ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.08.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 1
Особенности и социально-педагогические потенциалы лагеря.
Во многом решению специфических задач лагеря способствует использование тех потенциалов, которые имеет лагерь, в первую очередь загородный. Потенциалы в толковом словаре определяются как совокупность средств, возможностей, необходимых для чего-либо. Загородный детский оздоровительный лагерь – это внешкольное учреждение периодического функционирования (за исключением таких лагерей как «Орленок»), важное звено в системе дополнительного образования, воспитания, оздоровления детей. Именно лагеря предоставляют уникальные возможности для самопознания, самореализации, приобретения социального опыта детьми. Это связано с теми особенностями, которыми обладают детские лагеря по сравнению с другими образовательными учреждениями. В детском загородном лагере существуют значительные возможности для того, чтобы объединить воспитательное воздействие на личность социального окружения, педагогов, предметной и природной среды.
В таблице 1 можно увидеть особенности, свойственные детским лагерям и социально-педагогические потенциалы лагеря.
№ |
Особенности детского лагеря |
Социально-педагогические потенциалы лагеря |
1. |
Кратковременность функционирования, или кратковременность пребывания в лагере ребенка. |
Формируется временный детский коллектив, который, как правило, за время смены проходит большой путь развития и достигает высокого уровня, что позволяет через коллектив оказывать положительное влияние на развитие личности. |
2. |
Высокий темп жизни.
|
За относительно короткий промежуток времени ребенок может включиться в разнообразную деятельность, тем самым, приобретая различный социальный опыт, новые навыки и интересы, усовершенствуя прежние, развивая способности. Создаются условия для индивидуального развития. Идет более интенсивный поиск личностью своего «я». Каждый имеет возможность участия в практической деятельности и в смене видов деятельности с целью оценки личностью своих интересов и возможностей. |
3. |
Высокая эмоциональная насыщенность жизни.
|
Наличие в жизни детей ярких, эмоционально насыщенных, незабываемых дел, которые как коллективно, так и индивидуально значимы и привлекательны. Эти дела становятся своеобразными вехами в воспитательном процессе – событиями, оказывающими на детей значительное влияние. |
4. |
Насыщенное, интенсивное общение.
|
Приобретение социального опыта за счет расширения круга общения, его объема. В условиях лагеря детям приходится выстраивать общение с новыми незнакомыми ранее людьми, разными по возрасту, статусу, индивидуальным особенностям. Существуют возможности для формирования умений вести диалог. |
5. |
Относительная автономность существования.
|
Поскольку лагерь является воспитательной организацией относительно автономной, это позволяет снижать негативное влияние среды. В то же время в лагере существует возможность для предъявления единых педагогических требований, осуществления единства воспитательных воздействий. В этих условиях легче формируется общественное мнение на основе определенных ценностей. |
6. |
Разнородность состава взрослых и детей.
|
В условиях лагеря формируется полипрофессиональная, поливозрастная общность, значительно расширяющая контакты детей. Может осуществляться вариативность взаимодействия детей и взрослых. |
7. |
Педагогический коллектив как носитель ценностей.
|
Единый подготовленный педагогический коллектив, может демонстрировать образцы деятельности, общения, поведения на основе определенных ценностей и нести эти ценности детям через включение их в определенную деятельность, соответствующую гуманистическим ценностям. Коллектив предъявляет единые педагогические требования. |
8. |
Своеобразная субкультура.
|
В условиях лагеря формируются определенные стереотипы поведения на основе традиций, законов жизни лагеря (специфический набор ценностных ориентаций, норм поведения, интересов, особенностей общения и взаимодействия). Несмотря на то, что лагерь является как правило временной организацией носителями субкультуры лагеря является педагогический коллектив и дети, которые приезжают в лагерь не в первый раз, так называемые «старики». |
9. |
Особая предметно-пространственная среда. |
Природа, наличие специально организованных помещений или площадок (спортивных, игровых, пляж, оборудованное место для купания) создают условия для оздоровления и отдыха детей, развития их эстетического вкуса. В отличие от других воспитательных организаций, лагерь создает условия для изменения, преобразования среды собственными силами детей. Лагерь создает возможность расширения числа сфер деятельности, с которыми могут познакомиться дети. |
10. |
Организация жизнедеятельности. |
Режим жизни и питания, организация деятельности создает условия для отдыха и оздоровления, развития детей, приобретения ими социального опыта. В результате происходит компенсация того, что ребенок не может получит в обычной среде и дополнение к уже имеющимся знаниям, умениям, социальному опыту. |
11. |
Дополнительное образование детей
|
В условиях лагеря происходит освоение богатств духовной культуры. Существует возможность приобретения знаний, умений, которые не могут быть приобретены в школе и семье. Возможность выбора различных программ и направлений обучения. Происходит стимулирование самосовершенствования. |
12. |
Преимущественно досуговый характер деятельности |
Так как основной задачей детского лагеря является организация отдыха детей, то досуговая деятельность становится приоритетной. В лагере создаются благоприятные условия не только для включения детей в полезный, интересный досуг, но и для формирования у них ценностных ориентаций в сфере досуга, расширение круга интересов, накопление знаний о формах проведения досуга. |
13. |
Гибкость и вариативность содержания воспитания,
|
Возможность выбора содержания деятельности в условиях лагеря, реализация интересов и потребностей детей происходит за счет создания широкой сети разнообразных типов лагерей, за счет учета потребностей родителей и детей в различных формах отдыха. |
14. |
Технологии воспитания, отличные от других воспитательных организаций,
|
Использование различных технологий, таких как коллективная творческая деятельность, ролевые игры, допрофессиоанльные пробы, туристические технологии дающих возможность проявления субъектной позиции ребенка. Приобретение навыков организации отдыха, досуга, взаимодействия, практической деятельности. Возможность включения в деятельность в разных ролевых позициях. |
15. |
Особенности взаимодействия между детьми и взрослыми. |
Взаимодействие в лагере, имеющем свои традиции, особую нравственную атмосферу влияет на процесс передачи социального опыта. Достаточно близкие возрастные характеристики вожатых, часто студентов, по отношению к младшему поколению, знание ими особенностей детской и подростковой субкультуры, понимание на основе собственного опыта наиболее типичных психологических состояний, переживаемых детьми и подростками в процессе взросления, позволяет последним более легко, свободно общаться, излагать причины и содержание внутриличностных, школьных, семейных и других проблем, конфликтов; совместно со своим наставником (вожатым) искать пути их разрешения; осуществлять внешнюю оценку, "экспертизу" своего поведения, консультирование по самым разнообразным темам и вопросам. |
16. |
Коллективный характер проживания и жизнедеятельности,
|
Возможность приобретения опыта адаптации и обособления, формирование умений взаимодействия, сотрудничества, взаимопомощи, в то же время умений отстаивать свою точку зрения, свои права. Познание способов совместного проживания в группе сверстников. На основе сопоставления себя с другими развитие самооценки. |
17. |
Менее жесткая регламентация деятельности детей, большая самостоятельность.
|
Возможность для осуществления социальных проб, приобретения навыков самостоятельной деятельности, опыта. Возможность для проявления личной инициативы, проявления активности, выбора. Самодеятельность воспитанника, включение его в реальную деятельность, создает условия расширенного формирования духовно-ценностной ориентации в условиях детского лагеря. |
18. |
Завершенный цикл развития.
|
Возможность проектирования деятельности на основе ее систематичности, формулирования конкретных, достижимых результатов деятельности лагеря. |
Важно умело использовать эти потенциалы для развития личности каждого члена временного детского коллектива.
Логика развития лагерной смены.
В организационном плане лагерная смена состоит из 3-х основных периодов: организационного, основного и заключительного. В зависимости от сроков продолжительности смены меняются и сроки периодов (см. схему).
Задание № 1.
Задачи и основные формы работы в различные периоды смены лагеря
Период смены |
Задачи |
Основные формы работы |
Организационный период |
- организация знакомства ребят друг с другом, со взрослыми, с условиями проживания, нормами и правилами - выработка норм поведения, ценностей, традиций, основ коллективной деятельности, сотрудничества, сотворчества в новых условиях - диагностика личных потенциалов ребят, их интересов - обеспечение ребятам чувства защищенности - создание условий для самопрезентации, проявления лучших качеств личности, способностей - создание условий для принятия каждого воспитанника в коллектив сверстников и взрослых - помощь в определении места, статуса в коллективе - формирование чувства «мы», доверия в отряде - формирование организационной структуры отряда - определение перспектив деятельности и личностных смыслов пребывания в лагере
|
|
Основной период смены |
- включение ребят в разнообразную совместную деятельность - организация процесса обучения, реализация образовательной программы лагеря - развитие коллектива - определение индивидуальных маршрутов продвижения ребят - создание условий для деятельности отряда как организатора общелагерных дел - организация самоуправления или соуправления - моделирование ситуации успеха для каждого воспитанника и отрядов - поддержание активности каждого воспитанника и отряда - создание положительного эмоционального настроя, благоприятного микроклимата коллектива - поддержание групповых норм - создание условий для полноценного отдыха, оздоровления и развития
|
|
Заключительный период смены |
- организация подведения итогов смены -закрепление и реализация приобретенных знаний, умений, опыта -организация личной и групповой рефлексии
|
|
Диагностика особенностей детей и детского коллектива лагере.
Педагогическая диагностика (в переводе с греческого «способность распознавать») - это процесс постановки «диагноза», т. е. установление уровня развития субъекта диагностики. Суть педагогической диагностики состоит в отслеживании качественных изменений, происходящих в объекте диагностики, кроме этого, важен анализ собранной информации с целью определения удач и неудач в развитии, становлении личности, в раскрытии смысла изменений, происходящих в субъекте диагностики.
Диагностическое познание служит конкретным практическим задачам и может стимулировать развитие объекта диагноза.
В теории познания выделяют следующие этапы диагностического процесса:
Выявление и узнавание присущих данному объекту диагностических признаков и их идентификация: отражение внешнего образа предмета, процесса, его признаков, отношений и связей. То есть происходит определение состояния явления или процесса.
Постановка диагноза. Заключение о принадлежности сущности, выраженной в единичном, к определенному, установленному наукой классу, виду предметов. Происходит оценка актуального состояния явления или процесса.
Реализация полученных знаний на практике: прогнозирование дальнейшего развития, выбор соответственных средств воздействия, разработка рекомендаций для коррекции, превращение знаний в действия по управлению системой, объектом, контролем над её состоянием.
При проведении диагностики необходимо соблюдать следующие требования:
Должна быть четко сформулирована проблема, цель и задачи исследования.
Установлены критерии и признаки, по которым можно будет судить о качественных изменениях субъекта диагностики.
Точно определены объект и предмет диагностики.
Выбраны и разработаны методы диагностики. Необходим учет возрастных особенностей при отборе методов диагностики.
Определены адекватные формы фиксации и представления результатов диагностика, предусматривающие дальнейший анализ.
Определена периодичность диагностики, время проведения.
Основанием для педагогической диагностики служит воспитательная или образовательная цель, развернутая в программе обучения и воспитания.
|
Что диагностируем, выявляем? |
Цель диагностики |
Методы диагностики |
Период диагностики |
|
Общие сведения о ребенке (фамилия, имя, возраст, дата рождения, состояние здоровья, место жительства, сведения о родителях) |
Получить исходные данные о детях |
Анкета, беседа с родителями, врачом |
Заезд, первый день смены |
|
Какой раз в этом лагере ребенок и в лагере вообще, ожидания от лагеря |
Определить ожидания от лагеря |
Анкета, беседа с ребенком, рассказ детей на огоньке знакомств |
Заезд, первый день смены |
|
Интересы, любимые занятия в свободное время, способности к различным видам деятельности |
Выявить интересы для того, чтобы учесть их при планировании и организации жизнедеятельности отряда |
Анкета, индивидуальные беседы с детьми, рассказ детей о себе во время огонька знакомства, наблюдение во время игр, малых форм работы |
Организационный период смены |
|
Выявление лидеров и положения других детей в коллективе |
Выявление лидеров как потенциальных участников самоуправления и помощников вожатого |
Наблюдение во время игр, малых форм работы, использование, тестов и стандартизированных опросников для подростков и старшеклассников |
Организационный период смены |
|
Определение индивидуальных особенностей детей (темперамент, характер, воля, ценностные ориентации, мотивы участия в деятельности, самооценка) |
Выявить детей со сходными индивидуальными особенностями и детей, которые отличаются от большинства, то есть в силу своих особенностей могут попасть в группу риска |
Наблюдение за поведением во время игр, малых форм работы, использование, тестов и стандартизированных опросников для подростков и старшеклассников, индивидуальные беседы |
Организационный период смены |
|
Эмоциональное состояние ребенка |
Определить самочувствия детей в лагере |
Наблюдение, индивидуальные беседы, беседы во время вечерних огоньков, использование «Цветописи» или других вариантов Дневника настроения |
В течение всей смены |
|
Уровень развития временного детского коллектива, взаимоотношения в отряде |
Определить уровень развития детского коллектива и положение каждого ребенка в нем для того, чтобы управлять развитием коллектива, предупредить возможные трудности |
Наблюдение, социометрия (для детей младшего школьного возраста, эта методика имеет особенности проведения), «Мой отряд» (для детей старше 10 лет), анализ и обсуждение деятельности отряда на отрядных огоньках, самоаттестация (для подростков и старших школьников) |
Периодически в течение смены (после оргпериода, в середине смены и в заключительный период смены) |
|
Удовлетворенность детей пребыванием в лагере |
Определить результативность работы в течение смены |
Наблюдение, анкеты, опросы, индивидуальные беседы с детьми, разговоры в отряде на огоньках, на огоньке прощания |
Периодически в течение смены (после оргпериода, в середине смены, перед заключительным периодом смены, в последний день смены |