ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.08.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 1
Азбука форм работы. Задание № 5.
А – агитбригада, акция
Б –базар
В –
Г –
Д –
Е –
Ж-
З-
И-
К –
Л –
М –
Н –
О –
П –
Р –
С –
Т –
У –
Ф –
Х –
Ц –
Ч –
Ш –
Э –
Ю –
Я -
Название дел.
7 – ка
А что у вас?
Алый парус
Аукцион знаний
Бал при свечах
Бонжур, мадам!
Бродячий цирк
Быстрые и меткие
Бюро находок
В гостях у сказки
В стране небылиц
Ваш билетик?
Верю – не верю
Вечер буквы «А»
Вечер веселых затей
Волшебники изумрудного города
Время решений
Встреча друзей
Встреча за квадратным столом
Выбор
Гиннес шоу
Гонка за лидером
Гордиев узел
Гостевание
Гусарский бал
Два корабля
Двенадцать стульев
День неожиданностей
День пластилиновой игрушки
День творчества
Дерево идей
Дискомир
Живые картины истории
Жили – были
За окнами август
Заблудились!
Заседание географического общества
Звездная карта моего миро
Звездный штурвал
Звучащие краски
Здравствуйте!
Знай и умей, сил не жалей, пой, веселись, силой гордись!
Исторический концерт
Историческое лото
Карнавал сказочных героев
Ключи от старого замка
Кольцовка песен
Конкурс великих капитанов
Конкурс архитекторов
Конкурс градостроителей из песка
Конкурс знатоков звездного неба
Конкурс рисованных фильмов
Конкурс Шерлоков Холмсов
КООТ (клуб обыкновенных открытий)
Космическое (морское, историческое, лесное, летнее) путешествие
Костромское поле славы
Крепкий орешек
Крестики – нолики
Крошка в ладошку
Кто в доме хозяин?
Кто во что горазд
Куча мала
Ледовое побоище
Лесная сказка
Лесные робинзоны
Лунарий
Мама, папа – это я, узнаете ли меня?
Марафон игр
Маршрутная игра
Мелкие пакости
Мир твоих увлечений
Млечный путь
Морской бой
Мудрая голова
Музей «Заходи – глазей»
Музей восковых фигур
Мы строим дом
На старт!
Народные гулянья
Не опоздай на свидание с собой
Необитаемый остров
Новогодний калейдоскоп
Один в поле не воин
Олимпийские игры
Опять 25
Осколки миров
От всей души
Палочка – выручалочка
Перепутаница
Побеждают дружные
Познай себя – пойми меня
Поляна чудес
Поспорим с великими
Пошли в театр
Поэтическое сражение
Праздник песни
Путешествие в зачарованный лес
Путешествие в Карманию
Путешествие по книжному океану
Путешествие по лесной тропинке
Пыль столбом
Рецепт хорошего настроения
Робинзонада
Рыцарский турнир
С песней по жизни
Саморазвивающийся спектакль
Светский салон
Секрет для маленькой компании
Секреты страны здоровья
Семейный вечерок
Следопыт
Снежная скульптура
Снежный ком
Снимаем кино
Сокровищница
Солнцеворот
Супер-дупер-спорт игра
Тайны старого двора
Там на неведомых дорожках
Телемост
Тропа ужасов
Учиться, чтобы знать
Цветик-семицветик
Час веселых испытаний
Час песни
Час ученичества
Чему учат в школе
Чередование творческих поручений
Читайгород
Что в имени моем?
Что могут наши руки при умной голове?
Что такое, кто такой?
Чудеса из бабушкиного сундучка
Шкатулка с секретом
Школа огородных пугал
Школьные годы чудесные
Шумиха
Эскиз удивительной жизни
Экспертиза плана работы на смену.
Соответствует ли количество дней смены, заложенных в плане, реальному?
Можно ли в плане увидеть основные периоды смены?
Чем дела оргпериода отличаются от основного и итогового периодов?
Есть ли в плане дела, задающие образцы поведения и деятельности?
Насколько дела смены разнообразны: по содержанию (искусство, спорт, политика, общественно-полезный труд, познание, досуг…), по форме (соревнование, творческий конкурс, вечер, агитбригада, акция, газета, дискотека, тематический день, защита, игра, конференция, концерт, линейка, зарядка, марафон, марш, митинг, огонек, операция, олимпиада, парад, разведка, сбор, смотр, рейд, театр, чемпионат, экскурсия…)?
Предусмотрено ли в плане усложнение дел, изменение позиции детей (от созерцателя, участника, до деятеля, творца)?
Нет ли в плане повторений одних и тех же дел в разные периоды смены? Если есть, то чем это оправдано?
Нет ли в плане близких по содержанию, форме и эмоциям дел стоящих рядом?
Учитываются ли планом возрастные и индивидуальные особенности детей? Будут ли дела им интересны, полезны, достаточно сложны и в тоже время посильны? Будет ли возможность реализовать собственные интересы и потребности, развивать способности каждого ребенка?
Учитываются ли в плане эмоциональные колебания («маятник» – последовательная смена бодрого, радостного настроения, более спокойным)? Учитываются ли спады и подъемы настроения в лагере (спад на 4-5 день, в середине смены, подъем в начале и в конце смены)?
Есть ли в плане дела, способствующие развитию коллектива отрядов (огонек знакомства, игры на знакомство, МФР, вечер «Здравствуйте», отряд в гостях у отряда, отрядные проекты разного уровня сложности, самоаттестация…)? С какой периодичностью в плане стоят отрядные дела? Сколько их? Какими они могут быть по содержанию и форме?
Учитываются ли в плане красные даты календаря?
Есть ли в плане совсем новые, неизвестные для тех, кто в лагере не первый раз дела?
Насколько оправданы повторы дел с прошлых лет?
Есть ли в плане дела, позволяющие перевести дух, расслабиться, снять напряжение?
Учитываются ли в плане возможности природного окружения, материальной базы лагеря?
Есть ли в плане дела, позволяющие детям научиться чему-то новому, развить свои способности?
Учитывает ли план возможности педагогического отряда и каждого его члена?
Если каждый ребенок проживет смену по этому плану, станет ли он более активным, деятельным? Сможет ли он открыть в себе какие-то новые положительные качества, способности, приобрести новые знания и умения? Сможет ли он отдохнуть, поддержать здоровье? Захочется ли ему приехать в лагерь еще раз? Будет ли решена основная задача смены?
Деятельность педагога при управлении развитием детского коллектива.
Первичным коллективом загородного детского лагеря является отряд. Отряд – это группа, которую важно видеть единым целым. В то же время, отряд – это совокупность отдельных личностей, каждая из которых оригинальна. Известно, что определяющее влияние на формирование личности оказывают законы, нормы, правила общества. Вместе с тем каждый ребенок является членом сравнительно небольших по численности групп людей, в том числе отряда. В каждом отряде складывается своя система отношений, свои нормы поведения, деловой стиль, эмоциональный микроклимат. Это существенным образом отражается на образе мыслей, чувствах, поступках человека, его активности. Изучая детский коллектив, Л.И. Уманский, выделил уровни его развития – номинальная группа, ассоциация, кооперация, корпорация, коллектив:
Номинальная группа. Она создается из ранее непосредственно не знакомых детей, оказавшихся (или собранных) на одном пространстве и в одно время. Взаимоотношения и взаимодействия в данной группе поверхностны и ситуативны.
Ассоциация – группа, имеющая общую цель (чаще ее одинаковость), официальную структуру, но не действующая как целое (здесь деятельность каждого преимущественно носит индивидуальный характер), поэтому в такой группе не развиты ни организационное единство, ни психологичная коммуникативность.
Кооперация – группа с реальной и успешно действующей организационной структурой, высоким уровнем групповой подготовленности и сотрудничества. Ее межличностные отношения носят сугубо деловой характер, подчиненный достижению результата в выполнении конкретной задачи в том или ином виде деятельности.
Характерной чертой корпорации является ее автономизация – отчуждение от других групп и общностей, противопоставление себя им.
Коллектив характеризуется высоким внутренним единством по всем подструктурам и общим качествам. В нем происходит процесс обособления, эталонизации (монореферентности), внутренней спаянности; выход группы на межгрупповое общение и взаимодействие, становление ее как части более широкой общности, а через нее и общества в целом.
Анализируя теорию Л.И. Уманского, А.Г. Кирпичник данные уровни выделил как этапы коллективообразования. Так, в летних загородных лагерях можно увидеть, как большинство отрядов проходят путь от номинальных групп через ассоциации (4-5 день – смена 21 день) и кооперации (середина смены) к коллективам (последняя треть смены).
Важным в рассмотрении данного вопроса является выделение Л.И. Уманским критериев развития группы:
Групповая направленность, под которой понимается ценность принятых группой целей, мотивов деятельности, групповых норм. Основой группового сознания, определяющего направленность группы, является гуманность принимаемых группой норм взаимодействия, взаимоотношений. В случае наличия устойчивых антигуманных норм (жестокости, недоброжелательности, обмана, насилия и так далее) группа становится асоциальным объединением.
Способность группы к самоуправлению (самоуправляемость).
Подготовленность группы к совместной деятельности. Необходимо подчеркнуть зависимость этой подготовленности от особенностей самой деятельности – ее сложности, уровня творчества, вида, формы и так далее.
В продолжение, Л.И. Уманский указывает на три взаимосвязанных показателя развития группы: интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность:
Интеллектуальная коммуникативность – это процесс межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождение общего языка, способность членов группы слушать и понимать друг друга. Данный показатель отражает мыслительную коммуникативность, коллегиальность выработки общего мнения, динамичный баланс между интеллектуальной самостоятельностью членов группы и конформизмом.
Эмоциональная коммуникативность – это межличностные связи, характеризующиеся взаимной симпатией, дружбой. Эмоциональное единство группы проявляется в общегрупповом эмоциональном настрое в совместной деятельности.
Волевая коммуникативность – это способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее стрессоустойчивость, надежность в экстремальных ситуациях.
А.Н. Лутошкин разработал методику позволяющую определить ступень развития коллектива на основе эмоционально-символических аналогий.
Задание № 6.
Уровень развития группы |
Основная характеристика группы на данном этапе |
Задачи по развитию коллектива |
Позиция педагога |
Содержание деятельности педагога |
Новообразования в детском коллективе |
Номинальная группа «Песчаная россыпь»
|
Дети не знакомы друг с другом. Взаимоотношения и взаимодействия в данной группе поверхностны и ситуативны.
|
Организация знакомства, определение общих целей, ближних и дальних перспектив, организация совместной деятельности (первое небольшое дело должно быть для группы успешным), формирование деловых отношений, диагностика интересов и способностей членов коллектива.
|
|
|
|
Группа ассоциация «Мягкая глина»
|
Заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы. Группа имеет общую цель, официальную структуру, есть лидеры, возникают стабильные деловые отношения, появляются группировки. Скрепляющим звеном здесь еще являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные - доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. |
Поддержка и обучение актива, установление дружеских отношений между группировками, поощрение взаимопомощи, необходимо большое внимание уделять общению группы. Необходимо постепенное усложнение задач, формирование чувства «Мы».
|
|
|
|
Группа кооперация «Мерцающий маяк»
|
Преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям у некоторых членов группы. Недостаточно проявляется инициатива. Проявление активности всплесками, да и то не у всех. |
Формирование эмоционального единства, поддержка актива, расширение сферы общения и усложнение задач деятельности. |
|
|
|
Группа автономия «Алый парус»
|
Здесь действуют по принципу "Один - за всех и все - за одного". Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Актив - знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. У большинства проявляется чувство гордости за свой коллектив, все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Группа живо интересуется, как обстоят дела в других группах. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят. Хотя группа и сплочена, но бывают такие моменты, когда она не готова идти наперекор бурям и ненастьям. |
Гармонизация личных и общественных интересов. Расширение сферы деятельности. |
|
|
|
Группа коллектив «Горящий факел»
|
Здесь хорошо проявляются все качества коллектива: тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив |
Расширение связей с другими группами на основе сотрудничества, определение перспектив. |
|
|
|