ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.04.2024
Просмотров: 140
Скачиваний: 0
Мода «от кутюр» и мода «прет-а-порте»
Термин Haute Couture в буквальном переводе с французского «высокое шитье». В наши дни под ним понимают создание одежды самого высокого класса и обычно переводят как «высокая мода». Центром от-кутюр является Париж, где находится Палата (или Синдикат) высокой моды. Она определяет статус модельеров (члены Палаты, члены-корреспонденты, а также приглашенные члены, которые со временем могут быть приняты в Палату), занимается организацией и показом коллекций Домов высокой моды (в январе и июле), поддерживает связи с прессой и магазинами во всем мире.
Чтобы быть причисленным к Домам от-кутюр, надо соответствовать целому ряду строгих требований. Во-первых, все производство – центральное ателье, мастерские, магазины – должно находиться в Париже. Дом обязан иметь не менее 15 служащих и представлять коллекции два раза в год: в каждом дефиле по 35 платьев для дня и для вечера. (В 2001 году правила приема в Палату несколько упростились).
В 1946 году существовало 106 модных домов, а к 1997 году их осталось только 18. В 2001 году в Синдикат входили следующие Дома: Balmain, Chanel, Christian Dior, Christian Lacroix, Emanuel Ungaro, Givenchy, Hanae Mori, Jean-Paul Gaultier, Lecoanet Hemant, Louis Feraud, Thierry Mugler, Torrente, Yves Saint Laurent, Viktor & Rolf. Дома, чьи штаб-квартиры находятся за пределами Парижа, являются членами-корреспондентами Палаты. Сегодня это Versace и Valentino.
Как правило, сотрудники имеют узкую специализацию, кто-то работает с перьями, кто-то – с вышивками и т.д.
Платье от-кутюр выполняется почти целиком вручную и только в одном экземпляре. Каждая модель требует от 100 до 400 часов работы.
Сегодня помимо одежды жизнь Домов от-кутюр в основном поддерживается сложной индустрией производства парфюмерии, косметики, аксессуаров и даже запуском линий прет-а порте.
Хотя высокая мода не для всех, а лишь для избранных, именно ей посвящены заголовки и колонки статей, потому что она является плодотворной почвой для новых идей. Это своего рода квинтэссенция портновского искусства – мода ради самой моды – и здесь рождаются на свет уникальные изделия, предназначенные исключительно для дефиле.
«Произведения высокой моды должны быть смешными, глупыми и почти непригодными для ношения» (Кристиан Лакруа, 1987г.).
Pret-a-porter (готовый к ношению, готовое платье— франц.). В течение ХХ века фабричное и поточное изготовление одежды почти вытеснило портновское ремесло с его эксклюзивностью и неторопливостью.
Мода превратилась в колоссальную индустрию с центрами по всему миру. Впервые лицензионное создание копий для более широких слоев населения ввел Чарльз Ворт. Он продавал образцы своих моделей в ателье или крупные магазины по всему миру.
С момента появления индустрии готового платья она прошла путь от производства низкосортной дешевой продукции или полуфабрикатов до сложной и многообразной системы изготовления одежды. В рамках прет-а-порте сформировались свои художественные школы, центры моды, круг модельеров и клиентов, а также тонкая градация качества и цен.
Клиенты большей частью анонимны, никогда не видят автора, его идеи доносит до покупателя реклама и средства массовой информации. То, что демонстрируется на подиуме, является частью замысла, выражением идеи коллекции, которая затем поступит в магазины, и будет рассматриваться как модное направление.
Ранги прет-а-порте: люкс (изготавливаются в нескольких экземплярах), прет-а-порте высокого качества (100-200 экземпляров), классическая категория (большие тиражи), разряд вещей, не имеющих тиражных ограничений.
Если на заре становления индустрии прет-а-порте (начало ХХ века) одежда производилась под маркой фабрики или сети универмагов, то по мере ее развития готовое платье делалось все более разнообразным, и у него появился автор – дизайнер.
В массовом производстве предпочтение отдается классическим силуэтам, тканям и дизайну, проверенным временем, к которым иногда добавляют модные детали.
Структура моды состоит из следующих элементов:
модные стандарты – способы или образцы поведения и действия;
модные объекты, которые могут быть материальными и нематериальными: вещи, слова, идеи, свойства объектов;
модные значения или ценности моды;
модное поведение участников моды – поведение, ориентированное на модные стандарты, объекты и ценности.
Когда модный стандарт или объект приобретает модное значение (т.е. большое количество людей считает его модным), он «входит в моду», когда он утрачивает модное значение – «выходит из моды».
Каждое проявление моды предоставляет возможность ее последователям стремиться к достижению определенных целей: казаться современными, выделяться или, наоборот, не выделяться в толпе, сообщать окружающим определенную информацию о себе. Роль моды как средства общения особенно велика в современных крупных городах-мегаполисах, где общение между людьми носит поверхностный и кратковременный характер, и информацию о человеке передает его костюм – как правило, ту, которую он сам хочет сообщить.
Ценности моды
Большое значение в структуре моды имеют ценности, среди которых выделяют первичные (атрибутивные, или внутренние) и вторичные (денотативные, или внешние).
К первичным ценностям моды относятся современность, универсальность, демонстративность и игра.
Современность — фундаментальная ценность в структуре моды. Однако положительная оценка современности свойственна именно современной западной цивилизации, которая и породила моду. В архаических и традиционных обществах современность и нововведения воспринимаются как недостаток. В традиционных обществах универсальным социальным регулятором является обычай, функции которого в современном обществе выполняет мода. Не всякое нововведение становится модным, так же как и не всякие новые модные стандарты и образцы являются действительно новыми. Бывает мода на «старину», например, в начале 1970-х гг. в моду вошел стиль «ретро», когда более современными казались предметы антиквариата или новые вещи, специально сделанные «под старину».
Экологический стиль вызвал моду на использование в одежде не самых новых высокотехнологичных синтетических материалов, а традиционных, которые известны уже несколько тысячелетий — льна, хлопка, шелка. Кроме того, естественному стремлению человека к новизне противостоит не менее естественная потребность в сохранении культурных традиций (экология культуры). Новое в моде — это всегда новое по отношению к непосредственно предшествующей моде. Ценность современности позволяет последователю новой моды ощущать себя «идущим в ногу со временем», приспосабливаться к стремительно меняющемуся миру.
Универсальность (диффузность) связана с тем, что мода не признает никаких границ, кроме временных. Универсальность не является повсеместно распространенной ценностью, например, она не существовала в архаическом и сословном обществах. В социально значимом масштабе мода возникла в XIX в., когда окончательно сформировалась буржуазное общество, но уже в начале XVI в. можно было говорить о первой общеевропейской моде на основе итальянского костюма, затем по всей Европе распространились «испанские моды». Развитие моды отражало изменения, которые происходили во всех сферах общества: бурный рост производства, возникновение новых средств коммуникации и транспорта, усиление культурных контактов между народами. Если в феодальном обществе культурные образцы были постоянно и неподвижно закреплены за определенными социальными группами, то в буржуазном обществе они становятся более текучими и подвижными. В движении культурных образцов от одной общности к другой, от одной социальной группы к другой, из одной страны в другую и выражается универсальность как одна из важнейших модных ценностей. В свое время советский ученый В. М. Краснов выделил три формы проявления моды в истории в связи с универсальностью:
1) единичная мода (в первобытном обществе);
2) особенная мода (в сословном обществе);
3) всеобщая мода (в капиталистическом обществе).
Существуют явления, имеющие отношение к ценностям современности и универсальности, сходные с модой, но отличающиеся от нее более короткими сроками развития и степенью распространения, — это так называемые «внутренние течения в рамках моды» (это понятие ввел американский социолог Э.Богардус). К ним относятся fad (прихоть, чудачество, быстропроходящее увлечение, которое охватывает не все общество, а отдельные социальные группы и появляется из-за стремления к новизне), craze, или фетиш (форма массового увлечения внутри моды, которая отличается склонностью к преувеличению, мания).
Демонстративность связана с тем, что мода является одной из форм коммуникации, и демонстративность дает возможность участникам модного поведения передавать другим определенную информацию о себе, особенно если речь идет о коммуникации, которая носит непродолжительный и поверхностный характер. В первую очередь мода позволяет продемонстрировать свой социальный статус или создать иллюзию более высокого социального статуса.
Такая ценность моды, как игра, связана с тем, что мода является эвристической творческой деятельностью, стимулирует поиск нового, создание нового и открытие старого в качестве нового. Культурология XX в. рассматривает игру как универсальный элемент человеческой культуры. В постмодернизме игра становится способом создания культуры путем бесконечного комбинирования культурных ценностей и знаков. В современном дизайне игровые элементы имеют важное значение, так как игра направлена на развитие творческих способностей человека, для нее важен сам процесс деятельности, а не ее результат (связь с концепцией сотворчества потребителя в дизайне). Игра является формой постижения мира, а мода — одной из форм игрового поведения со своеобразными «правилами игры» (модные стандарты). Моде присущи основные черты игры — добровольность, ограниченность во времени (но не в пространстве), выход за пределы обычной жизни (мода создает иллюзии изменений в жизни человека и иллюзии, связанные со статусом в обществе), существование определенных «правил игры». Мода также связана с понятиями ролевой игры и «социальной роли», когда обозначается определенный социальный статус или имитируется более высокий социальный статус.
Вторичные (внешние) ценности моды определяются конкретной ситуацией и категорией участников моды, которые могут преследовать противоположные ценности: социальное равенство или элитарность, красоту или удобство и т. п. Одни и те же модные образцы позволяют своим обладателям преследовать разные цели. Так, потертые джинсы для одного — это возможность выделиться, похвастаться их престижной маркой, а для другого — возможность, наоборот, не выделяться, демонстрировать свою «демократичность» и «скромность» в потреблении.
Вторичные ценности демонстрируют отношение человека к миру и самому себе, к обществу и социальным институтам, к природе (экологические ценности). Выбирая те или иные модные образцы, один человек тем самым как бы заявляет: «Я такой же, как все», другой: «Я имею то, что имеют те, на кого я хочу быть похожим», третий: «Я имею то, чего не имеют другие», четвертый: «Я не такой, как другие». Выбирая определенную моду, человек демонстрирует и свое отношение к моде вообще.