ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.08.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 1
Особенности работы с различными возрастными группами в условиях лагеря.
Учет возрастных особенностей детей в воспитательной работе с ними является одним из основных педагогических требований. Учесть – это значит принять во внимание, не упустить из вида. Учет возрастных особенностей предполагает знание педагогом этих особенностей и организация деятельности детей на основе особенностей. Так при подготовке и проведении воспитательных дел педагогу необходимо соотнести цели своей деятельности с основными потребностями возраста и возрастными задачами развития ребенка. Отбирая содержание деятельности, педагог должен ориентироваться на знания и умения детей, которые у них сформированы. Дело не должно быть слишком простым и слишком сложным для восприятия детьми. Время проведения дела и его продолжительность должны соответствовать физическим возможностям детей. Хорошо, если форма проведения дела будет соответствовать ведущей деятельности возраста. Кроме того необходимо учесть умения детей работать в паре, группе, коллективно. Приглашение гостей, открытость дела будет зависеть от степени готовности детей к сотрудничеству. При подготовке дела необходимо учитывать уровень развития самостоятельности детей. Не стоит делать за детей то, что они могут выполнить сами. При выборе ведущих необходимо учесть наиболее значимые для возраста отношения (педагог, сверстники, родители). При определении позиции взрослого необходимо знать наиболее эффективные для данного возраста педагогические приемы.
Задание № 2 (1).
Особенности работы |
6-7 лет |
8-10 лет |
11-12 лет |
Особенности возраста, которые необходимо учитывать при работе с возрастной группой. Подсказка! Попробуйте ответить вопросы: -Уровень активности? -Отношения с 7-й? -Навыки самообслуживания? -Соблюдение режима? -Отношение к взрослым, к сверстникам? -Личностные качества? -Конфликтность? |
|
|
|
Основные цели и задачи работы, связанные с возрастом. Подсказка! Чему вы можете научить детей исходя из их возрастных особенностей?
|
|
|
|
Преобладающая позиция вожатого
|
|
|
|
Наиболее интересное для данной возрастной группы содержание деятельности
|
|
|
|
Основные методы работы с данной возрастной группой
|
|
|
|
Наиболее приемлемые формы работы с данной возрастной группой
|
|
|
|
Задание № 2 (2).
Особенности работы |
13-14 лет |
15-16 лет |
Разновозрастная группа 12-16 лет |
Особенности возраста, которые необходимо учитывать при работе с возрастной группой
|
|
|
|
Основные цели и задачи работы, связанные с возрастом
|
|
|
|
Преобладающая позиция вожатого
|
|
|
|
Наиболее интересное для данной возрастной группы содержание деятельности
|
|
|
|
Основные методы работы с данной возрастной группой
|
|
|
|
Наиболее приемлемые формы работы с данной возрастной группой
|
|
|
|
Функции органов самоуправления в отряде.
Детское самоуправление – это демократическая форма организации жизнедеятельности детского коллектива, которая предполагает участие всех членов коллектива в совместном принятии и выполнение основных решений, наличие выборных органов самоуправления. В условиях лагеря дети могут принимать самое активное участие в выработке законов и норм жизни, планировании, организации, подготовке и проведении дел как в отряде так и в лагере в целом, в подведении итогов и анализе этой деятельности. Организационными формами реализации самоуправления можно считать общий сбор лагеря, отряда, наличие в отряде выбранных командира, дежурных командиров, советов дела, творческих групп.
Задание № 3.
|
Основные функции |
Действия педагога |
Педагогический результат |
Общий сбор отряда |
Принимает основные решения о жизнедеятельности отряда: правила и законы жизни в лагере, план работы на смену, на сборе выбирается название и девиз отряда, происходят выборы и распределение поручений, происходит анализ деятельности отряда, подводятся итоги работы за смену;
|
Организует диалог, учит ребят коллективному выдвижению идей, принятию коллективных решений |
Приобретение опыта совместной деятельности, коллективного принятия решений, умений отстаивать свою точку зрения, считаться с точкой зрения других |
Командир отряда |
Планирует вместе с вожатым день; Владеет информацией по дню; Несет ответственность за организацию жизнедеятельности отряда; Является представителем отряда в органах самоуправления лагеря;
|
|
|
Дежурный командир |
Проводит утренний круг или линейку, вечерний огонек; Организует режимные моменты, в том числе дежурство в столовой, уборку спален и территории; Организует деятельность различных групп, в том числе по чередованию традиционных творческих поручений;
|
|
|
Творческая группа, совет дела |
Планирует, готовит какое-то отрядное или общелагерное дело; Распределяет поручения между членами отряда; Координирует деятельность всех участников подготовки; Проводит дело; Анализирует проведенное дело.
|
|
|
Организационный сбор отряда. («Орленок» книга вожатого. 45-летию «Орленка» посвящается» м., 2005, с.99)
Вступительная часть
1. Обозначаются задачи, которые необходимо решить отряду.
2. Принимаются правила ведения сбора.
- правило скрещенных рук («Не повторяйся, об этом уже говорили»);
- правило поднятой правой руки («Прошу слова»);
- правило свободного микрофона («Каждый имеет право на свою точку зрения и может ее высказать»);
- правило 2 минут («Обсуждать вопросы группой быстро и конструктивно»);
- правило идеи («Любая идея должна быть услышана»);
- правило блокнота и ручки («Незаписанная мысль - потерянная мысль»);
3. Выбирается группа (2-3 человека), которая будет фиксировать решения сбора. Эта группа может называться информационная, пресс-группа и т.д.
Основная часть
Это обсуждение следующих содержательных вопросов:
1. Что означает для нас смена? Как мы понимаем свою роль в этой смене?
2. Нам всем вместе предстоит прожить 21 день. Какие мы все вместе? К чему мы все вместе стремимся? (Постановка общей цели отряда.)
3. Чтобы стать таким отрядом, необходимо всем вместе договориться о правилах жизни. Возможно, договор о правилах жизни отряда прошел до оргсбора отряда. Тогда на оргсборе необходимо торжественно утвердить эти правила (по форме они могут быть в виде Декларации, Кодекса, Устава отряда и т.д.).
4. Каждый отряд в нашем лагере - уникальный и не похожий на другой, у каждого есть свое лицо, свой имидж. К внешним признакам, отличающим один отряд от другого, относятся:
название отряда, которое должно нравиться нам всем и отражать характер и содержание деятельности нашего отряда (основа - цель отряда!);
девиз отряда - краткий афоризм, которому мы следуем в своей жизни;
отрядная песня и любимые песни отряда - вечерние, костровые, лирические, шуточные и др.;
эмблема отряда - символический рисунок, отражающий название отряда;
элементы одежды;
игровые отрядные условности - речевки, знаки приветствия и т.д.;
оформление отрядного места;
отрядные ритуалы и традиции.
5. Накануне, проводя планирование, мы договорились о том, какие группы будут в нашем отряде и чем они будут заниматься (чередование традиционных творческих поручений). Происходит утверждение состава групп (если этого не было сделано на планировании, то распределение по группам происходит сейчас).