ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.08.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 1
Рабочая тетрадь «Курс вожатого»
студент__ _____ курса, группы _______, факультета__________________________
_____________________________________
СОДЕРЖАНИЕ.
Детский лагерь: цели, задачи, функции…………………………………………….…..3
Принципы деятельности детского лагеря……………………………………………...3
Особенности и социально-педагогические потенциалы лагеря……………………...4
Логика развития лагерной смены……………………………………………………..…7
Задание № 1…………………………………………………………………………….…8
Диагностика особенностей детей и детского коллектива лагере…………………….9
Особенности работы с различными возрастными группами в условиях лагеря…..10 Задание № 2……………………………………………………………………………..11
Функции органов самоуправления в отряде………………………………………….14
Задание № 3……………………………………………………………………………..14
Организационный сбор отряда………………………………………………………...15
Примерный план работы отряда на смену……………………………………………16
Задание № 4……………………………………………………………………………..16
Формы воспитательной работы……………………………………………………….17
Азбука форм работы…………………………………………………………………...18
Задание № 5……………………………………………………………………………..18
Название дел……………………………………………………………………………20
Экспертиза плана работы на смену…………………………………………………...21
Деятельность педагога при управлении развитием детского коллектива…………21
Задание № 6……………………………………………………………………………..22
Коллективно творческие дела (КТД)………………………………………………...25
Схема анализа дня…………………………………………………………………….26
Я собираюсь в лагерь………………………………………………………….………26
Задание № 7…………………………………………………………………………….26
Примечания……………………………………………………………………………..27
Составитель тетради Тимонина Л.И. кпн, доцент кафедры педагогического образования, начальник управления учебно-методического обеспечения образовательных программ КГУ им. Н.А. Некрасова.
Детский лагерь: цели, задачи, функции.
Детский лагерь – это учреждение, организующее активный, полезный, оздоровительный отдых детей в возрасте от 7 до 16 лет. Несмотря на многообразие и различие детских лагерей, они сохраняют общность, так как это воспитательная организация, дающая возможность решать многие задачи, а главное именно лагерь создает благоприятные условия для полезного полноценного отдыха детей и подростков их социализации.
Детские лагеря значительно отличаются друг от друга по содержанию, формам, методам работы, по возрастному и качественному составу отдыхающих детей, цели и задачи лагерей отличаются друг от друга. Приоритетными становятся задачи наиболее важные для конкретного педагогического коллектива, лагеря. Тем не менее, можно выделить общие цели и задачи деятельности всех детских лагерей, не зависимо от того какой это лагерь. Эти цели и задачи определяют специфичность лагеря как воспитательной организации, его миссию.
Основными целями и задачами работы педагогического коллектива в деятельности детского лагеря можно считать следующие:
создание необходимых условий для оздоровления, отдыха и рационального использования каникулярного времени детей с опорой на возможности социально-территориального окружения лагеря;
удовлетворение возрастных и индивидуальных потребностей детей, развитие их интересов и способностей;
физическое и духовное развитие детей; формирование у них общей культуры и навыков здорового образа жизни;
создание условий для самоопределения и творческой самореализации детей;
создание максимальных условий для быстрой адаптации воспитанников в новых условиях с учетом возрастных особенностей.
Главная цель деятельности лагерей – это, прежде всего, организация отдыха, но при этом ключевым является организация процесса ценностного ориентирования детей в пространстве свободного времени; привнесение этой ценности в жизнедеятельность группы и во внутренний мир каждого участника лагеря.
Функции детского лагеря, его значение, роль можно определить следующим образом:
рекреационная – создание условий для полноценного отдыха и оздоровления детей, сохранение и поддержание их физического здоровья;
воспитательная – содействие нравственному становлению личности, развитие творческих способностей, формирование социального опыта ребенка;
образовательная: систематическое обучение или дополнительное образование в различных направлениях (художественно-прикладное, техническое, юннатско-биологическое, экологическое, спортивное, хореографическое, музыкальное, драматическое) с целью создания полезного эмоционально значимого для ребенка проведения каникулярного времени, содействие развитию способностей ребенка, определению жизненных планов, самоопределению;
развивающая: развитие духовно-ценностной ориентации детей; организация пространства личностного самоопределения, стимулирование процессов самопознания, самопроектирования, выступающих основой для выработки каждым ребенком позиции субъекта деятельности; построение различных сообществ для реализации возможностей детей;
компенсирующая – компенсация отсутствующего в основном образовании, в деятельности образовательных учреждений, семейном воспитании;
общественно-ориентировочная: включение детей в различные виды социальной деятельности, раскрытие перед ними смыслов, ценностей, назначения, содержания и специфики деятельности; организация общения, в котором активность человека направлена на взаимодействие с людьми; предметно-практической деятельности, в которой происходит реализация активности, связанной с освоением и преобразованием социальной среды, с созданием и использованием духовных и социальных ценностей;
защитная – защита ребенка от негативных влияний среды;
интегрирующая и корректирующая различные влияния, которые испытывает ребенок в повседневной жизни.
Принципы деятельности детского лагеря.
Деятельность детского лагеря опирается на определенные принципы, основополагающие идеи, ценностные основания. Эти принципы не противоречат основным принципам гуманистической педагогики. То есть педагоги, работающие в лагере опираются на принципы гуманистической направленности воспитания, центрации воспитания на развитии личности, культуросообразности, природосообразности, принцип вариативности, коллективности социального воспитания, принцип диалогичности, незавершимости воспитания. Для ценностного ориентирования детей в пространстве свободного времени особую значимость приобретают следующие принципы:
Принцип субъектности в педагогическом взаимодействии как общее руководящее положение предписывает педагогу в работе с детьми учитывать потенциальные возможности всех детей стать субъектами деятельности, поведения, отношений став в конечном итоге – созидателем собственных ценностных отношений. Реализация данного принципа предполагает оказание содействия ребенку в определении и совершенствовании его отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру, к своей деятельности.
В работе лагеря обеспечивается восхождение ребенка к субъектности во взаимодействии при свободном его выражении собственного «Я»; толерантном вступлении в диалог в рамках разновозрастной группы и группы сверстников как взаимной трансляции одного «Я» другому «Я» своего внутреннего мира; предвидении и прогнозировании результатов собственной деятельности; свободном выборе видов, форм и направленности взаимодействия; оценивании результатов взаимодействия и планировании новых.
Принцип раскрытия ценностной сущности объектов реального мира в педагогическом взаимодействии предполагает постоянное раскрытие и углубление в ценностную сущность предмета, поиск в нем общечеловеческой значимости. Данный принцип предполагает добровольное включение субъекта в различные виды деятельности; помощь в определении субъектом цели – доступной, понятной и осознанной; свободу в выборе средств и способов достижения поставленной цели.
Возможности загородного детского лагеря как воспитательной организации влияют на личностное развитие ребенка через сопоставление характера отношений в разного вида группах, через отношения к «другому», к себе, к группе, к делу, отношение к социальным ценностям, преобладающее эмоциональное настроение. Таким образом, практика реальной жизни загородного детского лагеря как воспитательной организации будет определять просоциальный характер процесса самоизменения.
Принцип целостности в педагогическом взаимодействии предполагает ориентирование педагогического внимания во взаимодействии с ребенком на отношение, проявляемое им в момент взаимодействия его с окружающим миром, на педагогическое интерпретирование форм проживаемого отношения. Реализация данного принципа предполагает интерпретацию отдельных актов, поступков, деятельности ребенка на осмысление своей связи с объектом, направляя его усилия по каналу – разум, эмоция, действие (В.Н. Мясищев). При этом педагог раскрывает для ребенка существующий объект с той ценностной стороны, которая ранее никогда не попадала в центр его внимания.
Данный принцип требует обеспечения рационального, эмоционального и практическо-действенного отношения ребенка к объектам реального мира; выражения личностного отношения наглядно; определения ведущего ценностного отношения в момент взаимодействия ребенка с действительностью; инициирования деятельности детей как их активного отношения к явлениям окружающей реальности.
Реализуя эти принципы, вожатые и воспитатели работающие в лагере ориентируются и на принципы характерные непосредственно для загородного детского лагеря. К таким принципам можно отнести:
безопасность, обеспечение сохранности жизни и здоровья детей, защита прав и личного достоинства детей;
учет индивидуальных интересов, личностного развития и самореализации ребенка в сочетании с соблюдением социальных норм и правил детского лагеря;
гуманный характер отношений и оздоровительно-образовательных программ;
единоначалие в сочетании с детским и педагогическим самоуправлением;
добровольное включение детей в деятельность;
многопрофильность деятельности, обеспечивающая возможности выбора;
свобода общения;
творческий характер деятельности;
сотрудничество детей и взрослых.