ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.08.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Особенности и социально-педагогические потенциалы лагеря.

Во многом решению специфических задач лагеря способствует использование тех потенциалов, которые имеет лагерь, в первую очередь загородный. Потенциалы в толковом словаре определяются как совокупность средств, возможностей, необходимых для чего-либо. Загородный детский оздоровительный лагерь – это внешкольное учреждение периодического функционирования (за исключением таких лагерей как «Орленок»), важное звено в системе дополнительного образования, воспитания, оздоровления детей. Именно лагеря предоставляют уникальные возможности для самопознания, самореализации, приобретения социального опыта детьми. Это связано с теми особенностями, которыми обладают детские лагеря по сравнению с другими образовательными учреждениями. В детском загородном лагере существуют значительные возможности для того, чтобы объединить воспитательное воздействие на личность социального окружения, педагогов, предметной и природной среды.

В таблице 1 можно увидеть особенности, свойственные детским лагерям и социально-педагогические потенциалы лагеря.

Особенности детского лагеря

Социально-педагогические потенциалы лагеря

1.

Кратковременность функционирования, или кратковременность пребывания в лагере ребенка.

Формируется временный детский коллектив, который, как правило, за время смены проходит большой путь развития и достигает высокого уровня, что позволяет через коллектив оказывать положительное влияние на развитие личности.

2.

Высокий темп жизни.

За относительно короткий промежуток времени ребенок может включиться в разнообразную деятельность, тем самым, приобретая различный социальный опыт, новые навыки и интересы, усовершенствуя прежние, развивая способности. Создаются условия для индивидуального развития. Идет более интенсивный поиск личностью своего «я». Каждый имеет возможность участия в практической деятельности и в смене видов деятельности с целью оценки личностью своих интересов и возможностей.

3.

Высокая эмоциональная насыщенность жизни.

Наличие в жизни детей ярких, эмоционально насыщенных, незабываемых дел, которые как коллективно, так и индивидуально значимы и привлекательны. Эти дела становятся своеобразными вехами в воспитательном процессе – событиями, оказывающими на детей значительное влияние.

4.

Насыщенное, интенсивное общение.

Приобретение социального опыта за счет расширения круга общения, его объема. В условиях лагеря детям приходится выстраивать общение с новыми незнакомыми ранее людьми, разными по возрасту, статусу, индивидуальным особенностям. Существуют возможности для формирования умений вести диалог.

5.

Относительная автономность существования.

Поскольку лагерь является воспитательной организацией относительно автономной, это позволяет снижать негативное влияние среды. В то же время в лагере существует возможность для предъявления единых педагогических требований, осуществления единства воспитательных воздействий. В этих условиях легче формируется общественное мнение на основе определенных ценностей.

6.

Разнородность состава взрослых и детей.

В условиях лагеря формируется полипрофессиональная, поливозрастная общность, значительно расширяющая контакты детей. Может осуществляться вариативность взаимодействия детей и взрослых.

7.

Педагогический коллектив как носитель ценностей.

Единый подготовленный педагогический коллектив, может демонстрировать образцы деятельности, общения, поведения на основе определенных ценностей и нести эти ценности детям через включение их в определенную деятельность, соответствующую гуманистическим ценностям. Коллектив предъявляет единые педагогические требования.

8.

Своеобразная субкультура.

В условиях лагеря формируются определенные стереотипы поведения на основе традиций, законов жизни лагеря (специфический набор ценностных ориентаций, норм поведения, интересов, особенностей общения и взаимодействия). Несмотря на то, что лагерь является как правило временной организацией носителями субкультуры лагеря является педагогический коллектив и дети, которые приезжают в лагерь не в первый раз, так называемые «старики».

9.

Особая предметно-пространственная среда.

Природа, наличие специально организованных помещений или площадок (спортивных, игровых, пляж, оборудованное место для купания) создают условия для оздоровления и отдыха детей, развития их эстетического вкуса. В отличие от других воспитательных организаций, лагерь создает условия для изменения, преобразования среды собственными силами детей. Лагерь создает возможность расширения числа сфер деятельности, с которыми могут познакомиться дети.

10.

Организация жизнедеятельности.

Режим жизни и питания, организация деятельности создает условия для отдыха и оздоровления, развития детей, приобретения ими социального опыта. В результате происходит компенсация того, что ребенок не может получит в обычной среде и дополнение к уже имеющимся знаниям, умениям, социальному опыту.

11.

Дополнительное образование детей

В условиях лагеря происходит освоение богатств духовной культуры. Существует возможность приобретения знаний, умений, которые не могут быть приобретены в школе и семье. Возможность выбора различных программ и направлений обучения. Происходит стимулирование самосовершенствования.

12.

Преимущественно досуговый характер деятельности

Так как основной задачей детского лагеря является организация отдыха детей, то досуговая деятельность становится приоритетной. В лагере создаются благоприятные условия не только для включения детей в полезный, интересный досуг, но и для формирования у них ценностных ориентаций в сфере досуга, расширение круга интересов, накопление знаний о формах проведения досуга.

13.

Гибкость и вариативность содержания воспитания,

Возможность выбора содержания деятельности в условиях лагеря, реализация интересов и потребностей детей происходит за счет создания широкой сети разнообразных типов лагерей, за счет учета потребностей родителей и детей в различных формах отдыха.

14.

Технологии воспитания, отличные от других воспитательных организаций,

Использование различных технологий, таких как коллективная творческая деятельность, ролевые игры, допрофессиоанльные пробы, туристические технологии дающих возможность проявления субъектной позиции ребенка. Приобретение навыков организации отдыха, досуга, взаимодействия, практической деятельности. Возможность включения в деятельность в разных ролевых позициях.

15.

Особенности взаимодействия между детьми и взрослыми.

Взаимодействие в лагере, имеющем свои традиции, особую нравственную атмосферу влияет на процесс передачи социального опыта. Достаточно близкие возрастные характеристики вожатых, часто студентов, по отношению к младшему поколению, знание ими особенностей детской и подростковой субкультуры, понимание на основе собственного опыта наиболее типичных психологических состояний, переживаемых детьми и подростками в процессе взросления, позволяет последним более легко, свободно общаться, излагать причины и содержание внутриличностных, школьных, семейных и других проблем, конфликтов; совместно со своим наставником (вожатым) искать пути их разрешения; осуществлять внешнюю оценку, "экспертизу" своего поведения, консультирование по самым разнообразным темам и вопросам.

16.

Коллективный характер проживания и жизнедеятельности,

Возможность приобретения опыта адаптации и обособления, формирование умений взаимодействия, сотрудничества, взаимопомощи, в то же время умений отстаивать свою точку зрения, свои права. Познание способов совместного проживания в группе сверстников. На основе сопоставления себя с другими развитие самооценки.

17.

Менее жесткая регламентация деятельности детей, большая самостоятельность.

Возможность для осуществления социальных проб, приобретения навыков самостоятельной деятельности, опыта. Возможность для проявления личной инициативы, проявления активности, выбора. Самодеятельность воспитанника, включение его в реальную деятельность, создает условия расширенного формирования духовно-ценностной ориентации в условиях детского лагеря.

18.

Завершенный цикл развития.

Возможность проектирования деятельности на основе ее систематичности, формулирования конкретных, достижимых результатов деятельности лагеря.


Важно умело использовать эти потенциалы для развития личности каждого члена временного детского коллектива.


  1. Логика развития лагерной смены.

В организационном плане лагерная смена состоит из 3-х основных периодов: организационного, основного и заключительного. В зависимости от сроков продолжительности смены меняются и сроки периодов (см. схему).

Задание № 1.

Задачи и основные формы работы в различные периоды смены лагеря

Период смены

Задачи

Основные формы работы

Организационный период

- организация знакомства ребят друг с другом, со взрослыми, с условиями проживания, нормами и правилами

- выработка норм поведения, ценностей, традиций, основ коллективной деятельности, сотрудничества, сотворчества в новых условиях

- диагностика личных потенциалов ребят, их интересов

- обеспечение ребятам чувства защищенности

- создание условий для самопрезентации, проявления лучших качеств личности, способностей

- создание условий для принятия каждого воспитанника в коллектив сверстников и взрослых

- помощь в определении места, статуса в коллективе

- формирование чувства «мы», доверия в отряде

- формирование организационной структуры отряда

- определение перспектив деятельности и личностных смыслов пребывания в лагере

Основной период смены

- включение ребят в разнообразную совместную деятельность

- организация процесса обучения, реализация образовательной программы лагеря

- развитие коллектива

- определение индивидуальных маршрутов продвижения ребят

- создание условий для деятельности отряда как организатора общелагерных дел

- организация самоуправления или соуправления

- моделирование ситуации успеха для каждого воспитанника и отрядов

- поддержание активности каждого воспитанника и отряда

- создание положительного эмоционального настроя, благоприятного микроклимата коллектива

- поддержание групповых норм

- создание условий для полноценного отдыха, оздоровления и развития

Заключительный период смены

- организация подведения итогов смены

-закрепление и реализация приобретенных знаний, умений, опыта

-организация личной и групповой рефлексии


  1. Диагностика особенностей детей и детского коллектива лагере.

Педагогическая диагностика (в переводе с греческого «способность распознавать») - это процесс постановки «диагноза», т. е. установление уровня развития субъекта диагностики. Суть педагогической диагностики состоит в отслеживании качественных изменений, происходящих в объекте диагностики, кроме этого, важен анализ собранной информации с целью определения удач и неудач в развитии, становлении личности, в раскрытии смысла изменений, происходящих в субъекте диагностики.

Диагностическое познание служит конкретным практическим задачам и может стимулировать развитие объекта диагноза.

В теории познания выделяют следующие этапы диагностического процесса:

  • Выявление и узнавание присущих данному объекту диагностических признаков и их идентификация: отражение внешнего образа предмета, процесса, его признаков, отношений и связей. То есть происходит определение состояния явления или процесса.

  • Постановка диагноза. Заключение о принадлежности сущности, выраженной в единичном, к определенному, установленному наукой классу, виду предметов. Происходит оценка актуального состояния явления или процесса.

  • Реализация полученных знаний на практике: прогнозирование дальнейшего развития, выбор соответственных средств воздействия, разработка рекомендаций для коррекции, превращение знаний в действия по управлению системой, объектом, контролем над её состоянием.

При проведении диагностики необходимо соблюдать следующие требования:

  1. Должна быть четко сформулирована проблема, цель и задачи исследования.

  2. Установлены критерии и признаки, по которым можно будет судить о качественных изменениях субъекта диагностики.

  3. Точно определены объект и предмет диагностики.

  4. Выбраны и разработаны методы диагностики. Необходим учет возрастных особенностей при отборе методов диагностики.

  5. Определены адекватные формы фиксации и представления результатов диагностика, предусматривающие дальнейший анализ.

  6. Определена периодичность диагностики, время проведения.

Основанием для педагогической диагностики служит воспитательная или образовательная цель, развернутая в программе обучения и воспитания.


Что диагностируем, выявляем?

Цель диагностики

Методы диагностики

Период диагностики

Общие сведения о ребенке (фамилия, имя, возраст, дата рождения, состояние здоровья, место жительства, сведения о родителях)

Получить исходные данные о детях

Анкета, беседа с родителями, врачом

Заезд, первый день смены

Какой раз в этом лагере ребенок и в лагере вообще, ожидания от лагеря

Определить ожидания от лагеря

Анкета, беседа с ребенком, рассказ детей на огоньке знакомств

Заезд, первый день смены

Интересы, любимые занятия в свободное время, способности к различным видам деятельности

Выявить интересы для того, чтобы учесть их при планировании и организации жизнедеятельности отряда

Анкета, индивидуальные беседы с детьми, рассказ детей о себе во время огонька знакомства, наблюдение во время игр, малых форм работы

Организационный период смены

Выявление лидеров и положения других детей в коллективе

Выявление лидеров как потенциальных участников самоуправления и помощников вожатого

Наблюдение во время игр, малых форм работы, использование, тестов и стандартизированных опросников для подростков и старшеклассников

Организационный период смены

Определение индивидуальных особенностей детей (темперамент, характер, воля, ценностные ориентации, мотивы участия в деятельности, самооценка)

Выявить детей со сходными индивидуальными особенностями и детей, которые отличаются от большинства, то есть в силу своих особенностей могут попасть в группу риска

Наблюдение за поведением во время игр, малых форм работы, использование, тестов и стандартизированных опросников для подростков и старшеклассников, индивидуальные беседы

Организационный период смены

Эмоциональное состояние ребенка

Определить самочувствия детей в лагере

Наблюдение, индивидуальные беседы, беседы во время вечерних огоньков, использование «Цветописи» или других вариантов Дневника настроения

В течение всей смены

Уровень развития временного детского коллектива, взаимоотношения в отряде

Определить уровень развития детского коллектива и положение каждого ребенка в нем для того, чтобы управлять развитием коллектива, предупредить возможные трудности

Наблюдение, социометрия (для детей младшего школьного возраста, эта методика имеет особенности проведения), «Мой отряд» (для детей старше 10 лет), анализ и обсуждение деятельности отряда на отрядных огоньках, самоаттестация (для подростков и старших школьников)

Периодически в течение смены (после оргпериода, в середине смены и в заключительный период смены)

Удовлетворенность детей пребыванием в лагере

Определить результативность работы в течение смены

Наблюдение, анкеты, опросы, индивидуальные беседы с детьми, разговоры в отряде на огоньках, на огоньке прощания

Периодически в течение смены (после оргпериода, в середине смены, перед заключительным периодом смены, в последний день смены