ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
Глава 4
С И М М Е Т Р И Я
СИММЕТРИЯ ПОЛНАЯ И СВОБОДНАЯ. Предельный случай равновесия - полная симметрия, когда одна половина формы является зеркальным отражением другой. Такая организация сокращает количество воспринимаемой информации ровно вдвое: стоит взглянуть на одну часть изображения, и мы будем в точности знать, что и как располагается в другой.
Отношение к полной, зеркальной, симметрии самое разное - как к вульгарному отсутствию вкуса, связи с тиранией или извращению, а иногда как к той единственной идее, с которой «человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство» (Г. Вейль, 8-37).
По всей видимости, стремление к полной симметрии заложено в природе человека и связано с противопоставлениями: «черное - белое», «день - ночь», «левое - правое», «верх - низ» и т.д. Кроме того, и зрение человека, и он сам практически симметричны.
«Ирония симметрии в том, что она может вызывать чувства прямо противоположные: раздражение и покой, подавленность и свободу, равнодушие и восторг. Вспомним у Пушкина: „В печальной симметрии стояла мебель у старухи"» (Н. Смолина, 38-
48).
В фотографии зеркальная симметрия встречается относительно редко - при съемке архитектуры, как отражение в зеркале или поверхности воды.
Если же понимать симметрию широко, как сочетание симметрии в расположении и асимметрии в деталях, такого рода композиции, наверное, составляют большинство. Стремление к симметрии заложено уже в самом горизонтальном формате кадра (большинство фотографий горизонтально). Необходимо уравновесить правую и левую части композиции, ее «крылья», часто они в большей или меньшей степени действительно похожи. Естественно, что в сочетании симметрия - асимметрия роль организующего начала остается за симметрией.
КОМПОЗИЦИЯ ВЕСЫ. Начинающий фотограф помещает главное в центр кадра и более ни о чем не заботится. Когда возникает желание расположить главный объект асимметрично, ближе к краю кадра, тут же хочется чем-то уравновесить его в другой ЧЕТВЕРТАЯ. СИММЕТРИЯ
части по принципу «что-то слева - что-то справа». Наверное, 90 из 100 снимков делаются в такой компоновке. И здесь масса возможностей - от полного формализма «человек справа, столб слева» до очень гармоничных и содержательных сочетаний, все зависит от вкуса фотографа и обстоятельств (илл. 128, 129; см. также с. 201).
Компоновку такого рода можно назвать Весы, она действительно их напоминает. Смысл Весов - установка на симметрию, сравнение, сопоставление двух крыльев.
Обычно это три выделенных элемента: два на периферии и один в центре. Причем разнесенные элементы справа и слева должны уравновешивать друг друга, в этом смысл Весов. Центральный элемент выполняет роль оси симметрии (илл. 130-132). Но он не обязателен, чаще встречаются Весы из двух выделенных элементов(илл. 133). Пример такой компоновки - разворот книги или журнала, осью симметрии в этом случае является линия сгиба.
Более того, возможны Весы и с одним зрительным центром (илл. 134; см. также с. 76). В этом случае пространство слева, симметричное фигуре, полно значения, глаз особенно внимательно рассматривает его.
Остается заключить: главная особенность композиции типа Весы состоит в том, что это композиция аналитическая по своей сути, она заставляет глаз вновь и вновь сравнивать два периферийных компонента, отыскивать в них похожие и контрастные черты, а потом неизбежно перейти к смыслу такого сопоставления.
Если слева мужчина, а справа женщина, симметричная композиция Весы сравнивает их, оценивает и, в конце концов, знакомит (илл. 135).
По сути, Весы - это еще один случай группирования по положению. Две
формы, симметрично расположенные относительно рамки кадра, связаны ЧАСТЬПЕРВАЯ. ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ
изобразительно, а потому и по смыслу. Возможны Весы как изолированная часть в сложной композиции. Две симметричные фигуры образуют устойчивую группу.
Интересно, что композиции с неполной симметрией, почти симметричные, с большими или меньшими отклонениями от симметрии справа и слева наиболее красивы. Они не так сухи и безжизненны, как при зеркальной симметрии, но и не настолько беспокойны, как явно асимметричные. Почти симметричные композиции спокойны, движение и жизнь в них не на поверхности, а в глубине, они скрыты в нюансах. Глаз постепенно находит множество отличий, сравнивает и анализирует, проникает в смысл. Путешествие по такой картине - настоящее удовольствие. Пример: «Тайная вечеря» Леонардо. Вытянутый горизонтальный формат усиливает повествовательность композиции, это показ, но одновременно и рассказ (илл. 136).
Подобная композиция позволяет соединить порядок со свободой, закономерность и уравновешенность сочетать с непринужденностью, а кроме всего прочего подобная композиция предлагает нам игру в сбывшиеся и несбывшиеся ожидания. Когда сходятся столь полные противоположности, как симметрия и асимметрия, такое сочетание может родить или полного урода, или нечто прекрасное (илл. 137; см. также с.281).
* *
Композиция на илл, 138 частично асимметричная. Два верхних круга смещены немного влево, уравновешивающий их нижний - вправо.
Выразительные очертания контрформы повторяются
справа и слева. Полностью симметричная композиция суха и безжизненна(илл. 139).
* *
На илл. 140 изображен монах с одной из картин Сезанна. Полная симметрия верхней части картины - голова,
. СИММЕТРИЯ
Частьпервая. Основы композиции
пустое пространство справа раздражает глаз (илл. 148, 149; см.также с.
116).
Причина явления не известна. Обычно это связывают с европейским порядком чтения слева направо. Однако ставились опыты с людьми, читающими как справа налево, так и сверху вниз, и даже с людьми, не умеющими читать. Восприятие не менялось. Другое объяснение - асимметрия мозга, предмет справа мы «видим» левым полушарием мозга, а слева - правым, каждый из двух глаз соединен со своим полушарием.
Два слова написаны справа налево, попробуйте прочитать их. В первом случае сделать это довольно трудно, приходится преодолевать сопротивление глаза, упорно читающего слева направо. А во втором - значительно легче, последняя буква зрительно выделена, глаз сразу попадает в конец слова и, возвращаясь назад в началу строки, автоматически читает слово в обратном порядке (илл. 150, 151).
Так что «ужасную» привычку глаза можно победить даже при чтении текста. Что же говорить о картине или фотографии, в которой центр внимания мо-
восприятия картины определяется только композицией и ничем иным.
ЧАСТЬПЕРВАЯ. ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ . СИММЕТРИЯ
соответственно нисходящей, или диагональю спуска. Иногда говорят о диагонали «борьбы» и противоположной ей диагонали «ухода».
Первая машина (илл. 157) зрительно поднимается в гору (ее подталкивает движение глаз), а вторая - скатывается вниз(илл. 158).
«Если диагональ, проведенная из левого нижнего угла в правый верхний, производит эффект восхождения а противоположная диагональ производит обратный эффект, то художник, изображающий фигуры, поднимающиеся по склону, идущему от левого верхнего угла в правый нижний, передает тем самым напряжение этого восхождения» (М. Шапиро, 45-152).
Полная симметрия выражает максимальную стабильность и покой, статику, зато композиция с выраженной асимметрией наоборот полна энергии и движения. Недаром большинство таких композиций диагональные, а диагональ — одна из самых активных, динамичных линий в кадре, она организует движение, она сама движение (илл. 159, см. также с. 143;илл. 160, см.
также с. 248).
* * *
Можно рассмотреть как пример известную картину
В. Сурикова «Боярыня Морозова». Суриков, как известно, пришил довольно широкую полосу холста снизу и только тогда сани «пошли». Здесь важен был след от саней на переднем плане (илл. 161).
Так вот, в зеркальном отражении вместо затрудненного движения саней на картине мы получим более быстрое и легкое по восходящей диагонали (илл. 162). Но, кроме того, меняется и смысл картины. Так, сильная связь поднятой руки боярыни и двуперстия юродивого справа будет читаться в другом порядке, группы сочувствующих и противников поменяются местами.