Файл: Обзорные лекции по проектированию 2014.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.04.2024

Просмотров: 141

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Вопрос 63. Пропорции в костюме 1

Масштаб. Масштабность в костюме

Проявление метра и ритма в костюме

Вопрос 32. Форма костюма как объемно-пространственная структура

Вопрос 70. Пластика формы как функция свойств материалов, из которых она создана

Вопрос 35. Источники творческого воображения дизайнера

Трансформация природных форм

Разработка формы костюма по аналогии с народным костюмом

Обращение к историческому костюму в творчестве дизайнера

Архитектура как источник творческого вдохновения дизайнера

Живопись как источник творческого вдохновения дизайнера

Музыка и танец как источники творческого вжохновения дизайнера

Спорт как источник творческого вдохновения дизайнера

Вопрос 37. Художественная система «комплект» в проектировании костюма

Принципы организации предметов костюма в комплекты

Сопряжение форм и конструкций в комплектах

Основные этапы исторического сложения комплекта в костюме

Вопрос 42. Понятие «коллекция». Виды коллекций

Вопрос 56 Способы графической подачи коллекции. Фор-эскизы, технические рисунки, творческие эскизы и рекламный плакат коллекции

Обзорные лекции по дисциплине «Проектирование костюма»

Составила к.п.н., доцент Борисова Е.А.

Вопрос 63. Пропорции в костюме 1

Масштаб. Масштабность в костюме 1

Проявление метра и ритма в костюме 3

Вопрос 32. Форма костюма как объемно-пространственная структура 6

Вопрос 70. Пластика формы как функция свойств материалов, из которых она создана 10

10

Вопрос 35. Источники творческого воображения дизайнера 11

Трансформация природных форм 13

Разработка формы костюма по аналогии с народным костюмом 15

Обращение к историческому костюму в творчестве дизайнера 18

Архитектура как источник творческого вдохновения дизайнера 22

Живопись как источник творческого вдохновения дизайнера 24

Музыка и танец как источники творческого вжохновения дизайнера 24

Спорт как источник творческого вдохновения дизайнера 25

Вопрос 37. Художественная система «комплект» в проектировании костюма 26

Принципы организации предметов костюма в комплекты 26

Сопряжение форм и конструкций в комплектах 28

Основные этапы исторического сложения комплекта в костюме 30

Вопрос 42. Понятие «коллекция». Виды коллекций 31

Вопрос 56 Способы графической подачи коллекции. Фор-эскизы, технические рисунки, творческие эскизы и рекламный плакат коллекции 37

Вопрос 63. Пропорции в костюме

Пропорции. В искусстве – пропорции – размерные соотношения элементов формы. С древнейших времен человечество было занято поисками формулы красоты. Гармония – соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое целое. Пропорции можно разделить на две группы: простые (основанные на рациональных числах) и сложные (основанные на иррациональных числах, производных геометрических построений) простые пропорциональные отношения выражаются простыми числами 3:4:5 (египетский треугольник). Пропорции золотого сечения -выражается числом Ф. отношения золотого сечения можно представить в виде ряда2/3, 3/5, 5/8, 8/13 и т.д.

В моделировании одежды пропорции являются самым главным фактором в образовании формы. Простые пропорциональные соотношения выражаются дробным числом, где числитель и знаменатель – это целые числа от 1 до 8. Например, рукав ¾, мини-юбка 1/3, , пальто 7/8, свитер 2/3 от целого. Пропорциональные соотношения определяются интуитивно или задаются тенденциями моды.. каждое модное направление предлагает свои пропорциональные членения костюма и тем самым человека в костюме.


Масштаб. Масштабность в костюме

Масштаб определяется системой членений, соотношением частей и целого и является средством повышения эмоциональной выразительности формы, а также средством выявления структурных и композиционных связей между частями формы и ком­позиционной разработкой. Согласованность размерных показателей всех составляющих определяет степень грамотности построения форм костюма и его пластической выразительности.

Распределение масштабных характеристик в костюме обусловлено его назначением, стилевыми и модными особенностями, присущими данному периоду времени. Так, в ассортименте женской одежды пальтовой группы детали могут иметь значительно большую площадь, чем в ассортименте платьево-костюмной группы.

При рассмотрении категории масштаба различают пространственный и временной аспекты.

Пространственный аспект выявляет принцип связи элементов в определенный период времени и имеет значение на стадии проектного и эскизного поисков. При задании масштабных характерис­тик формы учитывают антропологи­ческий, структурный и композицион­ный уровни формообразования.

На антропологическом уровне фор­мообразования масштабную характеристику элементов формы задают условным разделением фигуры человека на так называемые, конструк­тивные пояса. Различают традиционно пояса: головной, шейный II, плечевой III, подмышечно-плечевой IV, подмышечный V, грудной VI, талиевый VII, бедрен­ный VIII, бедра ноги IX, коленный X, голенный XI.

При построении масштабного соотношения элементов костюма на лист бумаги наносится условная графическая сетка, соответствующая основным конструктивным поясам фигуры. В этом случае линейная прорисовка контуров фигуры необязательна, так как антропологический уровень является необходимым корректирующим моментом формообра­зования, пространственным каркасом, который осуществляет связь самых разных форм и элементов с фигурой и при любой стилизации сохраняет целостность и логику фор­мы.

На структурном уровне формообразования в основу масштабной характеристики закладывают пропорциональные соотношения частей фор­мы и ее объемов, эти соотношения варьируют в пределах антропологи­ческой модели фигуры. Варьирование подразумевает поиск эмоциональных и тектонических возможностей гар­монизации формы средствами мас­штабных величин.


На композиционном уровне формообразования масштабную характе­ристику определяет размер рисунка ткани, а также размер отдельных цветовых и тональных площадей, деталей, отделочных элементов. Группировка композиционных элементов повышает эмоциональное состояние формы. Масштабное варьирование по­зволяет придать большую монолит­ность форме, выявить ее пластичес­кое многообразие, подчеркнуть структурные особенности формооб­разования. Наиболее гармоничные решения достигают сочетанием трех групп элементов: мелких, средних, крупных. Принцип повторности и ста­бильности в сочетании этих групп обеспечивает гармонизацию формы,

В условиях промышленного проектирования все группы масштабных характеристик формы связаны единой системой гармонизации формы. В качестве гармонизирующего начала здесь выступает модуль или стан­дарт — размер, принимаемый за ос­нову при построении масштабных величин. Стандарт задается системой пропорционирования, типом симмет­рии формы, системой метроритми­ческих отношений, которые задают пластические решения.

Большое значение при этом придают проблеме корректировки масштаба, которая позволяет учитывать законы зрительного восприятия. Так, формы, расчлененные горизонтально, кажутся крупнее нерасчлененных форм, однако при возрастающей роли расчле­нений это ощущение исчезает. Вертикальные формы кажутся выше, нежели равновеликие им горизон­тальные, так же как светлые поверхности кажутся крупнее темных и т.д. Здесь вступает в свои права закон зрительной иллюзии.

Масштабные характеристики фор­мы имеют развитие во времени и непосредственно связаны с процессом формообразования.


Проявление метра и ритма в костюме

Закон повторения в дизайне проявляется тогда, когда линии, форма, цвет, текстура используются больше одного раза. Повтор придает ощущение упорядоченности.

Простой повтор состоит из одного повторяющегося элемента (ряд пуговиц, складки, мотив рисунка, форма карманов). Сложный повтор – когда в композиции повторяются элементы двух и более видов (цвет и рисунок, линии овала лица и форма выреза и аксессуаров). По способу организации элементов в дизайне повтор может приобретать различные направления: вертикальное, горизонтальное, диагональное, спиральное, радиально-лучевое (веерное). В каждом случае возникает новый характер движения, а значит, новое образное звучание.

Горизонтальный повтор элементов вызывает ощущение устойчивости и равновесия.

Вертикальный повтор – фигура приобретает стройность.

При диагональном и особенно при спиральном повторе возникает активное стремительное движение, обусловленное динамикой наклонных линий.

По частоте повтор бывает регулярным – с одинаковой частотой повторения, и нерегулярным. Из-за недостатка разнообразия регулярный повтор может быть утомительным. Нерегулярный повтор представляет большой интерес в дизайне, так как позволяет глазам сравнивать небольшие изменения.

Гармоничный внешний вид достигается при условии повторения контуров лица (овал лица) в формах вырезов, воротников, аксессуаров, рисунках и орнаментах.

Выбирая украшения или очки, остерегайтесь не нужно точно повторять в их контуре овал лица. Например, к круглому лицу больше подойдут серьги в форме овала, раковины или «слезы», чем абсолютно круглые. А квадратное лицо будет лучше смотреться с серьгами в форме треугольника, звездочки. Квадратные серьги только подчеркнут форму лица.

Закон градации можно представить как один из видов повторов. Она используется при необходимости создать более яркий и динамичный образ. Градация – когда два и больше идентичных элемента с каждым повторением изменяются в сторону увеличения или уменьшения. Этот закон подчеркивает качество постепенно изменяющегося элемента, заставляя глаза следить за этим процессом. Например, красный может постепенно переходить в коричневый, а оливковый плавно переходит в зеленый – это очень гармоничный эффект. Градация в одежде может проявляться в следующих видах:


  • изменяется величина чередующихся элементов при сохранении интервалов между ними,

  • сохраняется величина чередующихся элементов при изменении интервалов между ними,

  • изменяется и величина элементов, и интервалы между ними,

  • нарастание и убывание кривизны линий, наклонов этих линий к общей оси и друг к другу,

  • организация контрастности цвета (от светлого в темному), тональности и цветовых пятен.

Линия, форма, пространство, светлота, цвет часто используются в градации, но в тканях градацию трудно достичь, ее редко используют. Использование градации цвета дает удивительный эффект в создании образа. Если цвет глаз повторить в большой площади (в аксессуарах), то создается очень доверительный образ. Если в одежде повторить цвет кожи или волос, то создается индивидуальный элегантный образ.

Ритм является одним из важнейших композиционных средств. Он способствует организации всех элементов композиции, приведению их к порядку. Ритм – закономерное повторение и чередование соразмерных элементов, приводящее их к гармонической целостности и придающее композиции особую выразительность. В современной одежде ритм отделок, рисунков тканей и трикотажа, драпировок и складок применяется очень широко.

Частный случай ритма – это метр, который является геометрически правильным ритмом. Метр организует чередование равных по величине элементов через равные промежутки. Метрическая организация часто используется в композиции костюма. Она может быть рядовой и осевой. Рядовой метр – это размещение петель и застежек на одежде, складки на юбке. Осевая метрика проявляется в расположении карманов, клапанов, манжет, порядок распределения вертикальных конструктивных и декоративных линий – рельефов, вытачек, складок. Осевой метрический повтор обусловлен вертикальной осью симметрии фигуры человека. Метр обеспечивает композиции костюма упорядоченность, но, с другой стороны, придает ей некоторую монотонность.

Метрический порядок может за­медлить или усилить динамичность ритма. Благодаря ритму произведе­ния мы способны воспринять его образ.

Под ритмом подразумевается соот­ношение частей с учетом их после­довательности, чередование элемен­тов формы, которые создают раз­личные временные соотношения. Объединяясь в определенной после­довательности, части формы обра­зуют ритмические фигуры, из кото­рых в свою очередь складывается общий ритмический рисунок произ­ведения.