ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.08.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рабочая тетрадь «Курс вожатого»

студент__ _____ курса, группы _______, факультета__________________________

_____________________________________

СОДЕРЖАНИЕ.

  1. Детский лагерь: цели, задачи, функции…………………………………………….…..3

  2. Принципы деятельности детского лагеря……………………………………………...3

  3. Особенности и социально-педагогические потенциалы лагеря……………………...4

  4. Логика развития лагерной смены……………………………………………………..…7

Задание № 1…………………………………………………………………………….…8

  1. Диагностика особенностей детей и детского коллектива лагере…………………….9

  2. Особенности работы с различными возрастными группами в условиях лагеря…..10 Задание № 2……………………………………………………………………………..11

  3. Функции органов самоуправления в отряде………………………………………….14

Задание № 3……………………………………………………………………………..14

  1. Организационный сбор отряда………………………………………………………...15

  2. Примерный план работы отряда на смену……………………………………………16

Задание № 4……………………………………………………………………………..16

  1. Формы воспитательной работы……………………………………………………….17

  2. Азбука форм работы…………………………………………………………………...18

Задание № 5……………………………………………………………………………..18

  1. Название дел……………………………………………………………………………20

  2. Экспертиза плана работы на смену…………………………………………………...21

  3. Деятельность педагога при управлении развитием детского коллектива…………21

Задание № 6……………………………………………………………………………..22

  1. Коллективно творческие дела (КТД)………………………………………………...25

  2. Схема анализа дня…………………………………………………………………….26

  3. Я собираюсь в лагерь………………………………………………………….………26


Задание № 7…………………………………………………………………………….26

  1. Примечания……………………………………………………………………………..27

Составитель тетради Тимонина Л.И. кпн, доцент кафедры педагогического образования, начальник управления учебно-методического обеспечения образовательных программ КГУ им. Н.А. Некрасова.

  1. Детский лагерь: цели, задачи, функции.

Детский лагерь – это учреждение, организующее активный, полезный, оздоровительный отдых детей в возрасте от 7 до 16 лет. Несмотря на многообразие и различие детских лагерей, они сохраняют общность, так как это воспитательная организация, дающая возможность решать многие задачи, а главное именно лагерь создает благоприятные условия для полезного полноценного отдыха детей и подростков их социализации.

Детские лагеря значительно отличаются друг от друга по содержанию, формам, методам работы, по возрастному и качественному составу отдыхающих детей, цели и задачи лагерей отличаются друг от друга. Приоритетными становятся задачи наиболее важные для конкретного педагогического коллектива, лагеря. Тем не менее, можно выделить общие цели и задачи деятельности всех детских лагерей, не зависимо от того какой это лагерь. Эти цели и задачи определяют специфичность лагеря как воспитательной организации, его миссию.

Основными целями и задачами работы педагогического коллектива в деятельности детского лагеря можно считать следующие:

  • создание необходимых условий для оздоровления, отдыха и рационального использования каникулярного времени детей с опорой на возможности социально-территориального окружения лагеря;

  • удовлетворение возрастных и индивидуальных потребностей детей, развитие их интересов и способностей;

  • физическое и духовное развитие детей; формирование у них общей культуры и навыков здорового образа жизни;

  • создание условий для самоопределения и творческой самореализации детей;

  • создание максимальных условий для быстрой адаптации воспитанников в новых условиях с учетом возрастных особенностей.


Главная цель деятельности лагерей – это, прежде всего, организация отдыха, но при этом ключевым является организация процесса ценностного ориентирования детей в пространстве свободного времени; привнесение этой ценности в жизнедеятельность группы и во внутренний мир каждого участника лагеря.

Функции детского лагеря, его значение, роль можно определить следующим образом:

  • рекреационная – создание условий для полноценного отдыха и оздоровления детей, сохранение и поддержание их физического здоровья;

  • воспитательная – содействие нравственному становлению личности, развитие творческих способностей, формирование социального опыта ребенка;

  • образовательная: систематическое обучение или дополнительное образование в различных направлениях (художественно-прикладное, техническое, юннатско-биологическое, экологическое, спортивное, хореографическое, музыкальное, драматическое) с целью создания полезного эмоционально значимого для ребенка проведения каникулярного времени, содействие развитию способностей ребенка, определению жизненных планов, самоопределению;

  • развивающая: развитие духовно-ценностной ориентации детей; организация пространства личностного самоопределения, стимулирование процессов самопознания, самопроектирования, выступающих основой для выработки каждым ребенком позиции субъекта деятельности; построение различных сообществ для реализации возможностей детей;

  • компенсирующая – компенсация отсутствующего в основном образовании, в деятельности образовательных учреждений, семейном воспитании;

  • общественно-ориентировочная: включение детей в различные виды социальной деятельности, раскрытие перед ними смыслов, ценностей, назначения, содержания и специфики деятельности; организация общения, в котором активность человека направлена на взаимодействие с людьми; предметно-практической деятельности, в которой происходит реализация активности, связанной с освоением и преобразованием социальной среды, с созданием и использованием духовных и социальных ценностей;

  • защитная – защита ребенка от негативных влияний среды;

  • интегрирующая и корректирующая различные влияния, которые испытывает ребенок в повседневной жизни.


  1. Принципы деятельности детского лагеря.

Деятельность детского лагеря опирается на определенные принципы, основополагающие идеи, ценностные основания. Эти принципы не противоречат основным принципам гуманистической педагогики. То есть педагоги, работающие в лагере опираются на принципы гуманистической направленности воспитания, центрации воспитания на развитии личности, культуросообразности, природосообразности, принцип вариативности, коллективности социального воспитания, принцип диалогичности, незавершимости воспитания. Для ценностного ориентирования детей в пространстве свободного времени особую значимость приобретают следующие принципы:

Принцип субъектности в педагогическом взаимодействии как общее руководящее положение предписывает педагогу в работе с детьми учитывать потенциальные возможности всех детей стать субъектами деятельности, поведения, отношений став в конечном итоге – созидателем собственных ценностных отношений. Реализация данного принципа предполагает оказание содействия ребенку в определении и совершенствовании его отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру, к своей деятельности.

В работе лагеря обеспечивается восхождение ребенка к субъектности во взаимодействии при свободном его выражении собственного «Я»; толерантном вступлении в диалог в рамках разновозрастной группы и группы сверстников как взаимной трансляции одного «Я» другому «Я» своего внутреннего мира; предвидении и прогнозировании результатов собственной деятельности; свободном выборе видов, форм и направленности взаимодействия; оценивании результатов взаимодействия и планировании новых.

Принцип раскрытия ценностной сущности объектов реального мира в педагогическом взаимодействии предполагает постоянное раскрытие и углубление в ценностную сущность предмета, поиск в нем общечеловеческой значимости. Данный принцип предполагает добровольное включение субъекта в различные виды деятельности; помощь в определении субъектом цели – доступной, понятной и осознанной; свободу в выборе средств и способов достижения поставленной цели.

Возможности загородного детского лагеря как воспитательной организации влияют на личностное развитие ребенка через сопоставление характера отношений в разного вида группах, через отношения к «другому», к себе, к группе, к делу, отношение к социальным ценностям, преобладающее эмоциональное настроение. Таким образом, практика реальной жизни загородного детского лагеря как воспитательной организации будет определять просоциальный характер процесса самоизменения.


Принцип целостности в педагогическом взаимодействии предполагает ориентирование педагогического внимания во взаимодействии с ребенком на отношение, проявляемое им в момент взаимодействия его с окружающим миром, на педагогическое интерпретирование форм проживаемого отношения. Реализация данного принципа предполагает интерпретацию отдельных актов, поступков, деятельности ребенка на осмысление своей связи с объектом, направляя его усилия по каналу – разум, эмоция, действие (В.Н. Мясищев). При этом педагог раскрывает для ребенка существующий объект с той ценностной стороны, которая ранее никогда не попадала в центр его внимания.

Данный принцип требует обеспечения рационального, эмоционального и практическо-действенного отношения ребенка к объектам реального мира; выражения личностного отношения наглядно; определения ведущего ценностного отношения в момент взаимодействия ребенка с действительностью; инициирования деятельности детей как их активного отношения к явлениям окружающей реальности.

Реализуя эти принципы, вожатые и воспитатели работающие в лагере ориентируются и на принципы характерные непосредственно для загородного детского лагеря. К таким принципам можно отнести:

  • безопасность, обеспечение сохранности жизни и здоровья детей, защита прав и личного достоинства детей;

  • учет индивидуальных интересов, личностного развития и самореализации ребенка в сочетании с соблюдением социальных норм и правил детского лагеря;

  • гуманный характер отношений и оздоровительно-образовательных программ;

  • единоначалие в сочетании с детским и педагогическим самоуправлением;

  • добровольное включение детей в деятельность;

  • многопрофильность деятельности, обеспечивающая возможности выбора;

  • свобода общения;

  • творческий характер деятельности;

  • сотрудничество детей и взрослых.