ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.05.2024

Просмотров: 123

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

9. Методическая подготовка будущего преподавателя изо

12. Особенности развития и формирования личности художника

20. Урок как основной вид обучения изобразительной деятельности. Структура и технология проведения уроков.

Урок на тему «Театральный костюм»

29. Методика обучения работе живописными материалами (акварель, гуашь, масляные краски и т.П.)

36. Особенности педагогических технологий и методик художественного образования.

39. Программа по изобразительной деятельности общеобразовательных школ б.М. Неменского. Общая характеристика.

48. Этапы работы над творческим проектом.

50. Дизайн и культура общества.

52. Дизайн как средство гуманизации техники. Социально-экономические функции дизайна.

60. Охарактеризуйте технический прогресс XIX–начала XX веков.

65. Стиль высоких технологий «Хай-Тек».

67. Теоретические концепции отечественного дизайна 1960-1980 годов

72. Формы и виды дизайнерского творчества, их особенности

СХКБ были хозрасчетными организациями, вели свою работу по договорам, заключенным с промышленными предприятиями, конструкторскими и научно-исследовательскими организациями. В 1963 г. СХКБ Мосгор- совнархоза заключило 85 договоров, объединило более 200 художников различных специальностей, создало многочисленные проекты станков, автомобилей, бытовых приборов и т. д.

Московский и Ленинградский Союзы художников приняли участие в подборе кадров для СХКБ Москвы и Ленинграда. К работе были привлечены архитекторы, художники-оформители (художники выставочного ансамбля), художники-прикладники. Но ни у художников-прикладников, ни у художников-оформителей не было дизайнерского опыта, знания профессии и понимания ее перспектив. Программа подготовки художников для промышленности в Советском Союзе велась на принципах прикладничества. Опыт ВХУТЕМАСа был забыт на несколько десятилетий. Непривычные для художников требования коммерции и неспособность справиться с ними по- дизайнерски надолго сохранили традицию украшательства промышленных изделий, с той только разницей, что теперь в украшательстве утвердился «дизайнерский функциональный стиль». В связи с нехваткой специалистов в области дизайна был поставлен вопрос о создании учебно-экспериментального центра. Им стала центральная учебно-экспериментальная студия Союза художников СССР, получившая название «Сенежской» (но месту расположения у Сенежского озера под Москвой). Здесь сложилось второе направлении советского дизайна - художественное проектирование, которое опиралось на изобразительное искусство, на художественную культуру в целом.

С деятельностью Сенежской студии связывались огромные надежды. Идея преодоления разрыва между искусством и производством, казалось, вот-вот будет воплощена в жизнь. Однако из художественного проектирования для промышленности ничего не получилось, так как связи студии с промышленностью просто-напросто не было. Методы подготовки слушателей были дизайнерскими, но приобретенные новые умения и навыки использовались в основном лишь для проектирования заказных экспозиций выставок и музеев. Оба направления - и художественное конструирование, и художественное проектирование - назывались дизайном, ибо их все же связывала общая направленность на внесение эстетического начала в предметную среду. И то и другое направление пыталось ассимилировать опыт современного западного дизайна, но результаты деятельности обоих были незначительными. Качество потребительских изделий осталось низким, эстетического преобразования городской среды так и не произошло.


Если результаты развития советского дизайна оценивать по критериям дизайна западного, то пришлось бы сказать, что он потерпел полный крах. Это отчетливо проявилось в сфере бытовых изделий. Долгое время в СССР на бытовые изделия существовал так называемый первичный спрос, когда спрос заведомо превышал предложение. За рубежом дизайн возник и развивался в условиях конкуренции на рынке сбыта, когда надо было бороться за покупателя. В нашей стране воссоздание дизайна в конце 1950-х - в 1960-е гг. совпало с периодом быстрого повышения материального уровня потребителя, резкого возрастания темпов жилищного строительства при одновременном значительном отставании производства бытовых изделий. В целом это были необычные условия для первого этапа формирования дизайна. Дизайнер в этих условиях получал прежде всего такой заказ от промышленности, который был связан с внутрипроизводственными интересами (снижение стоимости изделий и их материалоемкости, стандартизация узлов, унификация моделей и т. д.).

И это было вполне естественно, так как на этом этапе главная задача состояла в быстром увеличении количества выпускаемых изделий. Подобная же ситуация сложилась тогда в архитектуре, где снижение стоимости квадратного метра жилой площади стало лозунгом, определившим отношение к планировке квартиры, ее пространственному решению и т. д. Ситуация первичного спроса на бытовые изделия явно повлияла на отношение к деятельности дизайнера и на понимание того, что является основным в этой профессии. Одно время считалось, что задача дизайнера состоит в том, чтобы в интересах промышленности унифицировать быт. С изменением ситуации в системе «спрос - предложение», когда на многие виды бытовых изделий первичный спрос был удовлетворен и когда условия стал диктовать потребитель, выяснилось, что у дизайнера есть и другие, не менее важные задачи. Обнаружилось, что и сама промышленность заинтересована в дизайнере как в специалисте, не только способном решать внутрипроизводственные задачи, но и прежде всего помогающем решать проблемы взаимоотношения производства с уже весьма привередливым потребителем.

Кроме того, стало очевидным, что именно дизайнер может и должен помочь учесть при разработке изделия массового потребления не только интересы производства и просто функционально-технологические потребительские свойства, но и включенность вещи в конкретную культурную ситуацию. Оказалось, что спрос и оценка потребителем изделия зависит от многих условий: от принадлежности к определенной социально- профессиональной группе, от степени престижности изделий, от новизны их формы и т. д. Все это входит в компетенцию именно дизайнера, и никто, кроме него, в сфере проектирования и производства изделий не может решать эти задачи.


В то же время стало ясно, что многие производственные задачи с успехом могут решать другие специалисты. В результате обнаружилось, что дизайнеры занимались лишь частью проблем, относящихся к сфере их деятельности, что многие собственно дизайнерские проблемы почти не разрабатывались. В их числе художественные проблемы формообразования, учет ценностных ориентации и потребительских предпочтений различных слоев населения и др. Можно сказать, что центр сферы деятельности дизайна (прежде всего в области бытовых изделий) был смещен в сторону внутрипроизводственных интересов промышленности за счет интересов потребителя.

Отсутствие в условиях плановой экономики и первичного спроса давления со стороны потребителя привело в свое время к односторонней критике такого явления, как стайлинг. Отвергались не только действительно неприемлемые для нас черты этого явления в зарубежном дизайне, но и чисто профессиональные приемы учета ценностных ориентации и вкусов населения. Зарубежные специалисты (маркетологи, экономисты, психологи) уже долгое время внимательно изучали поведение потребителя до покупки товара и в процессе его приобретения. Крупные дизайнерские фирмы всегда пользовались подобными услугами. Анализировались факторы, влияющие на решение потребителя, сам акт принятия решения, составлялись его модели, разрабатывались теории, проводились опыты.

Процесс принятия решения рассматривался на фоне психологического поля, определяемого пятью переменными и функциональными отношениями между ними: акт покупки, потребительская мотивация, отношение потребителя к товару, реклама, время. Наши исследователи, изучающие поведение потребителя, были далеки от учета многих нюансов в этом поведении, на которые давно обратили внимание зарубежные исследователи.


72. Формы и виды дизайнерского творчества, их особенности

Глобализационные процессы в дизайне сопровождаются специализацией проектировщиков, хотя это разграничение весьма условное и многие дизайнеры успешно работают в нескольких сферах одновременно. Выделим основные три вида современной дизайнерской творчества:

• промышленный дизайн;

• графический дизайн;

• дизайн среды.

Дизайн промышленных изделий - художественно-проектная деятельность, направленная на разработку промышленных изделий с высокими потребительскими качествами. Эта деятельность охватывает проектирование самых разнообразных предметов и их комплексов для последующего изготовления промышленным способом, а от дизайнера требует всесторонней подготовки.

Графический дизайн (прежнее название промышленная графика) также является продолжателем многовековых традиций графического искусства и единственность! из самых распространенных видов дизайнерского творчества. Получив вместе с рекламой второе дыхание в начале XX века, прикладная графика сегодня охватывает практически все сферы жизни общества. Целью деятельности является визуализация информации, предназначенной для массового распространения посредством полиграфии, кино, телевидения, а также создание графических элементов для промышленных изделий и предметной среды. Графический дизайн занимает важное место в сферах коммерции, промышленности, культуры. Сегодня рекламная графика является разновидностью функционально направленной коммуникативной деятельности, а графический дизайн представляет собой довольно развитую и насыщенную смысловыми оттенками отрасль художественной жизни общества. Специалистами он признается особой формой эстетического мышления, которая активно влияет на другие виды дизайна.

К традиционным видам книжного и плакатного оформления, упаковки, этикеток, разработок фирменных знаков и фирменных стилей, шрифтов сначала добавилась коммуникативная отрасль (в интерьерах зданий, на просторах населенных пунктов и дорогам), позже - заставки, рекламные ролики на телевидении, а в последнее десятилетие XX в. - Компьютерное проектирование (трехмерная графика, сайты, баннерная реклама). WEB-дизайн разрабатывает Интернет-ресурсы (сайты, баннерную рекламу) и является разновидностью графического дизайна.

Дизайн среды охватывает интерьеры и внешнее архитектурную среду. Сегодня появилось понятие ландшафтного дизайна, объединяет традиционные садово-парковое искусство и ландшафтную архитектуру. Дизайн выставочных экспозиций, праздничного оформления среды занимает место на стыке графического и дизайна архитектурной среды, обладая специфическими особенностями и уже сложившимися традициями. Дизайн среды - это проектирование комплексных объектов с позиций широкого охвата проблемы взаимоотношений человека с природой, предметно-пространственным и социокультурным окружением. По характеру объекта разработки дизайн среды делится на следующие разновидности: городской дизайн, дизайн производственной среды, дизайн жилой среды.


Каждая из трех названных ветвей современного дизайна делится на большое количество специализаций. Однако методические принципы деятельности дизайнеров внутри каждой разновидности остаются общими, только с некоторым корректировкой на особенности объекта разработки. Методические принципы дизайна - фундамент, на который опирается дизайнер в своей работе. Они определяют содержание и последовательность проектных действий.

Арт-дизайн - создание объекта дизайна с подчеркнуто художественными качествами в малых тиражах или единичном экземпляре, т. с. «Эксклюзив». Особенность арт-дизайна заключается в том, что усилия дизайнера направлены, в первую очередь (и часто единственно), на организацию художественных впечатлений, полученных от образа объекта восприятия. Изделия лишаются утилитарного значения (или сохраняют его в малой степени) и становятся почти исключительно декоративными, выставочными, то есть фактически проектируются эмоции. В связи с переходом к рынку «эмоциональных покупок» опыт создания произведений арт-дизайна все шире используется в проектировании продукции индустриального дизайна или декоративных панно.

Нон-дизайн - качественно новое явление, в буквальном переводе не-дизайн, т.е. дизайн-консалтинг (консультирование по вопросам дизайн-деятельности). Этот термин указывает на отсутствие применения традиционно проектных методов дизайна, а вместо этого появлении качественно нового типа дизайнера-консультанта, который мог бы соединить технологии, проектирование, психологию и маркетинг в специальную службу руководства бизнесом, т.е. выполнение экспертной работы для высшей промышленной администрации [34 ], организовать процессы управления производством и сбытом, прогнозировать развитие WEB-ресурсов. ,

Концептуальный дизайн отличается от промышленного дизайна, поскольку в основном существует как самовыражения дизайнера высокой квалификации на уровне идеи, может быть новым созданным стилем, новой формой и никогда не воплощенной в массовое производство. Однако концепция в проекте всегда должно присутствовать, поскольку концепция - это основная идея, совокупность представлений о будущем дизайн-объект, содержательная направленность задач и средств проектирования. Концепция может существовать на разных уровнях - от концепции дизайна как деятельности, которая дает представление об особенностях этого вида проектирования и формулирует его общие принципы, концепции конкретного изделия, связанной с творческой позицией дизайнера и задачей данной проектной разработки. Концепция дизайна как деятельности имеет научно-теоретический характер: дизайн рассматривается как предмет исследования и объект моделирования. Основные типы общих концепций: системная (системный подход в целостном контексте), аксиологическая (ценностный подход в культурном контексте).