересов;

  3. с помощью моды производится постоянное выделение классов элиты;

  4. мода служит средством внешней поддельной идентификации группы людей, занимающих низкое положе­ние в социальной иерархии, с более высокостатусной группой.

Функции моды и ее цели не идентичны. На различных фазах своего развития «моды» служат разным целям:

  1. мода внедряет определенную меру единодушия и единообразия посредством отбора из различных культурных моделей одной, которая интерпретируется как норма, и таким образом принуждает к ее приятию, следовательно, мода выполняет регулирующую функцию.

  2. мода обеспечивает возможность разрыва с ближайшим прошлым и подготовку к ближайшему будущему, являясь адаптационной функцией.

  3. модный процесс воспитывает и формирует общность восприятия и вкуса, так как текущая мода в противовес странности и неуместности прошлых мод понятна и естественна.

Таким образом, мода обеспечивает упорядочение движения и развития общества. В зависимости от цикла и особенностей взаимодействия моды и социальной системы на первый план выдвигается унифицирующая или дифференцирующая функция моды – функция создания и поддержания единообразия разнообразия в культурных образцах: художественном стиле, особенностях поведения, рекомендуемых фасонах, размерах и материалах в одежде и т.д. – во всем, что представляет собой модный стандарт. Эта функция посредством распространения модных инноваций обеспечивает неодновременное разнообразие, компенсирующее синхронное разнообразие, выступающее сегодня как условие и результат массового производства.


Этот ограниченный перечень функ­ций моды не дает нам понятия о моде как о системе. Не следует забывать, что художник всегда является выра­зителем вкуса и требований опреде­ленной общественной группы. Не­смотря на происшедшую демократи­зацию костюма, которая выразилась в упрощении его формы и чрезвы­чайной утилитарности, все же мода и костюм несут на себе печать куль­туры определенного класса.

Во все времена слабый пол при­лагал усилия к тому, чтобы цело­мудренные одежды, в которые обла­чали их моралисты, превратить в эро­тические средства. Длинные одежды были мягкими и тонкими, что давало возможность выявить формы в дви­жении. Действовало правило: эроти­ческая важность того, что выявля­ется, в основном соответствует тому, что скрывается. Длинные платья прошлых времен имели большое декольте, часто доходившее до око­нечности груди. Если это декольте становилось меньше, то возрастала роль турнюра, увеличивающего фор­мы бедер. Во всем этом про­являлась эротическая функция моды.

Однако эротическая функция мо­ды может выражаться не только в подчеркивании пола, она прояв­ляется также в стирании этих призна­ков, в так называемой двуполости, или унисексе. В женском костюме могут быть выражены черты муж­ского, а в мужском — черты женско­го или оба костюма могут быть ней­тральными. Когда в моде главной функцией становится эротическая, это в определенной мере служит сигналом социального кризиса, так социальной среде, теряет свою первоначальную функ­цию.

Мода может быть интерпретирова­на и как своего рода увлечение. Известно, что в определенные перио­ды люди увлекаются то одним, то другим. Мини-юбка была не только составной частью короткого костю­ма, но и предметом увлечения (1960—1970 гг.). При увлечении рет­ро ее сменила длинная юбка. Без увлечения не может быть широкой торговли. В этом проявляется функция моды как стимулятора потреб­ления.

Предметами бизнеса становятся также используемые в моде забытые стили и моды, что, естественно, при­водит к возникновению и распростра­нению художественных штампов. Пе­риодический ностальгический возврат к "лучшим временам" — к ушед­шим формам и стилям — становится одним из определяющих факторов динамики моды.

Производители промышленной моды стремятся ускорить процесс морального, а не реального старения вещей.

Мода требует появления все новых и новых ценностей. Они меняют друг друга, не накапливаясь. Потре­бительная ценность любого объекта моды — своеобразие, оригинальность.


Но именно оригинальность исчезает в результате ее многократного копи­рования. Не обладая больше ори­гинальностью, объект теряет свое основное назначение, следовательно, теряется смысл его употребления.

Соотношение спроса и предложе­ния, ритмов реального и морально­го износа, отчасти связанного с рит­мом потребления, связано с проб­лемой ценностных социальных ус­тановок моды.

Мода и экономика — неразрыв­ные понятия, но на определенном этапе они непременно вступают в противоречие. Однако при знании законов моды и точном экономичес­ком расчете мода должна прино­сить прибыль предприятию.

Так как мода действует практически во всех сферах современной жизни, то она выполняет самые разнообразные функции, которые превращают ее в не­обходимый регулятор социальных отношений. Американский социолог Г. Блумер предложил семь социальных функций моды, считая что она обеспечивает возможность:

1) безобидной игры фантазии и каприза;

2) безболезненного и обоснованного отказа от тирании обычая;

3) социально санкционированного вторжения в сферу новизны;

4) демонстрации и выставления напоказ своего «Я»;

5) замаскированного выражения сексуальных интересов;

6) вызывающей зависть демаркации высших классов;

7) внешней и поддельной идентификации людей, обладающих низким ста­тусом, с высокостатусными группами.

Блумер считает, что на различных фазах своего развития мода служит раз­личным целям, однако функция модного процесса не может быть сведена к таким целям. С его точки зрения, в общем виде социальная роль моды состоит в том, что она способствует коллективному приспособлению к подвижному миру и в подвижном мире разнообразных возможностей. В свою очередь, именно в таком мире, как справедливо полагает Блумер, и может существовать мода.

В зависимости от угла зрения на моду (как на социально-статусное, эстети­ческое, социально-коммуникативное или психологическое явление) можно выделить следующие функции моды:

инновационную — мода стимулирует экспериментальное начало в обществе и культуре, поиск нового, выявляет новые, более совершенные культурные образцы, способствует введению и принятию нововведений в самых разных сферах деятельности;

регулятивную — мода внедряет в образ жизни новые формы поведения и новые культурные образцы, отбирая из множества культурных моделей одну, которая на какое-то время становится нормой; облегчает человеку выбор и помогает тем самым приспосабливаться к меняющемуся миру. Мода обеспечи­вает возможность разрыва с ближайшим прошлым и подготавливает к ближай­шему будущему;


психологическую — мода удовлетворяет психологические потребности чело­века в новизне, создавая иллюзию изменений, в самовыражении, компенси­рует неудовлетворенность своим социальным статусом. Мода является спосо­бом эмоциональной разрядки и, будучи элементом механизма защиты от пси­хологических перегрузок, предлагает готовые образцы поведения личности в массовом масштабе, удовлетворяет потребность в психофизиологической раз­рядке, что особенно актуально для обитателей современных мегаполисов с их монотонной и однообразной повседневной жизнью;

социализации — мода является одной из форм приобщения человека к соци­альному и культурному опыту, помогая восприятию определенных социальных норм и ценностей и воспроизводству определенной социальной системы; спо­собствует формированию самосознания индивида;

социальной дифференциации и нивелирования — мода регулирует социальное напряжение в обществе, выполняя регулирующую функцию, т.е. одновремен­но обозначая и маскируя социально-статусные различия;

престижную — мода является формой выражения престижа, связанного с определенным социальным статусом, демонстрируя либо высокий социальный статус, либо создавая иллюзию более высокого социального статуса. Путем подражания модным стандартам и объектам элитарных социальных групп мода позволяет преодолевать чувство неполноценности. Мода является фактором, повышающим или понижающим престиж тех или иных культурных образцов;

коммуникативную — мода представляет собой одну из форм массовой ком­муникации — процесс передачи модных стандартов от одних индивидов или социальных групп к другим, т.е. передачи культурных образцов, наделяемых модными значениями, а также передачи информации о самих участниках моды. Такая коммуникация способствует формированию у ее участников согласия и общности в ценностных ориентациях;

экономическую — мода является формой потребления и формой рекламы новых товаров, регулятором поведения потребителей и средством расширения сбыта. Мода влияет на поведение человека в сфере потребления, на формиро­вание определенной структуры потребностей. В области моды вырабатываются стандарты потребления и социальные образы вещей;

эстетическую — мода удовлетворяет эстетические потребности, отражая особенности массового эстетического вкуса, является способом распростране­ния и изменения эстетических оценок в обществе.