Файл: Принципы конституционного судопроизводства: понятие и виды.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В данное время почти во всех современных государствах есть конституция, не зависимо от формы государственного устройства. Но это ещё не означает, что его можно называть «Конституционным государством» в привычном для нас смысле.

Именно поэтому надо подчеркнуть роль контроль Конституционного судопроизводства.

Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Является судебным органом конституционного контроля, и он владеет государственно-властными возможностями особенного характера, которые позволяют принимать решения, имеющие общеобязательный характер и часто владеющие нормативностью. При этом, идет речь не лишь о так называемом нехорошем правотворчестве, когда Конституционный Суд признает не соответствующим конституции определенное положение законодательного акта; часто Суд выступает и «положительным законотворцем», формулируя законодательные позиции нормативного характера, которые имеют завышенную юридическую силу. В обоих вариантах Конституционный Суд производит в результате в рамках установленных конституционных процедур функцию по разрешению, снятию разногласий и конфликтов в социальной и законодательной реальности, это становится вероятным, в том числе, в силу особенной природы, завышенной правовой силы решений Конституционного Суда и его законодательных позиций.

Актуальность темы в том, что Конституционный Суд России выступает важным элементом законодательства страны, судебным органом конституционного контроля, без помощи других и независим, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Предметом исследования данной работы является Конституционный суд РФ.

Объектом исследования являются общественные отношения в сфере конституционного производства РФ.

Цель работы является изучении истории и деятельности Конституционного Судопроизводства как самостоятельного вида судопроизводства Российской Федерации.

Цель данной работы обусловила решение следующих задач:

  1. исследовать историю становления и развития конституционного судопроизводства в России;
  2. изучить порядок формирования, принципы конституционного судопроизводства и полномочия Конституционного Суда РФ;
  3. рассмотреть общие признаки конституционного судопроизводства.

При осуществлении юридического анализа, наряду с нормативными правовыми актами и документами, анализировалась научная литература, аргументированные точки зрения по данной проблеме ученых К.Ф. Гуценко, М.А. Ковалева, Ю.А. Шульженко, Б.С. Эбзеева и других ведущих специалистов в области конституционного права.

ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ: ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ

1.1. Понятие и состав Конституционного Суда Российской Федерации

Конституционный Суд Россия –один из высших федеральных органов судебной власти. В соответствии со ст.1 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд России - судебный орган конституционного контроля, без помощи других и независимо осуществляющий судебную власть средством конституционного судопроизводства. Конституционный Суд Россия - орган правосудия. При этом правосудие, которое осуществляется Конституционным Судом Российской Федерации специфически, также как и его возможности.

Согласно Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 09.11.2020) "О Конституционном Суде Российской Федерации" Ст. 4. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из одиннадцати судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Так же там написано, что Конституционный Суд Российской Федерации правомочен осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее восьми судей, а также полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.

Ранее же Конституционный Суд Российской Федерации состоял из 19 судей. На данный же момент количество судей в Конституционным Суде Российской Федерации – 12.

Так, ст. 125 Конституции РФ возлагает на особый орган правосудия - Конституционный Суд РФ возможности по реализации проверки конституционности перечисленных в ней законодательных актов, которая может повлечь потерю ими правовой силы, споры о компетенции между федеральными органами государственной власти и некоторые другие дела.


Другие суды (судебные органы) Конституция РФ полномочиями по проверке конституционности перечисленных в ст. 125 Конституции РФ нормативных актов, которая может повлечь утрату ими юридической силы, не наделяет.

Основные полномочия и принципы деятельности Конституционного Суда РФ закреплены не только в ст. 125 Конституции РФ, но и в ст. ст. 3, 5 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ". Но также следует акцентировать свое внимание на то, что эта публикация была значительно изменена в итоге внесения поправок в Конституцию РФ.

1.Конституционный Суд РФ:

1) по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации 

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации 

2. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

3. Конституционный Суд Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет 

а) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан - конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах "а" и "б" части 2 настоящей статьи, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты ;


б) по запросам судов - конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах "а" и "б" части 2 настоящей статьи, подлежащих применению в конкретном деле.

5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

5.1. Конституционный Суд Российской Федерации:

а) по запросу Президента Российской Федерации проверяет конституционность проектов законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации, законов до их подписания Президентом Российской Федерации;

б) в порядке, установленном федеральным конституционным законом, разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации;

в) по запросу Президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет конституционность законов субъекта Российской Федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Акты или их отдельные положения, признанные конституционными в истолковании, данном Конституционным Судом Российской Федерации, не подлежат применению в ином истолковании.

7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации либо Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления 


8. Конституционный Суд Российской Федерации осуществляет иные полномочия, установленные федеральным конституционным законом.

Компетенция Конституционного Суда РФ может быть изменена не иначе как путем внесения изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Им решаются исключительно вопросы права. Конституционный Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства должен воздерживаться от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Конституционный Суд Российской Федерации действует по правилам конституционного судопроизводства, установленным Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». Отдельные вопросы организации его деятельности определяются Регламентом Конституционного Суда. 

Конституционный Суд РФ действует в соответствии с принципами правосудия независимости, гласности, русского языка конституционного судопроизводства и другими принципами.

Конституционный Суд Российской Федерации в ходе осуществления конституционного судопроизводства принимает решения в форме постановлений, заключений, определений. Рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производятся Конституционным Судом Российской Федерации коллегиально.

2. Решения Конституционного Суда РФ

Решение Конституционного Суда Россия — это документ, в каком фиксируются заключения Конституционного Суда Россия по результатам разрешения дела в совещании Конституционного Суда Россия.

Конституционный Суд Российской Федерации выносит:

- постановления;

- заключения;

- определения;

- решения, принимаемые по вопросам организации деятельности Конституционного Суда РФ.

Постановление — это итоговое решение Конституционного Суда РФ, которым:

1) разрешено дело о согласовании Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;